Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владимир Намовир
О плохом я подумаю завтра
Банальное название, но далеко не банальные истории. Можно сколько угодно твердить о том, что происходит что-то неладное в «Королевстве Датском» - вам всё равно не поверят. Так уж человек устроен. Говорим: «тоталитарное сознание», «полицейское государство», «отсутствие демократии», «властный произвол» и – всё мимо, никак не задевая ни сердца, ни сознания. Надо всем довлеет чувство сиюминутного личного комфорта и благополучия в полном соответствии с жизненным кредо героини «Унесённых ветром» Скарлетт О` Хара: «О плохом я подумаю завтра». Единственный способ – попробовать на ощупь. Но в наших условиях лучше этого не делать, а поверить на слово.
Неконтролируемая власть извращает не только законы и этические нормы, но в большей степени калечит людские души, формируя это самое «тоталитарное сознание», основанное на страхе перед нею. И тогда размываются вековые представления о том, «что такое «хорошо», и что такое «плохо»». В этой системе ценностей никого особенно не удивит, если вас завтра объявят «диверсантом» или «японским шпионом». А вот оправдываться в том, что вы не «засланец», а очень даже лояльный и законопослушный гражданин, вам придётся не в шутку, а всерьёз и, может статься, совсем в другом месте. Такое уже бывало. Каждый третий наш гражданин, к сожалению, «на ощупь» попробовал то, что мы называем «властный произвол».
Пока наш уполномоченный по правам человека Болат Байкадамов на прошлой неделе в Страсбурге безуспешно объяснял европейцам про «маленькие шаги к демократии», по этим самым демократическим правам и свободам у нас в стране только ленивый не топтался. У нас прав тот, у кого, хоть копеечная, но власть. Любая инициатива наказуема, и тот, кто не вписывается в «прокрустово ложе» авторитарной идеологии, то его тут же начинают «выравнивать».
Об «угрозах национальной безопасности»
Скажите, можно ли рассматривать методические и школьные пособия для учителей в качестве «подрывной литературы»? Оказывается можно.
Российская Федерация, приурочив это мероприятие к «Году Казахстана в России», поставила в нашу страну большую партию учебной литературы для бесплатного её распространения во всех областях Республики. Наши казахстанские учителя, испытывающие огромную потребность в такого рода книжной продукции, в буквальном смысле, расхватывали методички, программы и учебные пособия от 1-го до 10-го класса по литературе, русскому языку, биологии, математике, химии и физике.
Такую же партию учебной литературы доставил в г.Щучинск для тамошних школ активист ДВК, «ладовец» Ю.В. Мицай. Разумеется, делал он это совершенно добровольно, заранее испытывая удовольствие от подарка, который он преподнесёт местным учителям. Зря радовался. Он и в страшном сне предположить не мог, какими последствиями обернётся для него такая благотворительная инициатива.
По простоте душевной Мицай, кстати, бывший кандидат в депутаты областного маслихата от избирательного блока «ДВК», сгрузил книжки в помещении Красного уголка локомотивного депо ст. Курорт – Боровое НК «Темир Жолы», где он работает много лет электриком. Там его «на месте преступления» с упаковками ярких красочных книжек застал директор депо Нуржанов К.Д. и устроил ему «хунвэйбиновскую» порку в полном соответствии с уже подзабытыми традициями «культурной революции». Как профессиональный контрразведчик, бдительный железнодорожный начальник на глаз определил, что это «подрывная литература», и незамедлительно начал действовать.
Вот, как об этом рассказывает сам Ю.В.Мицай: «После консультации с акиматом и районо у меня их (учебные пособия – В.Н,) заберут школы города. Но он ( директор депо – В.Н.) мне не поверил и стал пугать КНБ и полицией. Он по радиотелефону вызвал работников линейной полиции и созвал оперативное совещание в составе зам. директора Баранцева А.М., нач. отдела кадров Алпыспаева Т.А., юриста Дабылова, мастера Абирова Б.К., председателя ПК Вовк А.Н. На этом совещании я рассказал всё, как было, и меня отпустили». Но на этом всё не закончилось, в тот же день к Мицаю в мастерскую « …зашли трое полицейских в штатской одежде, один из них назвал свою фамилию Сейпиев. Полицейским мне пришлось снова рассказать всё, как было. В конце беседы мне предложено было зайти в субботу 14 февраля для дачи показаний и предоставления справки о поступлении методической и учебной литературы».
Прошу прощения за длинное цитирование, но иначе нельзя ощутить это надругательство над здравым смыслом и человеческим достоинством, определяющими сегодня параметры общества, в котором мы живём. А уж о законности, конституционных правах и свободах здесь и речи быть не может. Вдумайтесь только в эти словесные конструкции: «стал пугать КНБ и полицией», «рассказал всё, как было», «меня отпустили», «зайти …для дачи показаний и предоставления справки»!? Вот этим вербальным рядом и исчерпываются наши права и свободы, а также те «маленькие шаги к демократии», о которых омбудсман Болат Байкадамов вещал в Европе.
А представьте, что будет, если Парламент примет проект закона «О связи», дающий возможность прослушивать телефонные разговоры. Он уже находится в Парламенте и, вероятнее всего, послушным большинством депутатов будет принят. «Таким образом, казахстанские власти могут получить полный контроль над частной жизнью и переговорами, по сути, любого гражданина республики. В первую очередь, под этим контролем окажутся неугодные журналисты, правозащитники и оппозиционные депутаты», - говорится в статье К. Танаева «Страна «под колпаком».
А Серикболсын Абдильдин по этому поводу выразился так: «Это может означать, что у нас будет как бы полицейское государство». Тем более, что все атрибуты такового налицо: один лидер оппозиции в тюрьме, другой - в изгнании, партийная площадка зачищена от «радикалов» законом «О партиях», а последний гвоздь для казахстанской демократии – закон «О СМИ» вот-вот будет вбит окончательно.
Поэтому в «как бы полицейском государстве» вопросы духовности и образования, здравоохранения и культуры носят утилитарный характер и рассматриваются сквозь призму виртуальных «угроз национальной безопасности». Это «любимый конёк» провластного парламентского большинства, где депутаты, с пафосом говоря о «подрыве государственных устоев», выражают прежде всего свои верноподданические чувства перед «всевидящим оком» и так, на всякий случай, подтверждают «нерушимость существующего строя». Такие негласные правила игры: «говорим Ленин, подразумеваем Партия, говорим Партия, подразумеваем Ленин» - и всем всё понятно. Поэтому, когда заходит речь «об угрозах национальной безопасности», тут даже фрондирующие парламентарии предпочитают помалкивать, боясь быть занесёнными в списки «врагов народа»
Дороги, которые мы выбираем
Но возвращаясь ближе к теме статьи, следует поговорить, наконец, и о духовности. Здесь-то что у нас на местах происходит? Тем более, что это всеобъемлющее понятие – духовная человеческая культура, ныне своеобразно понимаемая, является «фишкой» для официальной журналистики. Столько патоки выливается с газетных страниц и экранов телевидения по поводу всевозможных концертов, выставок и презентаций, что, порой, создаётся впечатление какого-то нескончаемого праздника.
А вот, как обстоят дела с духовностью религиозной – основой основ человеческого бытия, единственной силой, способной поднять человека над его пороками и несовершенствами? Нельзя сказать, что наши власти не уделяют внимания вопросам религиозным – уделяют, садят наших клириков в президиумы, без них не обходится ни одно публичное протокольное мероприятие. Да и представители действующих конфессий в долгу не остаются, дополняя президентскую коллекцию светских орденов и регалий, наградами религиозными. Но, как уже говорилось выше, даже забота о духовности в условиях авторитарной системы власти носит утилитарный характер: использовали на потребу имиджа и - забыли до следующего раза.
Воодушевлённая прошедшим в Астане Форумом мировых религий православная общественность г. Кокшетау в декабре обратилась за помощью к акиму Акмолинской области Сергею Кулагину. Речь шла о том, что деревянная церковка, к тому же находящаяся на окраине города, тесна и не удовлетворяет потребностям растущего количества верующих. Просили о встрече и рассмотрении вопроса о выделении какого-либо пустующего здания в центре города под храм или часовенку.
Ранее, год тому назад, с подобной просьбой они обращались к городскому акиму, но тот спустил письмо, как говорится, «по инстанции». И потому в письме, теперь уже областному акиму, говорилось: «Наша православная общественность не часто обременяет просьбами местные власти, и такое пренебрежительное отношение к проблемам верующих, представляющих одну из авторитетнейших и старейших конфесcий страны, вызывает наше глубокое огорчение».
Что ж, придётся кокшетауским прихожанам огорчаться и дальше, так как даже положенного по закону письменного ответа на своё обращение они не получили. Но уверяю вас, когда понадобится местным властям провести какой-нибудь очередной праздник, призванный продемонстрировать «стабильность и межнациональное согласие», настоятеля церкви и имама мечети наши чиновники из-под земли достанут
Один из моих знакомых, журналист советской закваски, сказал, что вот, мол, раньше ни одна газетная статья не оставалась без внимания властей, а сейчас – никакой реакции. Я ему ответил: «Но почему же нет никакой реакции. Есть, но специфическая. Вот, например, Геннадия Бендицкого судить собираются, а завтра на тебя иск подадут, если выйдешь в своей газете за рамки «самоцензуры»». Правда, к счастью, ему это не грозит, потому что он хорошо усвоил, о чём можно писать, а о чём - нельзя.
Многие дороги ведут в Храм, и у каждого из людей, бомжа или президента, свой путь. Важно, думается, на этом пути к вечности помнить: а не ошибся ли ты в выборе нужной дороги, соблазнившись прямой и короткой?!
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |