Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Молдова Азии,
1 марта 2004

Осень президента

Д.Чубашенко

25 февраля исполнилось три года с тех пор, как Партия коммунистов Молдовы потерпела сокрушительную победу на парламентских выборах, получив 71 из 101 места в парламенте, избрав президента, утвердив правительство, установив тотальный контроль над судебной и местной властью, компанией "Телерадио-Молдова" и построив в шеренгу бизнесменов.

Беспрецедентный успех ПКРМ - это, в первую очередь, успех ее лидера, президента Владимира Воронина, потому что про ПКРМ, перефразируя Маяковского, можно сказать: "Мы говорим "Воронин" - подразумеваем "партия", мы говорим "партия", подразумеваем "Воронин".

Вступив в должность в апреле 2001 г., Воронин быстро установил режим единоличной власти, получив прозвище "Молдаванбаши". Президент - одновременно и самое сильное, и самое слабое звено ПКРМ. Пока народ президенту верит, ПКРМ нечего бояться за свою судьбу. Выйдет Воронин из доверия у народа - и ПКРМ быстро выйдет в расход.

Если четыре парламентских года сравнивать с временами года, то сегодня Воронин находится на исходе третьего года своего президентства, а ПКРМ уже вступила в свой четвертый, последний, парламентский год. У Воронина подходит к концу его президентская осень, у парламента уже зима. Может быть, после очередных парламентских выборов этот цикл повторится еще раз. А может, и не повторится.

Партия коммунистов пришла к власти благодаря ностальгии по советскому социалистическому прошлому, по СССР. За нее, как показывают социологические исследования, голосовали, прежде всего, люди русскоязычные, живущие в сельской местности и малообразованные. Лозунги предвыборной программы ПКРМ пришлись по душе не только традиционным избирателям ПКРМ, но и так называемому протестному электорату, которому просто надоели все предыдущие власти. В 2001 г. ПКРМ обещала избирателям: добиться придания русскому языку статуса второго государственного, решить приднестровский конфликт, развивать отношения в первую очередь с государствами СНГ и рассмотреть вопрос о присоединении к Союзу России и Белоруссии, ввести монополию государства на производство и реализацию алкогольной и табачной продукции, установить государственный контроль за формированием цен на газ, электроэнергию, бензин, восстановить систему здравоохранения советского типа, дать молодежи бесплатное образование, искоренить коррупцию и казнокрадство, сократить аппарат государственного управления, рассмотреть вопрос отмены иммунитета высших должностных лиц страны, депутатов парламента, членов правительства, судей, добиться льготного кредитования сельхозпроизводителей.

Ни одно из этих обещаний, за которыми и пошли столь массово избиратели, выполнено не было. И в оставшийся год вряд ли будет. Взамен Воронин провозгласил своим главным приоритетом курс на интеграцию в Европейский союз - такая цель в предвыборной платформе ПКРМ даже не упоминалась.

Лидерам ПКРМ не нравится, когда им напоминают, что Молдова - это самая бедная страна Европы. Если до прихода "коммунистов" к власти пальма первенства по бедности принадлежала Албании, то за последние три года и она далеко обогнала Молдову. В 2003 г. валовой внутренний продукт Молдовы достиг 27,3 млрд. леев, или $2,1 млрд., или $583 на душу населения. В Албании в прошлом году ВВП составил $6,1 млрд., или $1.906 на душу населения. Для сравнения: в таком среднеразвитом государстве ЕС, как Португалия, ВВП на душу населения в 2003 г. приблизился к 18.000 евро.

У международных экспертов очень плохое мнение о состоянии молдавской экономики и об экономической политике нынешней власти.

Тот рост ВВП, которым так бравирует власть, - очень неустойчивый и нездоровый рост. Он достигается не за счет роста производства и производительности труда, а за счет потребления, которое подпитывается огромными объемами денежных переводов молдавских гастарбайтеров. Ситуация, при которой почти все поступления в бюджет дает таможня, собирая налоги и пошлины с импорта, -абсурдна. Эксперты все больше склоняются к тому, что эти денежные потоки играют, скорее, негативную, нежели позитивную роль в экономике. Такая экономика становится паразитической и болезненной. По данным официальной статистики, в прошлом году в Молдове сократилось производство сахара, муки, цемента, тканей, картона, бутылки, упало снабжение электроэнергией, на 14 процентов снизился выпуск сельскохозяйственной продукции. За весь 2003 г. в Молдове было построено 2,6 (!) километра автомобильных дорог. Да, строилось больше домов, магазинов, банковских офисов, ночных клубов - но такую экономику никак нельзя назвать эффективной и устойчивой.

Инвестиционный климат в Молдове очень плохой. Сюда не идут нормальные инвесторы. В мире столько мест и возможностей, чтобы потратить свои миллионы, а в Молдове эти миллионы так легко потерять, и власть здесь такая коррумпированная, агрессивная и непредсказуемая, что инвесторы еще долго будут обходить Молдову стороной.

Правительство говорит, что оно заботится о местном бизнесе. Это неправда. Любой местный бизнесмен скажет, что правительство ему только мешает, и все, чего он добился, сделано, не благодаря, а вопреки действиям правительства.

Приднестровская проблема сегодня находится от своего разрешения дальше, чем три года назад.

Европейская интеграция стала самым большим обманом людей. Поддерживая на словах европейские стандарты, власть на деле всячески их нарушает.

Внутри самой Молдовы сегодня нет политической, экономической силы, которая была бы в состоянии бросить вызов действующей власти. Никто в Молдове не может остановить воронинский каток. В таких условиях ключевую роль в развитии политической ситуации в Молдове в предвыборный год может сыграть внешний фактор. Если сегодня можно с большой долей уверенности сказать, что Запад не станет помогать Воронину удерживать власть, то возможная позиция России в канун очередных парламентских выборов в Молдове пока остается большой загадкой. Если же и Россия, как и Запад, не станет возражать против замены Воронина, то у кишиневской оппозиции, какой бы слабой и разрозненной она ни была, появляется шанс на победу.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ