Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Гундогар,
3 марта 2004
Рашид Назаров
В отличие от США, Россия способна силой своего политического авторитета побудить Туркменистан к демократическим переменам. Это будет означать для Туркменистана возврат в евразийскую цивилизацию.
По мере приближения президентских выборов в США, реверансы Вашингтона в направлении многих фактических и фиктивных партнеров США по антиусамовской и антисаддамовской коалиции становятся все более демонстративными. Нужда заставляет хоть как-то продемонстрировать сплоченость этой разношерстной "команды", в первую очередь, американскому избирателю. Избиратель этот, правда, слабо ориентируется, в какой части света, например, находится Туркменистан, и теперь, после перевода "Рухнамы" на язык зулу, вполне может отнести Туркменистан к Южной Африке.
Не избежал милостивого жеста президента США Джорджа Буша и Сапармурат Ниязов. По замыслу стратегов Белого дома, выделяемый американцами Туркменистану кредит в 300 тысяч долларов США на приобретение американских же экскаваторов "Катерпиллер" для рытья сточной канавы в центре Каракумов призван продемонстрировать американскому обществу широкую "географию" сколоченного наспех "антитеррористического фронта". Что поделаешь, не приходится чураться даже таких персонажей, как Ниязов - духовный брат и истинный почитатель таланта Саддама Хусейна в деле истребления собственного народа. Однако на фоне двух недавних скандалов в Вашингтоне и Лондоне, закончившихся созданием специальных комиссий по расследованию обоснованности начала войны с Ираком, проблеск легкого флирта американской администрации с диктатурой С. Ниязова - все-таки слабое утешение для обеих сторон.
Прост и очевиден факт - у американской элиты и, в целом, у американского общества есть одна железная аксиома. Она была озвучена самыми либеральными американскими СМИ в начале 1980-х годов по отношению к ситуации в центральноамериканском регионе и звучит так: "У Америки есть более важные приоритеты, чем права человека". Все тяжелые последствия войны в Ираке, повлекшие за собой гибель большого количества мирных людей, - прямое следствие этой политики, американской политики пренебрежения всем, что не касается гражданина США - потребителя "американских ценностей" и избирателя. Потому-то так болезненно сегодня вздрагивает американская администрация от известий о гибели каждого американского солдата в Ираке. Тогда как гибель в результате террористических атак иракского сопротивления сотен и тысяч иракцев Вашингтоном лишь бесстрастно констатируется.
Надо попытаться ответить на ряд вопросов: в чем же суть идеологии американского приникновения и дальнейшего присутствия США в Центральной Азии и в Туркменистане? Где-нибудь как-нибудь проявилось усиленно культивируемое и пропагандируемое на весь мир "демократическое мессианство" американцев (при том, что большинство граждан США искренне верят в мессианское предназначение своей страны в деле развития демократии в мире)? И в чем же выразилось это "предназначение" США в Туркменистане?
В оказании содействия развитию демократических институтов? Смешно об этом даже говорить. Один пожизненный криминальный монарх Ниязов, на глазах тех же американцев поднявшийся до этих "высот" с поста первого секретаря ЦК КПТ - более, чем яркая иллюстрация "эффективности" американского мессианства.
Может быть, велика роль США в содействии развитию экономики нашей страны? Если да, то это весьма избирательное содействие и только в том сегменте экономики, который представляет приоритетный интерес для самих американцев - нефтегазовой промышленности. Тогда как, например, в результате политики мировых товарно-сырьевых бирж (где американцы не на последних ролях) среднеазиатские республики вынуждены сегодня продавать хлопковолокно по цене за одну тонну почти в 2 раза (!) меньше, чем 10 лет назад.
Сегодня есть все основания предполагать, что Туркменистану и всему региону американцами навязывается такой социально-экономический курс, который должен приучить наши народы к тому, что не нужно надеяться на какие-то альтернативы политическому и социальному развитию, невыгодному американцам и поддерживаемым им элитам, которые составляют ничтожное меньшинство в своих странах.
Это и есть апробированная американцами на латиноамериканских странах модель, которая предполагает высокий уровень бедности и очень высокий уровень благосостояния богатого мешьшинства. Нечто подобное мы уже можем наблюдать в Туркменистане. Кроме того, этот курс направлен на то, чтобы от освоения ресурсов нашей страны выгоду, в первую очередь, получали американские инвесторы или их европейские, турецкие или арабские компаньоны, а не народ Туркменистана. И это тоже сегодня просматривается весьма отчетливо. Общеизвестно, в каких банках хранится сегодня валютная выручка за экспортируемые Туркменистаном газ, нефть и хлопок.
Все остальные микроскопические "знаки внимания" США к нашим странам - чисто символические. Что парадоксально, и наши официальные "элиты", и часть политической оппозиции правящим режимам с большим удовольствием рассматривают эти еле заметные символы через мощное увеличительное стекло. Наверное, и те, и другие тешат себя иллюзиями о своей значимости для великой державы - США, обманывая себя и других и доводя, порой, до абсурда. Одни на полном серьезе торжественно докладывают своему народу, что американский президент чуть ли не каждый день советуется с их "вождем" по поводу, например, предстоящих космических экспедиций на Марс. Другие громогласно призывают того же американского президента нанести по нашей Родине один-другой "точечный" бомбовый удар. Вообще, эти люди когда-нибудь поумнеют?
Особо жаждущие "американских стандартов" жизни псевдополитические деятели прямо исходят слюной, описывая тот факт, что в США пригласили группу молодежи нашей страны продолжить обучение. Что ж, по бедности фантазии и несколько "Катерпиллеров" с десятком учебных мест в американских колледжах покажутся кому-то прорывом в "равноправных" отношениях с США или символом грядущего прихода в Туркменистан "американского мессианства". Только каким в действительности будет это приход - кто знает. А людям с короткой памятью напомню: было время, когда тысячи и тысячи юношей и девушек из Туркменистана учились в вузах Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Киева, Минска, Ташкента, Алма-Аты… Да и в самом Туркменистане студентов было побольше, чем сегодня.
Коснувшись этой темы, так или иначе связанной с нашим прошлым, нельзя не сказать о российской политике в отношении нашего региона и нашей страны. Одно время казалось, что Россия полностью отстранилась от проблем СНГ, занятая исключительно собственным политическим выживанием и "внутисемейными" разборками. То ли действительно бывший президент Ельцин видел в нас обузу, то ли советники были не те, то ли наш "папа" его чем-то обидел… А, может быть, на какой-то период были сбиты геополитические ориентиры и российское руководство поверило в возможность существования России вне этнополитических, этносоциальных, культурно-исторических факторов нашего общего евразийского пространства, которое на очередных этапах истории принимало самые разные организационно-правовые формы: от Тюркских каганатов древности до Российской империи и СССР.
У истории нет сослагательных наклонений. Что было - то было. Что случилось - то случилось. Может быть, нужно было время, чтобы воспряла сама Россия, укрепилась и политически, и экономически. Чтобы новое руководство России переосмыслило период после 1991 года и начало диагностировать состояние, например, нашего туркменского общества не по дряхлому рукопожатию влажной и мерзкой ниязовской ладошки, а по пульсу нарастающего народного недовольства.
Заблуждаются те, кто заносчиво и бесцеремонно утверждают о том, что у России якобы "нет политики по отношению к постсоветским странам". Такая политика в России есть, и появилась она с приходом амбициозного президента Владимира Путина. Довольно ясные контуры этой политики были им озвучены недавно на встрече с доверенными лицами. И сразу же определилось совпадение национальных интересов двух стран. Тесные союзнические отношения с Россией - главный приоритет будущего Туркменистана. При этом мы никогда не воспринимали и не будем воспринимать Россию в качестве "дойной коровы". Бог дал Туркменистану достаточно природных ресурсов, а его народу - умелые трудолюбивые руки, чтобы не зависеть от чьих-либо "щедрот".
Нет, в образе России мы видим другое. Мы видим ее как первую страну СНГ с устоявшейся демократической системой, способную силой своего политического авторитета побудить и Туркменистан к демократическим переменам. Страну, союз с которой был бы для нашей страны возвратом в евразийскую цивилизацию из состояния политической бессмысленности и странных политических кульбитов Ниязова в сторону арабских режимов и Турции.
Хотелось бы видеть Россию, как политического гаранта независимости и целостности Туркменистана. То, что происходит в Афганистане (с которым наша страна имеет весьма протяженную общую границу) - это надолго. Все центральноазиатские государства из-за ситуации в Афганистане пребывают в состоянии перманентной напряженности. Не надо тешить себя иллюзиями: для США и НАТО мы не более, чем "аэродром подскока". Ни США, ни НАТО никого из нас за серьезных партнеров по "афганскому вопросу" не воспринимают.
Афганская политика США и раньше была весьма своеобразной. Вспомним, как Вашингтон вынянчил Усаму Бен Ладена, а сейчас устроил смертельную охоту на своего "талантливого" воспитанника. Сегодня же не кто-то из центральноазиатских государств, а только Пакистан (еще один "крестный отец" Бен Ладена) допущен к активному воздействию на Афганистан. Вместе с пакистанским войсками американцы устроили "предвыборную" охоту на террориста № 1. Они простили Пакистану не только несанкционированное испытание ядерной бомбы, но и распространение технологии ее изготовления. Такие щедрые жесты делаются только в отношении долговременных союзников. Таким образом, присутствие в нашем регионе России становится важнейшим фактором и геополитического равновесия.
Рост же экономического потенциала России представляет собой возможность создания дополнительных условий для экономического возрождения и нашей страны. Российский, в отличие от другого присутствующего в Туркменистане иностранного бизнеса, к счастью, уже избавляется от "черных откатных" схем, что открывает большие возможности для прозрачного, здорового и взаимовыгодного сотрудничества не только в нефтегазовой сфере, но и в развитии многих отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства. Новые возможности сотрудничества откроются и в связи с объективным процессом экономической интеграции в СНГ. Это только некоторые аспекты полезности активной российской политики в нашем регионе для лучшего будущего Туркменистана.
А пока режим С. Ниязова продолжает проводить антинародную политику подавления гражданского общества, политических и экономических репрессий, разграбления национальных богатств страны и превращения ее в классическую "банановую республику".
Американский писатель О"Генри, автор удивительно емких коротких рассказов о жизни простых людей, о маленьких радостях и маленьких трагедиях, написал также и блестящий роман "Короли и капуста". В нем описаны события, происходившие в вымышленной Анчурии - собирательном образе малых латинамериканских стран, живших уже на заре существования США под диктовку своего могущественного соседа. Так вот, в романе одна американская корпорация устраивает переворот в этой самой Анчурии, чтобы сбить цену на бананы с 3 до 2 реалов.
Интересно только, а на что планируется снижать таким образом цену на наших просторах? Неужели, опять на газ и нефть?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |