Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Приднестровье,
5 марта 2004
В.Островский
Наступает период очередного раунда молдо-приднестровских переговоров. Очередного и, очевидно, столь же бесплодного по результатам, как и все предыдущие.
Впервые за все прошедшие годы конфликта Меморандум Козака максимально сблизил позиции сторон, что и зафиксировано предварительными подписями под документом лидерами Молдовы и Приднестровья. Это был предельно сбалансированный договор, в котором Приднестровье уступало максимум возможного, а Молдова такой же предельно допустимый максимум приобретала. Малейшее изменение условий договора, предоставление одной из сторон больших или меньших полномочий неминуемо привело бы к изменению баланса в пользу одной из сторон, а значит и неприятию другой стороной.
Очевидно, что после подписания Меморандума в процессе строительства «общего государства» с укреплением доверия то, что сегодня кажется незыблемым, подверглось бы согласованной правке, убирающей «острые углы». Так называемый «новый проект» урегулирования, представленный молдавской стороной, ничего привлекательного для Приднестровья не представляет. В свою очередь, ПМР после беспрецедентного срыва молдавским президентом предыдущего соглашения вправе ужесточить свои позиции.
Любопытно, что такая же ситуация складывается и в других проблемных регионах СНГ. Переговорный процесс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта практически зашел в тупик, так как ни Армения, ни Азербайджан по-прежнему не хотят идти на уступки в своих позициях. В Женеве прошел специальный семинар, посвященный нагорно-карабахскому конфликту. В нем принимали участие заместители министров иностранных дел Азербайджана Араз Азимов и Армении Татул Маркарян. По словам участников семинара, на этой встрече стороны еще более жестко формулировали свои позиции, чем раньше.
Не лучше ситуация и в грузино-абхазском конфликте. Президент Грузии Михаил Саакашвили, правда, недавно заявил, что готов предоставить Абхазии самую высокую степень автономии в составе Грузии. Как видите, читатель, его обещания отличаются от обещаний Воронина предоставить самую широкую автономию Приднестровью только пространственными габаритами.
Следует учесть, что примерно за тот же временной отрезок в Европе воссоединились Западная и Восточная Германии, совершенно безболезненно, по крайней мере, без крови, разделились Чехия и Словакия. На территории бывшей Югославии существуют признанные мировым сообществом Словения, Хорватия, Босния и Герцоговина, Македония, Сербия. Практически решен вопрос с Черногорией и Косово, затихли споры вокруг Кипра.
Весьма странным на этом фоне выглядит тот факт, что на территории СНГ, где ОБСЕ играет первую скрипку в разрешении конфликтов, они до сих пор еще тлеют. Причем, в случае с Молдовой и Приднестровьем именно ОБСЕ и Соединенные Штаты воспротивились прекращению конфликта.
СССР, образно выражаясь, это «граната», из которой США и Запад руками своего агента влияния Горбачева выдернули «чеку» - стержень, цементирующую и направляющую силу - КПСС. «Граната» взорвалась, но тот же Запад не дал «осколкам» свободно разлететься и успокоиться. Случись так, весьма вероятно, что они бы, не разделенные враждой и кровью, постепенно вновь соединились в единое государство.
Запад искусственно прервал «полет» отдельных «осколков» (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах), спровоцировав по периметру СССР очаги напряженности - локальные гражданские войны - с одной целью - застолбить за собой право постоянно присутствовать в этих регионах. Но присутствовать, по моему мнению, не с целью погашения конфликтов, а напротив - деятельностью миссии ОБСЕ, где первую скрипку играют все же США, доказать несостоятельность России в деле примирения, вытеснить ее из этих регионов окончательно.
За примерами ходить далеко не нужно. На сайтах издания «EU observer» появилось сообщение, что ЕС готово пойти на углубление связей с Москвой по вопросам безопасности взамен на прогресс в разрешении конфликтов в Молдове и Грузии. Иными словами, России позволят поприсутствовать своими миротворцами где-нибудь на задворках. Взамен она должна «сдать» Молдову, то есть убраться из Приднестровья и Грузии, спешно покинув, а точнее, освободив свои базы для американцев. Сомневаться в этом не приходится, стоит только прочесть сообщение до конца: «Дипломаты надеются, что предложение поможет ЕС и России сотрудничать более тесно в разрешении данного конфликта и заставит Россию вывести 2500 своих солдат из региона. Это, в свою очередь, может расчистить путь для создания европейского контингента по мониторингу границ между Приднестровьем и Украиной, либо самого региона».
Вот такой бесцеремонный, циничный торг - не мытьем, так катаньем вывести Россию из игры.
Наш партнер по переговорам Молдова обозначила свою позицию, которая должна положить конец иллюзиям Москвы. «Вопрос присоединения Молдовы к Союзу Белоруссии и России в настоящее время не рассматривается руководством республики», - заявил на пресс-конференции в Кишиневе министр иностранных дел Молдовы Андрей Стратан. Он подчеркнул, что стратегическим курсом для Молдовы является интеграция в Европейский Союз. «Позаботился» молдавский министр иностранных дел и о приднестровцах, чтобы они были посговорчивее на предстоящих переговорах. Стратан отметил, что приветствует решение Брюсселя сохранить ограничения на передвижение для приднестровских лидеров. Но помимо этого МИД Молдовы обратился с просьбой к ЕС применить финансовые ограничения по отношению к Тирасполю, которые могли бы привести к ускорению разрешения конфликтов.
Находясь в здравом уме, невозможно постичь логику молдавских руководителей. Видимо, они всерьез считают, что их, прямо скажем, подлая по отношению к приднестровцам, гнусненькая политика должна увеличить число жителей Приднестровья, желающих объединения с Молдовой. Очевидно, у этих господ какое-то собственное искаженное понимание человеческого достоинства и элементарной порядочности.
Ну а премьер-министр Молдовы Тарлев призвал Европейский Союз рассмотреть вопрос о мониторинге (контроле по-русски - В.О.) с целью укрепления молдо-украинской границы, включая район Приднестровья, и заявил, что ЕС будет играть самую важную роль в будущем миротворческом контингенте.
Таким образом, молдавское руководство ясно дало понять России, что в скором времени ее роль останется только в массовке.
А между тем, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Молдове Юрий Зубаков, комментируя возможное отражение смены кабинета министров на взаимоотношениях РФ и РМ, заметил, что Россия - президентская республика и внешнюю политику определяет президент страны. Юрий Зубаков, очевидно специально для руководства Молдовы, подчеркнул, что России не свойственно шараханье во внешней политике. Впрочем, это, на наш взгляд, именно тот случай, когда реакция России может и должна быть быстрой и адекватной.
А пока даже многие видные российские политологи с сожалением констатируют несколько запоздалую реакцию своего МИДа на многие весьма прогнозируемые события на постсоветском пространстве. Речь идет о тбилисских событиях и явной ошибке Москвы в ставке на Воронина как пророссийского руководителя Молдовы. В этой связи очень хотелось бы, чтобы Россия, оценив по достоинству деструктивную деятельность ОБСЕ на постсоветском пространстве, отказалась бы от услуг этой организации и взяла бы на себя доминирующую роль по праву не только правопреемницы Советского Союза, в состав которого входили все страны нынешнего СНГ (и не только, плюс Прибалтика), но и тот немаловажный исторический факт, что все означенные территории принадлежали Российской империи - России. Для этого у нынешней России есть и рычаги давления, как экономические, так и военные, и чтобы они не заржавели, ими надо пользоваться, отбросив при этом комплекс неполноценности и вины за возведенный все тем же Западом в ранг «тоталитарного» советский период.
В противном случае этими же рычагами, но в своих интересах, воспользуются США, не обремененные никакими сдерживающими факторами.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |