Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Родная газета,
12 марта 2004
Александр Фадеев, профессор, заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ
Стратегический курс Белоруссии на 2004 год был прочерчен ее государственно-политическим руководством еще задолго до его начала. Главной задачей считается масштабная подготовка к операции по изменению Конституции республики с целью продления полномочий действующего президента Александра Лукашенко. Для этого необходим позитивный социально-экономический фон, который позволит в той или иной форме опереться на общественную поддержку населения или хотя бы его значительной части. Сегодня же рейтинг главы Белорусского государства не превышает 28%, что вызывает явную тревогу у чиновников президентской администрации. Поэтому в Минске полагали, что в этом году надо прежде всего уверить граждан в стремительном росте национальной экономики и провести кандидатов из президентского списка в Палату представителей.
До выборов в нижнюю палату белорусского парламента 2004 г. остается несколько месяцев. Очередные выборы 110 депутатов Палаты представителей имеют ряд важных особенностей. Так, предшествующая им предвыборная кампания рассматривается и официальной властью, и оппозиционными структурами как решительная политическая акция в борьбе не только за парламентские кресла, но и вообще за рычаги управления республикой.
Явные признаки <процветания> экономики и твердая, консолидированная поддержка президента депутатским корпусом, избранным всем народом, создавали бы базу для постановки вопроса о пролонгации президентских полномочий, вплоть до пожизненных. Карты республиканской <горке> спутали российские газовые экспортеры, которые в условиях отказа правительства от обещаний по интеграции экономик двух стран перестали поставлять природный газ по льготным ценам.
План по удлинению политической жизни президента Лукашенко стал рассыпаться прямо на глазах. Экономика Белоруссии находится в кризисном состоянии, республика не может покрыть долги за прошлые поставки российского газа (более 170 млн. долларов США), оплачивать импорт газа по факту. Белорусская промышленность является энергозатратной и почти вся работает на российском газе. Ситуация для Александра Лукашенко сложилась критическая, поскольку именно он лично блокировал не только договор по созданию совместной с Россией газотранспортной компании, но и абсолютно все договоренности по введению единой денежной валюты на пространстве Союзного государства с 1 января 2005 г.
Бедственное состояние экономики и финансов, отсутствие ресурсов и возможностей для выплаты внешних долгов, переход на более высокие цены за импорт сырья – все это подвигло власти республики к мысли о переводе всего государственного аппарата на режим работы, характерный для военного времени. Официозные СМИ запестрели милитаристской лексикой, терминами <война>, <военный конфликт>, <режим военного положения>.
России же необходимо наконец пробудиться, прервать <историческую паузу> и самым решительным образом готовиться к отстаиванию Союзного государства и собственных интересов, если она не хочет, чтобы у нее увели Белоруссию прямо из-под носа. Сценарием государственно-политического переворота в Белоруссии озаботились, как показывают последние контакты американских конгрессменов и чиновников с белорусской оппозицией, в Вашингтоне. Российскому руководству в этот момент просто нельзя занимать по отношению к республике позицию пассивного стороннего наблюдателя. Москва должна сфокусировать свою внешнюю политику на белорусских делах, поскольку Белоруссия представляет зону особых интересов России.
Белорусский сюжет - это реальный повод для Смоленской площади отойти наконец от полностью дискредитировавшей себя внешнеполитической практики последних лет, которая выражается пресловутой формулой: <Жесткое заявление – вынужденное партнерство с западными оппонентами - сдача всех позиций под обещания учесть российские интересы в будущем>.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |