Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
ИМА-пресс,
9 марта 2004
МИД намерен обсудить проблему прав россиян в Латвии и Эстонии с комиссаром ОБСЕ по делам нацменьшинств. Изменит ли ситуацию вступление этих стран в ЕС€
Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института стран СНГ: - В общем-то, Европейское сообщество, при всех пассах в сторону прав человека, национальных меньшинств и так далее, не заинтересовано в наличии влиятельной, мощной и определяющей политическую ситуацию русскоязычной общины в этих странах (так же как и эстонцы с латышами). Поэтому все разговоры на эту тему разговорами и ограничиваются. А действия латышских и эстонских властей по-прежнему направлены либо на вытеснение русскоязычных общин из этих стран, либо на их полную ассимиляцию в латышском и эстонском пространствах. ЕС ведь тоже не хочет, чтобы в войсках НАТО служили русскоязычные солдаты и офицеры. Но опыт показал, что русский мужик, когда его дернут с печи, может чудеса творить. И в Латвии, и в Эстонии наши соотечественники оказались конкурентоспособными в борьбе за выживание. Они занимают там достаточно высокие посты в бизнесе. Мне кажется, только Россия может реально воздействовать на руководство этих стран с помощью различных мер, в том числе и экономических. Это не значит, что мы не должны выступать в Совете Европы с этой проблемой, взаимодействовать с комиссарами из ОБСЕ, но надеяться на ЕС все же не стоит.
Возможности влияния на самом деле есть. Хотя распространено мнение: раз там основной бизнес сосредоточен в руках русских, то они в первую очередь и пострадают. Но лучше пусть пострадают. Может, это жестко, но справедливо, потому что пока со стороны русского бизнеса в этих странах никаких выступлений не было. Мы должны понимать, что никто кроме нас этим общинам не поможет. Нонсенс, конечно, что в Евросоюз включат страну, в которой живет 40 процентов не граждан - людей, не имеющих никаких гражданских прав. Представьте себе, что творилось бы в Европейском сообществе, если бы в России не то что 40, а хотя бы четыре процента граждан не имели права на голосование. Здесь еще стоит отметить, что на самом деле русскоязычное население в Эстонии и Латвии - вовсе не меньшинства! Когда какая-то этническая часть населения страны составляет 40 процентов, как в Латвии, например, то это уже не меньшинство, а одна из государствообразующих наций, большая часть которой, кстати, во время референдума, голосовала за независимость этих стран. Когда еще имела такое право...
Борис КАГАРЛИЦКИЙ, ведущий сотрудник Института сравнительной политологии РАН: - Само по себе обсуждение этой проблемы ситуации не изменит. Не думаю, что мы можем сказать комиссару что-то такое, чего он не знает. Москва только делает громкие заявления, которые подходят лишь для внутреннего пользования, либо угрожает экономическими санкциями, которые в случае осуществления ударят как раз по русскоязычному населению. Имело бы смысл воздействовать на ситуацию через общественное мнение стран ЕС, поскольку совершенно непонятно, как вообще Латвия и Эстония могут вступить в Союз, если у них 35-40 процентов населения не имеют гражданских прав. Другое дело, что наши власти не знают, что такое общественное мнение и не умеют с ним работать. Их понимание работы - поговорить, умаслить какого-нибудь европейского начальника, а есть ли у него политическое влияние, чтобы воздействовать на ситуацию, - неважно.
Виктор АЛКСНИС, депутат Госдумы: - Никак не изменит и не поможет, потому что Запад категорически отказывается признавать нарушения прав россиян в этих странах, считая, что их законодательство соответствует международным нормам. В лучшем случае их будут мягко укорять, но жестких мер никогда не примут, потому что такие меры будут означать усиление позиций России. А это идет вразрез с интересами Запада, который никогда не будет по-настоящему защищать права русских в Прибалтике.
Вячеслав ИГРУНОВ, председатель партии СЛОН, директор Международного института гуманитарно-политических исследований: - Это зависит от того, с кем будет встречаться комиссар. Заявлено-то это Игорем Ивановым, а он в этом вопросе занимает абсолютно трезвую и разумную позицию. Если же комиссар будет встречаться с правозащитниками, например с Хельсинской группой, то, думаю, это может повлиять в самом положительном смысле, потому что дискриминация русскоязычного населения в Латвии совершенно очевидна даже для европейцев. К сожалению, такие проблемы, как права человека, все же подвержены политической окраске, и я не уверен, что сегодня все так благоприятно складывается для наших соотечественников в Латвии. Но все же я убежден, что как раз ОБСЕ и Евросоюз могут сыграть ключевую роль в улучшении положения россиян в Латвии. Я считаю, что давление с нашей стороны только замедлит прогресс в этом направлении, а вот давление из Брюсселя очень важно.
Сергей БАБУРИН, депутат Госдумы, лидер партии национального возрождения "Народная воля": - Положение русскоязычного населения может изменить только само русскоязычное население. Но внимание ОБСЕ к этому вопросу, может быть, изменит к лучшему русофобскую политику этих правительств.
Андрей БАБУШКИН, председатель общественного Комитета "За гражданские права": - Вступление Латвии и Эстонии в ЕС, возможно, мало что изменит, но может создать для этого предпосылки. По крайней мере, будут выявлены масштабы дискриминации, намечены пути по ее устранению, в Европе будет признано, что такая проблема русскоязычного меньшинства в прибалтийских странах действительно существует: нет ассигнования для русскоязычных школ, нет развития русскоязычных библиотек, идет политика на вытеснение русского языка из делового оборота и многое другое. Так что хотя бы постановка проблемы - уже хорошо.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |