Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
27 февраля. Министерство иностранных дел Республики Молдова направило посольству Российской Федерации в Кишиневе ноту, в которой выражает сожаление в связи с тем, что, предваряя официальный ответ молдавского руководства, посольство обнародовало информацию об открытии 17 избирательных участков по выборам президента Российской Федерации 14 марта 2004 года. МИД РМ сослалось на появление в прессе информации об открытии на территории РМ избирательных участков по выборам президента Российской Федерации, что поставило молдавских дипломатов перед свершившимся фактом, создав нежелательный прецедент.
МИД рекомендует открытие избирательных участков только в помещении посольства РФ в Кишиневе, в помещениях Оперативной группы российских войск в Тирасполе и Миротворческих сил в зоне безопасности в Тигине (так в РМ называют Бендеры), а проведение выборов в других населенных пунктах - на передвижных избирательных пунктах, без создания стационарных избирательных участков. Информационное агентство ПМР «Ольвия-пресс» пишет в этой связи, что запланированные 16 избирательных участков на территории Приднестровья будут открыты независимо от желания Кишинева. В Тирасполе твердо намерены защитить права российских граждан, проживающих в Приднестровье. Однако нота молдавского МИДа, по мнению агентства, весьма симптоматична. Ранее молдавские власти хоть как-то пытались соблюсти приличия во взаимоотношениях с Москвой, теперь кишиневский режим приобретает откровенно антироссийский характер.
27 февраля. Парламент РМ проголосовал за продление мандата молдавских военнослужащих в Ираке, где в настоящее время в нем находятся 42 молдавских военнослужащих, мандат которых истекает в марте 2004 г.
Министр обороны В.Гайчук отметил, что о продлении сроков участия в постконфликтной операции в Ираке, в которой принимают участие представители 35 стран, Молдову попросили США.
По его мнению, дальнейшее участие Молдовы в послевоенном обустройстве Ирака будет способствовать закреплению положительного имиджа страны на международной арене, а также послужит дополнительным доказательством того, что "Молдова осуждает терроризм и прилагает все усилия на борьбу с ним".
В соответствии с принятым парламентом постановлением, в ближайшее время в Ирак будут направлены еще 12 молдавских саперов, которые примут участие в разминировании территории этой страны.
1 марта. Президент Владимир Воронин подтвердил, что европейская интеграция - абсолютный приоритет для Молдовы. Он заявил об этом, выступая на открытии международной конференции "Республика Молдова в Пакте стабильности - достижения и перспективы". Конференцию провел МИД Молдовы совместно с Фондом Фридриха Эберта.
Глава государства отметил, что в ближайшее время Кишинев подготовит доклад по общей оценке участия Молдовы в Пакте стабильности, в котором будет рассмотрена возможность внесения новых проектов сотрудничества с региональными партнерами и донорами.
2 марта. На приднестровских пограничных постах при въезде в город Бендеры были задержаны все следующие на службу сотрудники молдавского комиссариата полиции Бендер. Ссылаясь на указание министра государственной безопасности В.Антюфеева, пограничники потребовали от сотрудников полиции пройти регистрацию для въезда на территорию Левобережья. Ранее подобная мера к сотрудникам комиссариата полиции Бендер не применялась, т.к. в соответствии с действующими соглашениями по мирному урегулированию приднестровского конфликта комиссариат полиции, наряду с городским отделом МВД ПМР, входит в состав Объединенной оперативно-следственной группы, на которую возложено обеспечение правопорядка в районе с повышенным режимом безопасности (город Бендеры и окрестности).
25 сентября 2003 года бендерский Совет народных депутатов принял решение "О прекращении деятельности на территории бендерского городского Совета народных депутатов подразделения полиции МВД РМ", которое было безоговорочно поддержано госадминистрацией города. Данный вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях ОКК, однако решение по нему до настоящего времени не было принято в связи с тем, что в основу деятельности ОКК положен принцип «консенсусного решения», который позволяет приднестровцам блокировать принятие невыгодных для них решений.
2 марта. НАТО надеется, что Республика Молдова станет хорошим соседом и партнером Североатлантического альянса, заявил в Кишиневе председатель подкомиссии по демократическому управлению в рамках Парламентской ассамблеи (ПА) блока Н.Беттендорф.
Представительная делегация ПА НАТО, которая находится в Кишиневе с трехдневным рабочим визитом, встретилась с лидерами парламентских фракций и председателем законодательного органа страны Е.Остапчук.
Комментируя по просьбе журналистов возможное непосредственное подключение НАТО к приднестровскому урегулированию, Н.Беттендорф сказал, что, в условиях, когда Молдова является по Конституции нейтральным государством, такое подключение стало бы возможным только при наличии однозначного и четкого обращения Кишинева по этому вопросу к упомянутому альянсу.
Лидер фракции коммунистов в молдавском парламенте В.Степанюк заявил по завершении встречи с членами делегации ПА НАТО, что в контексте предпринимаемых усилий по разрешению приднестровского кризиса молдавское руководство надеется, что расширение НАТО будет способствовать укреплению безопасности в регионе и одновременно укреплению государственности Республики Молдова.
2 марта. С введением Закона о применении временной защитной меры в свеклосахарной отрасли РМ сроком на 4 года республика связывала большие надежды на возрождение и развитие всей отрасли, однако массовый завоз контрабандного сахара на молдавскую территорию сводит на "нет" все эти ожидания. Сегодня по неофициальной оценке, почти третью часть рынка занимает контрабандный сахар. Судя по маркировке продукции и по имеющейся информации, на рынке в значительных количествах предлагается сахар украинского производства, выработанный из тростникового сахара-сырца и завозимый в страну как через территорию Приднестровья, так и через южную границу Молдовы с Украиной. Предлагаются контрабандные партии до 1,5 тысяч тонн. Весь этот сахар попадает на рынок, минуя таможенные посты, без уплаты каких-либо таможенных пошлин и налогов, что обуславливает его несопоставимо низкую цену. Поступление дешевого импортного сахара на внутренний рынок республики приобретает массовый характер, что ставит под угрозу существование отечественных производителей сахара. В феврале 2004 года совокупные объемы продаж сахара "Marr Sugar Moldova" и "Sudzucker-Moldova" на внутреннем рынке сократились на 30-40% по сравнению с 2003 годом. Практически полностью перешел в "тень" в этом сегменте рынка весь юг Молдовы, где, наряду с заметным ростом производства консервной продукции и виноделия, почти прекращены закупки сахара у молдавских сахарных заводов.
2 марта. Молдавские полицейские провоцируют конфликты не только на пограничных, но и на миротворческих постах, сообщает информагентство «Ольвия-пресс». В этот день на центральном участке зоны безопасности, в районе Ваду-луй-Водэ к одному из постов подъехал микроавтобус с десятью бывшими молдавскими «комбатантами» - участниками вооруженного конфликта 1992 года, которые, отметив 12-ю годовщину со дня начала конфликта на Днестре, ехали нетрезвыми, а остановившись на посту, стали оскорблять миротворцев и грозить им физической расправой.
Ситуация накалилась настолько, что миротворцы уже подавали команду «Стой! Стрелять буду!». Чрезвычайного происшествия удалось избежать благодаря тому, что на посту в этот момент присутствовали военные наблюдатели от России, Украины, Молдовы и Приднестровья. Они-то и встали между пьяными комбатантами и дежурными поста.
В результате расследования выяснилось, что почти все пассажиры – бывшие или сегодняшние сотрудники полиции РМ. В 1992 году они в составе полицейских отрядов участвовали в кровавых походах против мирного населения Дубоссар и Дубоссарского района.
3 марта. Действия приднестровских властей, по распоряжению которых на пограничных постах при въезде в город Тигина (Бендеры) были задержаны молдавские полицейские, несущие службу в этом городе, миссия ОБСЕ в РМ расценивает как грубое нарушение соглашений, достигнутых в процессе приднестровского урегулирования, которые обеспечивают свободное перемещение жителей двух берегов Днестра.
Как заявил представитель миссии К.Нейкирх, эти действия представляют собой лишь часть более широкого сценария приднестровской администрации по пересмотру в одностороннем порядке системы безопасности, установленной в Тигине. Кроме того, по его словам, подобные действия таят в себе реальную угрозу, так как к ним причастны вооруженные люди, и противостояние в любой момент может вылиться в нежелательный инцидент.
3 марта. До конца марта будет приобретено необходимое до нового урожая количество пшеницы. Соответствующее решение принято на заседании правительства в среду с целью обеспечения населения хлебобулочными изделиями, сообщил заместитель министра сельского хозяйства и пищевой промышленности А.Спиваченко. Он отметил, что из недостающих 350 тыс. тонн продовольственной пшеницы до сих пор импортировано лишь 215 тыс. т, хотя импорт зерна освобожден от уплаты НДС и таможенных пошлин.
В начале года импортом пшеницы занимались 85 экономических агентов, сейчас - только 12. Ситуация на региональном рынке сложная, цены на пшеницу нестабильные. Украина и Румыния также импортируют пшеницу в больших количествах из-за низкого урожая, полученного этими странами в 2003 г.
Минсельхоз обратился к правительству с просьбой выделить из бюджета 70-80 млн. леев (около 6 млн. долл. США) для закупки 25 тыс. т пшеницы из Канады или США, чтобы пополнить государственные запасы. На сегодня запасы составляют 30 тыс. т, что позволяет обеспечить мукой предприятия хлебопечения до 15 апреля.
3 марта. Российская Федерация не сократит количество избирательных участков в приднестровском регионе по выборам президента России 14 марта, как недавно в своей ноте предложило министерство иностранных дел Молдовы. На состоявшейся в Тирасполе встрече представителей российской дипломатической миссии в Молдове с представителями избирательной комиссии ПМР, российские официальные лица заявили, что информационная нота молдавского МИД не приведет к изменению мест открытия избирательных участков.
Советник-посланник посольства РФ Ю.Мордвинцев заявил, что в соответствии с обращением МИД РМ, Россия проведет «определенную корректировку, но это касается больше оформления избирательных участков. Места для голосования останутся такими, какими мы их запланировали». Он сказал также, что для Российской Федерации важно, чтобы все ее граждане «на территории Молдовы и на территории Приднестровья в день выборов имели возможность проголосовать».
4 марта. Международный фонд сельскохозяйственного развития предоставит Молдове кредит в $15 млн. для оздоровления аграрного сектора, сообщили в министерстве сельского хозяйства и пищевой промышленности РМ. Общая стоимость проекта - $18,2 млн., из которой доля Молдовы - $3,2 млн. "Фонд выделяет кредит на 40 лет под 0,75% с рассрочкой платежей на 10 лет.
Как пояснили в министерстве, средства будут использованы для кредитования представителей малого бизнеса 60-ти сельских зон республики для дальнейшего развития таких отраслей, как многолетние насаждения, животноводство, переработка фруктов и овощей, орошение.
4 марта. Президент РМ В.Воронин встретился с помощником госсекретаря США по контролю над вооружениями С.Рейдмейкером, находившимся в Кишиневе с рабочим визитом. Стороны обсудили аспекты, касающиеся правовых и институциональных рамок борьбы с незаконным распространением оружия массового поражения и обычных вооружений. В.Воронин и С.Рейдмейкер отметили также необходимость обеспечения безопасности на приднестровском участке молдавско-украинской государственной границы и восстановления единого таможенного пространства Республики Молдова.
Находясь до своего визита в Молдавию в российской столице, он заявил на встрече с депутатами парламента РФ, что Соединенные Штаты Америки не ратифицируют Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), пока Россия не выполнит стамбульские договоренности и не выведет войска из Грузии и Республики Молдова. "Если адаптированный ДОВСЕ действительно настолько важен для России, как она об этом говорит, то Москва должна найти возможность списать приднестровский долг (100 млн. долларов долга за газ, на которые претендует Тирасполь) и договориться с Грузией", отметил американский дипломат. По его словам, для США вывод российских войск из Грузии и Молдовы имеет большое значение.
4 марта. Посол Российской Федерации в Республике Молдова Ю.Зубаков совершил ознакомительный визит в АТО Гагауз Ери, где состоялась его встреча с главой (башканом) Гагаузии Г.Табунщиком, председателем Народного собрания С.Есиром, представителями исполнительной и законодательной власти автономии. В ходе беседы были обсуждены вопросы укрепления сотрудничества между АТО и российским регионами. Со стороны гагаузского руководства поступили предложения по привлечению российских инвестиций в экономику края.
В рамках визита Ю.А.Зубаков также встретился с руководством русских общин Гагаузии и преподавателями средней школы №1 г.Вулканешты, посетил винодельческие предприятия с российским капиталом в СЭЗ "Вулканешты".
4 марта. Депутат Христианско-демократической народной партии В.Кубряков заявил на пленарном заседании парламента, что "берет на себя" участие в поджоге флага Российской Федерации во время акций протеста, состоявшихся в конце прошлого года. Он сказал, что оставляет за собой право повторять "поступок" до тех пор, пока "российская военная оккупация остается болезненной реальностью для нашей страны".
Во время выступления В.Кубрякова депутаты мажоритарной фракции покинули зал заседаний в знак протеста против точки зрения, выраженной представителем правой оппозиции.
Как известно, Генеральная прокуратура намерена возбудить против него и еще трех руководителей ХДНП уголовное дело за "осквернение национальных символов других государств". В частности, прокуратура обвиняет депутатов ХДНП в непосредственном участии в поджоге российского флага во время акций протеста.
5 марта. Посол США в Республике Молдова Х.Ходжес приняла участие в ежегодном собрании Республиканского союза ассоциаций сельскохозяйственных производителей.
Cогласно коммюнике Посольства США в РМ, Х.Ходжес отметила, что „с момента образования в 2000 году “Uniagroprotect” включает сейчас более 10200 членов, которые представляют более половины всех владельцев крупных и средних земельных угодий в Молдове”. Далее она заявила, что Правительство США через «USAID” сумело содействовать развитию аграрного сектора Молдовы. С начала приватизации в 2001 году более 75% сельхозугодий консолидированы при помощи рыночных механизмов в крупные и средние агрохозяйства. Приватизированные аграрные хозяйства внесли в аграрный сектор Молдовы инвестиции и стали движущей силой, которая привела к увеличению производства в сельском хозяйстве. Посол США отметила, что руководство Молдовы должно поощрять увеличение частных инвестиций в сельское хозяйство, причём, как местные, так и иностранные – через свою экономическую политику и в условиях устойчивого законодательного механизма, что сократило бы риск и позволило бы осуществить долгосрочное планирование деловых сделок в сельском хозяйстве.
5 марта. Молдова заняла четвертое место по темпам роста промышленного производства в СНГ. По данным Межгосударственного статистического комитета, Молдавия делит эту позицию с Казахстаном, где в январе 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года также зафиксирован рост промышленного производства на 8%. Наилучший показатель роста в промышленности среди стран СНГ - у Украины - 16,1%. Далее следуют Грузия (14%), Белоруссия (11,3%). Россия занимает пятое место с показателем 7,5%. В Армении в январе было зафиксировано снижение объемов производства на 8,9%.
5 марта. Новый проект федерализации Республики Молдова, разработанный президентом РМ В.Ворониным и его командой, противоречит проевропейским заявлениям официального Кишинева, отметил американский аналитик В.Сокор в своем комментарии, выступая на радиостанции "Свободная Европа".
Он утверждает, что "документ Воронин-Шова /.../ пытается возродить суть Меморандума Козака". "Согласно проекту, парламент Республики Молдова будет двухпалатным. В состав Верхней палаты войдут 16 сенаторов, назначенных центральным законодательным органом, 8 - от приднестровского законодательного органа и 4 - от гагаузского. Таким образом, лидеры Приднестровья и Гагаузии, которые контролируют всего только 20% населения Молдовы, получат 43% мест в Сенате, несмотря на то, что приднестровские власти - не что иное, как миноритарная диктатура на соответствующей территории, подчеркивает В.Сокор.
"Проект Воронин-Шова, по мнению В.Сокора (весьма ошибочному – прим. составителя хроники), вновь открывает двери перед лингвистической русификацией. Согласно проекту, документация и делопроизводство во всех государственных, центральных и местных учреждениях ведутся на молдавском и русском языках, соответственно молдавском или русском. И в этом вновь проявляется суть Меморандума Козака.
"Партия (имеется в виду Компартия РМ - прим. составителя хроники) не выполнила свои предвыборные обещания, с которыми пришла к власти в 2001 году, утверждает далее американец, поэтому ей крайне необходимо предстать перед избирателями хотя бы с одним "достижением" - призрачной "реинтеграцией", независимо от того, как это будет оформлено, пусть даже на условиях, выгодных Тирасполю и Кремлю.
8 марта. "Вмешательством во внутренние дела Молдовы" назвал советник президента Молдовы по внутренней политике М.Ткачук высказывание главы миссии ОБСЕ в Кишиневе У.Хилла, который в интервью румынской службе радио "Свобода предположил, что правоцентристская оппозиция в Молдове в случае объединения имеет шансы получить в будущем парламенте до 40% мест.
Советник президента сказал, что подобные действия не должны оставаться без внимания министерства иностранных дел Молдовы. Он обратил внимание на то обстоятельство, что "рекомендации Хилла предназначены для политических организаций, которые последовательно выступают против федеративного устройства Молдовы, против рекомендаций ОБСЕ, демонстративно сотрудничают с приднестровскими властями по торпедированию процесса урегулирования".
"Вместо того, чтобы заниматься предвыборными интригами и пытаться соединить несоединимое - румынских унионистов и русских шовинистов, либералов и социал-демократов - лучше тратить больше энергии на объединение того, что, несомненно, должно быть объединено", - сказал М.Ткачук. Он отметил также, что, "если объединение молдавского государства больше не интересует уважаемого дипломата", то Молдова "оставляет за собой право просить ОБСЕ о поиске более заинтересованной персоны" в должности главы миссии ОБСЕ.
9 марта. Президент РМ В.Воронин принял директора Службы внешней разведки Румынии Г.Фулгу, который находится в Кишиневе с рабочим визитом. В ходе беседы Воронин подчеркнул необходимость сотрудничества служб безопасности Республики Молдова и Румынии в целях снижения угрозы, которую представляют собой международный терроризм, организованная преступность, контрабанда товаров, торговля людьми и нелегальная миграция. Он отметил также заинтересованность молдавского руководства в более тесном сотрудничестве между структурами госбезопасности Республики Молдова, Румынии, Украины и Российской Федерации в целях укрепления региональной безопасности, в частности, в условиях существования на территории Республики Молдова сепаратистского, по его словам, приднестровского режима - очага нестабильности на региональном и европейском уровне.
9 марта. Большим выходом Молдовы в арабский регион" назвал президент РМ В.Воронин свой официальный визит в Кувейт, который он совершил 6-7 марта. Президент сказал, что его впечатления от состоявшихся переговоров с шейхом Кувейта, премьер-министром, председателем парламента, председателем торгово-промышленной палаты превзошли все его ожидания. "Мои собеседники откровенно говорили о том, что в двусторонних молдавско-кувейтских отношениях многое будет зависеть от нас. Если мы проявим заинтересованность и практицизм, то вполне можем рассчитывать на инвестиционное участие в молдавской экономике со стороны компаний Кувейта", - заявил В.Воронин.
Он сообщил, что с кувейтским Фондом развития арабской экономики достигнута договоренность о предоставлении Молдове кредита на сумму $6,5 млн., на которые будут осуществлены проекты по обеспечению шести населенных пунктов Молдавии питьевой водой. "Кредит предоставляется сроком на 25 лет под 1,5% с отсрочкой платежей на 10 лет", - сказал президент. По мнению В.Воронина, кувейтской стороне интересен аграрный сектор молдавской экономики.
11 марта. Правительство РМ закупит около 25 тысяч тонн пшеницы в государственный резерв для обеспечения продовольственной безопасности страны. Решение об этом было принято на заседании кабинета министров.
Министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Д.Тодорогло сообщил, что в течение недели будет объявлен тендер на закупку зерна .
Согласно данным министерства, для обеспечения населения хлебом и хлебопродуктами до нового урожая необходимо приобрести не менее 115 тыс.тонн продовольственной пшеницы.
11 марта. Социал-либеральная партия надеется, что переговоры по созданию единого избирательного блока с альянсом "Наша Молдова", Демократической партий и Социал-демократической партией увенчаются успехом, заявил ее лидер О.Серебрян.
Он уточнил, что три из четырех формирований - СЛП, ДП и АМН - ведут переговоры уже несколько недель и были готовы подписать соглашение о создании избирательного блока, однако это событие было отложено по просьбе СДПМ, которая попросила неделю для оценки ситуации.
"Избирательный блок представит собой альтернативу нынешнему руководству", - сказал председатель СЛП. По его мнению, в худшем случае на выборах 2005 г. блок наберет 30-40 депутатских мандатов, а в лучшем - 50-60, потому как на местных выборах в 2003 г. четыре формирования набрали около 36% голосов.
Возможное присоединение Христианско-демократической народной партии к блоку "обострит разногласия между его составными частями", считает О.Серебрян, вместе с тем, он не исключает возможности сотрудничества между создаваемым избирательным блоком и ХДНП.
Лидер СЛП опроверг информацию, согласно которой Центристский союз участвует в переговорах относительно создания блока.
11 марта. Республика Молдова получит от правительства Японии грант на сумму 2,4 млн. долл. США для реализации четвертого этапа проекта по закупке сельхозтехники, направленного на рост производства продовольствия.
За время реализации с 2000 г. проекта приобретено свыше 800 единиц сельскохозяйственной техники, общей стоимостью около 9 млн. долл. В целом безвозмездная помощь Японии нашей стране оценивается в 36,6 млн. долл.США.
12 марта. Эксклюзивные услуги по переписи населения Приднестровью окажет немецкая компания Information Technology Solutions, которой будет предоставлено право изготовить переписную документацию, доставить в республику оборудование для обработки результатов переписи, подготовить кадры, провести необходимый инструктаж специалистов, - сообщила начальник государственной службы статистики ПМР Л.Дьяконова. Она уточнила также, что лицензию на обработку данных, полученных в результате опроса населения, получило дочернее предприятие немецкой компании, расположенное в Украине, которое хорошо зарекомендовало себя при проведении всеукраинской переписи населения в 2002 году, а также переписи в Грузии и нескольких развивающихся странах.
12 марта. Премьер-министр РМ В.Тарлев провел рабочее заседание, на котором обсуждалась ситуация в банковской системе. Развитие и укрепление банковского сектора - неотъемлемые условия для роста реального сектора экономики, заявил В.Тарлев. Важную роль в выполнении этой задачи играет как Национальный банк Молдовы (посредством проводимой денежной, кредитной и валютной политики), так и правительство, обеспечивая банковскому сектору правовую и нормативную базу операций с новыми передовыми технологиями и инструментами, препятствуя выполнению коммерческими банками несвойственных им функций.
Премьер заметил, что в 2004 году правительству совместно с банковским сообществом предстоит содействовать разработке концепций, стратегий и законопроектов, направленных на совершенствование действующего законодательства, устранение препятствий в предоставлении кредитов реальному сектору национальной экономики и регулирование правовых отношений банковского сектора и получателей кредитов. При этом он указал на целесообразность согласования банковско-финансового законодательства страны с директивами Европейского союза, необходимость совершенствования законов об ипотеке, об использовании новых финансовых инструментов, в том числе финансового лизинга, необходимости срочной разработки закона о цифровой подписи и электронном заверении и закона об электронной торговле.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |