Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Вечерняя Москва,
24 марта 2004
Вера СТЕПАНЕНКО, депутат Мосгордумы: Россия еще в 1999 году участвовала в миротворческой миссии на Балканах. Мне кажется, что и сейчас наши миротворцы могли бы помочь.
Виктор ГЕЛОВАНИ, академик РАН: Россия правильно поступила, начав с самого сейчас для сербов главного - гуманитарной помощи. Конечно, сербы всегда доброжелательно относились к нашим миротворцам. И их присутствие там не помешало бы.
Владимир ЖАРИХИН, замдиректора Института стран СНГ: Ровно в той мере, в которой они хотят помощи от России. Но пока в основной массе они надеются на Европу и США. Это объективная реальность, которую не обойдешь. И пока сербы надеются на Европу и США, ничего не изменится.
Александр ШАРАВИН, директор Института политического и военного анализа: Не надо забывать, что именно наше деловое вмешательство позволило предотвратить дальнейшее нарастание конфликта на Балканах. Тот знаменитый марш-бросок в Приштину был символичным и мощным шагом, позволившим остановить нарастающий конфликт, но то была всего лишь передышка. Татьяна ХУДОБИНА, политический обозреватель телеканала "Россия": Дипломатическими шагами. Необходимо дипломатическое присутствие, чтобы Россия подтвердила свое участие в судьбе этого региона.
Василий ЖУКОВ, ректор Московского государственного социального университета: Если бы мы хотели, то могли бы оказать Сербии международную и правозащитную помощь. Но делать это надо было раньше. То, что случилось с Сербией, полностью на совести Америки.
Лев ЛЕВИНСОН, эксперт Института прав человека: Мы могли бы помочь политически, если бы занимали более жесткую позицию тогда, когда Югославию раздирали на части. Сейчас Россия уже политически ничего сделать не может.
Вячеслав НИКОНОВ, директор фонда "Политика": Мы могли бы помочь, если бы там оставались наши миротворцы. Но они выведены, и обратно вводить их было бы странно. Вместе с Шойгу в Белград полетели наши бизнесмены. И, возможно, там могут возникнуть какие-то совместные экономические проекты.
Сергей АБЕЛЬЦЕВ, депутат Госдумы: Сейчас ничем. Помогать надо было тогда, когда американцы бомбили Югославию.
Николай ХАРИТОНОВ, депутат Госдумы: Помогать надо было раньше, когда НАТО организовало агрессию на Балканах. Американцы разожгли этот конфликт. А Европа осталась в его заложниках. Необходимо срочно обсудить возникшую ситуацию в Европарламенте.
Владимир ДАШКЕВИЧ, композитор: Наши отношения с Сербией имеют кровавый характер, начиная с Первой мировой войны. И патриотически-радикальные отношения никогда ничего хорошего нам не приносили. Надо относиться к этим вещам осторожно. В мире албанцы и сербы жить не будут. Единственное, что мы могли бы сделать, - это участвовать в создании ротируемого международного контингента полицейских сил в Косове.
Грузия и Аджария. Что дальше?
24.03.2004 г, Литературная газета
Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ, депутат Госдумы:
Грузии очень сильно не везет. Еще до распада Советского Союза первые же шаги первого президента Грузии Звиада Гамсахурдии привели к известному грузино-осетинскому конфликту. Следующий руководитель, как и предшественник, встреченный "с большим подъемом" в Тбилиси, Эдуард Шеварднадзе фактически с первых дней президентства положил начало эскалации конфликта с Абхазией. И осетинский, и абхазский конфликты с Грузией остаются неурегулированными. Пострадали жители, нанесен огромный, до сих пор невосполнимый ущерб хозяйству этих регионов, порождена проблема беженцев.
Конфликты затронули интересы Российской Федерации, серьезно дестабилизировав обстановку на ее южных рубежах. Поэтому мы так близко к сердцу воспринимаем все, что происходит и может произойти в Аджарии.
Автономия в Аджарии - не изобретение советской власти и не порождение постсоветского периода. Она создана по условиям двух договоров - Московского и Карского - в 1921 году, когда между представителями грузинских властей и Турции заключались договоренности о разделе сфер влияния и территорий в этом регионе. Россия и Турция с двадцать первого года являются гарантами Аджарской автономии.
При том, что Аджария составная часть Грузии, она имеет значительное культурное, конфессиональное своеобразие, которое наряду с историческими обстоятельствами служит основанием для существования Аджарской автономии.
Грузинские руководители, по-видимому, считают, что можно легко перепрыгнуть через исторически обусловленные различия между регионами республики. Она унаследовала все территории, которые входили в Грузинскую ССР, а ранее эти земли были включены в состав Российской империи -не все вместе, а порознь и при разных обстоятельствах.
Нынешнее руководство Грузии, судя по всему, взяло курс на то, чтобы все эти препятствия единым махом преодолеть, унифицировать страну, сделать ее унитарной. Такая логика вполне понятна, другое дело - к чему все это может привести...
Иная точка зрения у руководства Аджарии, справедливо считающего, что Грузия по сути - "договорное" государство. И чем быстрее грузинская политическая элита поймет, что, находясь в стеклянном доме, нельзя бросаться камнями, тем легче будет всем живущим в Грузии, в том числе представителям этой самой политической элиты...
Александр ЭБАНОИДЗЕ, главный редактор журнала "Дружба народов":
Грузинское руководство будет действовать чрезвычайно осторожно. Оно вообще не настроено на силовое решение этой проблемы, опыт прошедших лет нас всех многому научил. Ситуация с Аджарией еще и заметно отличается от двух других - осетинской и абхазской. Аджарцы - особый этнос, у них своя языковая среда. Кроме того, и Аслан Абашидзе много раз говорил в ответ на вопрос о дальнейшем пребывании Аджарии в составе Грузии: "Мы и есть Грузия". Поэтому проблема должна быть аккуратно разрешена.
Есть причины, вызвавшие это обострение. Ведь Грузия как государство всеми признано в ее нынешних пределах, ее территориальную целостность вроде бы никто под сомнение не ставит. И не очень понятно в этой связи, почему президент страны вдруг лишается доступа на территорию, которая входит в ее состав. Это один аспект. Другой - предстоящие парламентские выборы, надо способствовать их демократическому проведению, нормальному волеизъявлению граждан.
Новое поколение политиков в Грузии и некоторые традиционно устоявшиеся структуры, связанные с предыдущей политической системой, должны найти взаимоприемлемый выход...
Черты характера нового грузинского президента - жесткость, этакое упрямство и упорство - это, в общем-то, плюс в определенных ситуациях для политического деятеля. Но, конечно, ему надо научиться делать и компромиссные шаги...
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |