Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О визите в США президента Грузии Михаила Саакашвили

Михаил Александров

Визит президента Грузии Михаила Саакашвили в США проходил 25-26 февраля, то есть ровно через две недели после его посещения Москвы и переговоров с президентом России. Две недели -это весьма сжатый срок для того, чтобы, вернувшись в Тбилиси, обобщить результаты переговоров с российским руководством, подготовиться к переговорам в Вашингтоне и физически прибыть в американскую столицу. Естественно, возникает вопрос, к чему такая спешка? Невольно складывалось впечатление, что Саакашвили спешил в Вашингтон, чтобы доложить президенту США Бушу о содержании своих московских переговоров и получить инструкции относительно дальнейших действий.

Вывод о правильности или ошибочности этого предположения можно было бы сделать, если бы имелась достаточная информация о существе переговоров Саакашвили в США. Но то о чем сообщили прессе было явно недостаточно. Не будет преувеличением сказать, что визит Саакашвили проходил в режиме конфиденциальности. Даже выступление Саакашвили перед американскими конгрессменами прошло в закрытом режиме. Однако, некоторые отрывочные заявления дают основания полагать, что ключевыми вопросами, обсуждавшимися в ходе визита, были взаимоотношения между Грузией и Россией, оказание Соединенными Штатами различных видов помощи Грузии, прежде всего, военной и реализация проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

Вообще, выступления в ходе визита характеризовались огромным лицемерием. Иногда пафос выступлений был настолько высок, что приобретал карикатурные черты, характерные для сатирического памфлета и даже перекрывающие славословия в адрес высших руководителей времен СССР. Так, давая оценку Саакашвили, американский президент сказал: “Я впечатлен его видением перспективы, я впечатлен его мужеством. Я сердечно тронут, что у нас есть такой верный друг - друг, который разделяет наши ценности... Я верю в его способности и ценю его дальновидность... Мы ценим его твердую приверженность демократии и свободе“. Затем Буш, как бы стараясь подчеркнуть политическую легитимность режима Саакашвили, охарактеризовал государственный переворот в Грузии 24 ноября 2003 года как выражение воли народа. “Это был исторический момент. Это был момент, когда заговорил народ. Это был момент, когда произошла смена правительства, потому что люди мирно использовали свое право говорить и подняли свой голос. И Грузия перешла к новому правительству вдохновляющим образом“.

При этом, естественно, американский президент скромно обошел скользкие моменты, связанные с сомнительной конституционностью всего того, что произошло в Грузии. А что он имел в виду, когда сослался на право народа менять правительства, “подняв голос“, остается неясным. Обычно в демократических странах такие вопросы решаются на свободных выборах. Но Буш, видимо, разработал собственные нормы демократии для “недоразвитых“ стран постсоветского пространства, где правительства отныне будут менять “поднятием голоса“, естественно, когда это соответствует интересам Вашингтона.

Со своей стороны, Саакашвили из кожи вон лез, чтобы продемонстрировать свои верноподданнические чувства. “Мы считаем себя очень близким союзником и другом Соединенных Штатов. – заявил он. – Мы гордимся тем, что являемся другом США. Я говорю от имени каждого грузина“. Слышали ли мы что-либо подобное в адрес России во время пребывания Саакашвили в Москве? А ведь реальные объемы нашей экономической помощи и вообще тех преимуществ, которые получает Грузия от сотрудничества с Россией, ничуть не меньше, а может и больше американской. “Но наше сотрудничество, наша дружба касается не только безопасности, не только экономики, прежде всего, она касается наших общих ценностей. – продолжал грузинский президент. - Демократия – высший приоритет. Свобода слова – высший приоритет. Свободное предпринимательство, свободный рынок – высший приоритет. И я думаю, что Грузия сможет стать моделью для всего региона“.

Действительно, амбиций молодому грузинскому лидеру не занимать. Грузия – модель для региона. Думается, что жителям Азербайджана и Армении, такое может привидится только в страшном сне, не говоря уже о российском северном Кавказе. Ведь Грузия – одно из беднейших государств мира, где процветает бандитизм и коррупция, где постоянные перебои с электроэнергией, а мизерные пенсии и зарплаты выплачиваются с большими задержками. Только в России проживает более миллиона экономических мигрантов из Грузии. О какой модели для региона может в этих условиях говорить Саакашвили? Ему бы подтянуть страну, хотя бы до уровня Армении и тогда его бы народ на руках носил как спасителя нации. Ну а что касается новой грузинской демократии, то она – как на ладони: сфальсифицированные президентские выборы, аресты без ордеров, преследование политических оппонентов при помощи вымышленных уголовных дел, запугивание свободной прессы, организация беспорядков в автономной Аджарии, - вот лишь неполный перечень тех “демократических“ достижений, которыми Саакашвили одарил Грузию всего лишь за несколько месяцев своего правления.

Как уже отмечалось, одной из главных тем обсуждения стали отношения между Россией и Грузией.  В частности, госсекретарь Пауэлл сообщил на брифинге для журналистов, что они обсуждали с Саакашвили то, как мы вместе даем понять “нашим русским друзьям“, что Грузия “не является районом соперничества, а является районом сотрудничества“. А президент Буш отметил на совместной пресс конференции с Саакашвили, что “ценит“ как его грузинский коллега “работает с русскими“. “Важно, чтобы отношения между Грузией и Россией были позитивными. – подчеркнул он. - И мы будем работать с президентом Путиным, с которым у меня хорошие отношения, чтобы обеспечить поддержание хороших отношений с Грузией. Для народа Грузии важно иметь хорошие, устойчивые и мирные отношения с Россией“.

Из заявления Буша было не ясно, каким образом он будет “работать“ с Путиным и являлась ли эта фраза скрытой угрозой в адрес российского президента, призванная заставить Россию улучшить отношения с Грузией даже вопреки своим национальным интересам? Вопрос ведь в том, на каких условиях возможны “хорошие, крепкие и мирные отношения“ между Россией и Грузией. Есть все основания полагать, что в Вашингтоне и Москве эти условия видятся несколько по-разному. В Вашингтоне, например, по-прежнему отдают приоритет скорейшему выводу из Грузии российских военных баз, хотя объективно для самой Грузии этот вопрос – малозначительный. Есть дела поважнее, например, нормализация экономической ситуации, визовый режим между Россией и Грузией и другие.

Тем не менее вопрос о базах вновь стал центральной темой при обсуждении российско-грузинских отношений. На совместной пресс конференции Буш заявил, что ожидает от России выполнения стамбульских договоренностей, подчеркнув, что “Россия должна покинуть эти районы“. Он сообщил, что США “продолжат работу“ с Саакашвили и Путиным по этому вопросу. В то же время, похоже, Вашингтон продемонстрировал готовность несколько снизить напряженность вокруг этой темы. Пауэлл, в частности, сообщил, что не может ответить на вопрос о точных сроках вывода российских баз из Грузии. “Этот вопрос должен быть решен между Грузией и Россией“, - подчеркнул он. Характерно, что касаясь вопроса о базах ни Пауэлл, ни Буш не упомянули озабоченности России в области безопасности в этом регионе и не подтвердили своих обязательств не размещать там своих военных баз.

Что касается Саакашвили, то в его выступлении тема отношений с Россией, видимо не случайно, соседствовала с вопросом об оказании Грузии американской помощи с целью укрепления грузинского государства. “Мы также очень интенсивно работаем на улучшение отношений с Россией. – заявил Саакашвили. – У меня был очень интересный разговор с Владимиром Путиным в Москве, и я верю, что Россия должна стать нашим надежным партнером и что мы должны улучшить наши отношения. Но в то же время мы считаем, что американская помощь абсолютно жизненно необходима. И мы благодарны, мы останемся благодарны, и мы хотим быть не просто близким союзником, но мы хотим быть сильным союзником“. Таким образом, можно предположить, что грузинский президент в полной мере задействовал фактор “русской угрозы“, чтобы побудить Вашингтон поглубже залезть в свой кошелек. И надо сказать, не безуспешно. На встрече с членами Конгресса США Саакашвили удалось добиться увеличения общего объема американской помощи Грузии на 2004 год до 200 млн. долларов, что составляет примерно 40 процентов годового бюджета этой страны.

По словам Пауэлла, на переговорах речь шла о "об американском финансовом содействии и другой помощи, которую мы можем предоставлять нашим грузинским друзьям". Естественно, центральным компонентом этой помощи стала помощь в военной области. Ведь для реализации планов Вашингтона в Закавказье чрезвычайно важно, чтобы Грузия имела дееспособную армию, способную осуществлять охрану трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и эффективно подавлять любые возможные беспорядки как в районах прохождения трубопровода, так и в самой столице, если, вдруг, у оппозиционных сил Грузии, не настроенных проамериканских, возникнет желание отстранить Саакашвили от власти путем очередной “революции роз“.

Договоренности, достигнутые Саакашвили в военной области предусматривали продолжение американской помощи в развитии и модернизации грузинской армии. Как известно, с 2002 года США осуществляли в Грузии программу военной подготовки "Обучение и оснащение", которая истекает в апреле этого года. В рамках этой программы было подготовлено 2500 грузинских военных. Новой программа, которая рассчитана на 5 лет, предусматривает создание в восточной Грузии пятитысячной военной группировки, а затем - такой же группировки в западной Грузии. Как утверждают представители Пентагона, обученные грузинские военные приобретут способность проводить операции по стандартам и на уровне американской армии.

Еще одной отличительной чертой этого визита было то, что он проходил на фоне нового обострения отношений между Тбилиси и Аджарией. Именно 26 февраля замглавы МГБ Грузии Амиран Месхели заявил, что не исключает проведения спецоперации в Аджарии “в отношении отдельных групп… со стороны МВД Грузии по их задержанию“. Похоже тем самым Саакашвили прощупывал возможную реакцию Вашингтона на силовую акцию в Аджарии и если бы такая отмашка была получена молодой лидер смело ринулся бы в бой. Однако в Вашингтоне, похоже, проявили определенную осторожность, понимая, что против воли Москвы Абашидзе скинуть не удастся и, более того, такой сценарий мог бы привести к падению самого Саакашвили. Видимо, Саакашвили не смог продемонстрировать американскому руководству, что в ходе переговоров в Москве получил согласие Путина на устранение Абашидзе.

Неслучайно поэтому, после завершения визита ожидаемой эскалации действий против Абашидзе не последовало. А посол Грузии в России Котэ Кемулария заявил на пресс-конференции в Москве 3 марта, что "никакого насильственного решения проблем в Аджарии не будет…. У государства нет никаких планов насильственного решения существующих там проблем". Эту позицию подтвердил и государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Гога Хаиндрава, заявивший на той же пресс-конференции, что “курс нового руководства будет абсолютно мирным“. Мы должны достигать решения любых, самых сложных вопросов путем переговоров", - подчеркнул он.

В то же время после возвращения в Грузию Саакашвили еще раз недвусмысленно продемонстрировал свое намерение установить контроль над Аджарией политическим путем. На пресс-конференции в Тбилиси 5 марта он заявил: "Аслан Абашидзе считает проблемой то, что руководство Грузии пытается установить контроль над Аджарией. Я заявляю - да, я хочу установить контроль над Аджарией, и я это сделаю. Конец самовольства. Я не Шеварднадзе, и я не собираюсь расчленять и разрушать Грузию". Глава грузинского государства отметил, что начался процесс объединения страны, и призвал всех граждан принять участие в этом процессе. По его словам, выборы в грузинский парламент 28 марта будут проведены на территории Аджарии в рамках Конституции страны. "В Аджарии живет много наших сторонников, и вообще эти парламентские выборы выяснят многое, так как мы не собираемся мириться с любым проявлением непокорности", - подчеркнул Саакашвили.

Таким образом, можно предполагать, что Саакашвили будет и дальше пытаться устранить Абашидзе путем государственного переворота в той или иной форме, но без прямого ввода войск. Видимо, соответствующие инструкции в Вашингтоне им были получены. Грузинскому президенту, скорее всего, было предложено продолжать добиваться нейтралитета Москвы в этом вопросе, а пока использовать лишь “мирные“ способы борьбы наподобие “бархатной революции“ в Тбилиси. В то же время, очевидно, что “бархатный“ вариант в Аджарии не удастся и попытки оппозиции скинуть, Абашидзе по тбилисскому сценарию, скорее всего, приведут к кровопролитию. В этих условиях у Саакашвили останется только либо признать свое поражение со всеми вытекающими из этого последствиями для своей политической карьеры, либо пойти на ввод войск, не имея ясных гарантий на успех.

Вернувшись в Тбилиси Саакашвили позвонил Путину, чтобы проинформировать его об итогах своей поездки в США. Скоре всего, он, ссылаясь на мнение Буша, вновь поднял вопрос о выводе баз и настаивал на том, чтобы Москва отказала в поддержке Абашидзе. Но поскольку о содержании беседы ничего неизвестно – это всего лишь предположения, также как неизвестно и то, что сказал в ответ российский президент.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ