Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Время новостей,
17 марта 2004

Россия не уступит никому свое место в СНГ

К.Лабецкая

На пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ), чаще именуемом постсоветским, все активнее действуют США, НАТО и Евросоюз. Не противоречит ли это российским интересам? Об этом рассказал первый заместитель главы российского МИДа, спецпредставитель президента России в государствах - членах СНГ в ранге федерального министра Вячеслав ТРУБНИКОВ.

- Пространство СНГ - естественная традиционная зона российских интересов. А сама Россия точно такая же зона интересов для ее партнеров по Содружеству. Курс на развитие добрососедских отношений с СНГ - важнейший приоритет нашей внешней политики. Но в условиях бурно развивающегося процесса глобализации ни одно государство или региональное объединение не может остаться обособленным. Мы не намерены указывать партнерам по СНГ, как и с кем строить отношения. Однако исходим из того, что наши партнеры, например по Организации Договора о коллективной безопасности, не нарушат взятые на себя союзнические обязательства (ОДКБ создана 18 сентября 2003 года. В нее входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. - Ред.).

- И нас не смущает проникновение НАТО в СНГ?

- Вместе с партнерами по СНГ мы готовы к углублению сотрудничества с НАТО, прежде всего к налаживанию ее взаимодействия с ОДКБ. Это особо актуально, если учесть, что НАТО активно участвует в операциях в Афганистане. От объединения возможностей этих двух военно-политических союзов в выигрыше будут и их члены, и все международное сообщество. Противодействие же этому будет означать реанимацию "холодной войны". Мы к этому не стремимся и ждем того же от НАТО. Но процесс расширения Альянса, его приближение к границам России мы не приветствуем по одной причине: НАТО должно трансформироваться из военного блока в политическую организацию. Сейчас же в НАТО развиваются процессы противоречивые. Внутри Альянса еще существуют силы, мыслящие категориями "холодной войны".

- НАТО рассчитывает на усиление сотрудничества с Россией по Афганистану. Неужели Россия туда вернется спустя 15 лет?

- У нас нет таких планов. Возможна помощь в критических ситуациях, но не военное присутствие. 

- Уход США из Средней Азии увязывается с завершением афганской антитеррористической кампании. Но конца ей не видно.

- Сложно ставить временные пределы военному присутствию международных сил содействия безопасности или коалиционных сил, занятых ликвидацией остатков "Аль-Каиды" и "Талибана". До нормализации ситуации в Афганистане действительно еще далеко.

- Не "эхом ли холодной войны" стало уклонение Запада от ратификации адаптированного Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) под предлогом того, что сохраняется военное присутствие России в Грузии и Приднестровье?

- У нас линия на конструктивные отношения с США и НАТО. Но временами наши партнеры от нее отступают, вбрасывая мысль, что без ликвидации военных баз России в Грузии ратификация ДОВСЕ невозможна. Попытки поставить нам в вину "невыполнение стамбульских обязательств" расцениваем как надуманный предлог для затягивания ратификации соглашения об адаптации ДОВСЕ. Россия полностью и досрочно выполнила все обязательства по выводу ограничиваемых договором вооружений и техники из Грузии и Молдавии. Мы существенно приблизились и к решению проблем, не имеющих отношения к ДОВСЕ, - это закрытие российских военных баз в Грузии и вывоз военного имущества из Приднестровья. Юридических препятствий для начала процесса ратификации соглашения об адаптации ДОВСЕ не существует. Мы призываем наших партнеров приступить к нему без искусственных затяжек.

- То есть наши базы в Грузии - вопрос лишь диалога Москвы и Тбилиси?

- Нам нужно определиться по срокам и формату нашего пребывания там. И пока что третья сторона нам здесь не нужна. Полагаем, что заявленный конструктивный подход нового руководства Грузии поможет нам возобновить переговорный процесс в двустороннем формате. Мы ведь давно не встречались и не обсуждали проблему ликвидации наших баз.

- На вывод наших баз из Грузии действительно уйдет 11 лет?

- От этого мы начали танцевать в ходе переговоров. Но по мере укрепления наших экономических и финансовых позиций мы можем и сократить этот срок за счет собственных усилий. До каких пределов - определять нашим военным.

- Американское финансирование - "за скобками"?

- На данном этапе - да.

- Еще одним конфликтом интересов Запада с Россией называют Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

- Никакого конфликтного заряда здесь нет. Цели организации - стабильность в регионе и безопасность шести стран-членов (Россия, КНР, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. - Ред.). Есть широкие перспективы для сотрудничества ШОС с США в антитеррористической и антинаркотической сферах. Не собирается ШОС отгораживаться и от НАТО. Рассчитываем, что такое видение сущности ШОС возобладает в мире и положит конец кривотолкам.

- Не свидетельствует ли о противоречиях с Россией повышенное внимание Запада к конфликтам на пространстве СНГ?

- Конфликты - проблема общемировая. В деле их урегулирования на пространстве СНГ не может быть и речи о каком-то нездоровом соперничестве с США или ЕС. Россия никогда не отказывалась от самого широкого международного взаимодействия, от придания миротворческим контингентам в зонах конфликтов на пространстве СНГ статуса международных региональных, с участием СНГ, ООН, ОБСЕ. Но попытки урегулирования "принуждением к миру" - большое заблуждение. Они силой загоняют конфликты внутрь. Мы против непродуманной, поспешной ломки сложившихся форматов урегулирования.

- Вы согласны с политологами, предлагающими переориентировать Россию исключительно на постсоветское пространство как державу сугубо региональную?

- Не согласен. Россию уже в силу ее исторической и геополитической значимости нельзя замкнуть в региональные рамки, пусть и столь масштабные, как СНГ. Уверен, наша страна займет подобающее ей место, став одним из полюсов в многополярном мироустройстве. У нас уже есть для этого формальные признаки: принадлежность к ядерному клубу, постоянное членство в Совбезе ООН. Роль России как великой державы, безусловно, будет определяться ее экономической мощью. Мы медленно, но уверенно наращиваем экономический потенциал. В рамках СНГ это Евразийское экономическое сообщество, Единое экономическое пространство. Россия выступает локомотивом интеграционных процессов на бывшем советском пространстве, что чрезвычайно ответственно и трудно. И тем, кто боится этой ответственности, по душе тезис, что наши партнеры по СНГ много требуют от России, но мало ей дают, а посему якобы следует с ними разойтись. Но реалии таковы, что наше место тут же будет занято другими. Такой шаг был бы крайне опрометчив.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ