Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
The International Herald Tribune (США),
16 марта 2004
Эндрю Штреляйн, директор по вопросам СМИ организации «Международная кризисная группа»
Запад слишком лоялен к узбекскому тирану
БРЮССЕЛЬ. - Один мой друг написал мне по электронной почте письмо: «Я не хотел уезжать в чужие края, но Узбекистан не оставил мне выбора».
Оказавшись под угрозой ареста, он решил, что лучше всего будет покинуть страну. Если учесть, что применение пыток правоохранительными органами Узбекистана «носит систематический характер» - эти слова взяты из доклада специального представителя по применению пыток Комиссии ООН по правам человека Тео ван Бовена - то мой друг, журналист, пытавшийся расследовать злоупотребления в местной полиции по заказу одного из международных информационных агентств, поступил абсолютно правильно, решив уехать из страны, пока его не арестовали.
В то же время международное сообщество несказанно более мягко относится к узбекскому правящему режиму. Несмотря на многочисленные обещания выправить ситуацию в стране, узбекское правительство не предприняло никаких шагов ни по недопущению вопиющих нарушений прав человека, ни по развитию умирающей экономики, а прибывающие в Узбекистан официальные лица - будь то представители ООН, Европейского Союза, Соединенных Штатов, Европейского Банка реконструкции и развития, или Международного валютного фонда - до сих пор видят какой-то прогресс там, где им даже не пахнет.
Особенно беспокоит ситуация с соблюдением прав человека. Полиция не только систематически пытает арестованных, но и постоянно преследует журналистов, сотрудников общественных организаций, правозащитников и тех храбрецов - или, может быть, дураков, - которые пытаются создавать оппозиционные политические партии. Свобода слова стремится к нулю; более десятка журналистов сидят за решеткой по явно надуманным обвинениям.
Можно смело говорить, что обвинения против них сфабрикованы, потому что в узбекских судах таких большинство. Полиция, выполняя абсурдные планы по раскрываемости преступлений, может забрать любого, кому не повезло, и он оказался на месте преступления. Часто в полиции просто фабрикуют обвинения, чтобы вымогать взятки с задержанных, у которых просто не остается выбора: плати или садись в тюрьму.
Полиция требует все больше взяток, вгоняя все больше людей в нищету, а экономика Узбекистана все глубже погружается в кризис. Горстка людей, близких президенту Исламу Каримову, обладает практически монополией на всю экономику, а 80 процентов населения живет в нищете. Средняя заработная плата составляет 40 долларов в месяц, и это самая низкая цифра по всему бывшему Советскому Союзу.
Европейский Банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд установили критерии, по которым оценивается реформирование экономики Узбекистана, но эти критерии им оспаривались, игнорировались или выполнялись только для видимости. Обязательства по экономической и политической либерализации, взятые на себя режимом Каримова в рамках двусторонних договоренностей с Соединенными Штатами и другими западными странами, также не привели ни к чему.
Пришло время, когда международному сообществу необходимо отбросить свой неоправданно мягкий подход и занять более жесткую и конкретную позицию в отношении Узбекистана.
Государственный департамент должен прямо и четко заявить в конгрессе, что он больше не может считать, что Узбекистан действительно продвигается к политической либерализации и повсеместному соблюдению прав человека, как это предусмотрено в Законе о деятельности за рубежом (речь идет о Законе об ассигновании на государственную деятельность за рубежом и финансирование экспорта на 2002 финансовый год, подписан 10 января 2002 г. / Foreign Operations, Export Financing, and Related Programs Appropriations Act, 2002). По данному закону на деятельность американских государственных институтов за рубежом, в том числе на борьбу с контрабандой наркотиков, терроризмом и СПИДом, а также на общественные и образовательные программы в развивающихся странах, начиная с 2002 финансового года, (в США финансовый год сменяется 1 октября) выделяется 15,4 млрд. долларов. Также Госдеп должен выработать алгоритм шагов, которые правительство Узбекистана должно сделать до декабря 2004 года для того, чтобы оправдать возобновление помощи. Эти шаги должны включать конкретные и прозрачные действия по искоренению пыток, обеспечению участия независимых политических партий в назначенных на декабрь парламентских выборах и прекращению цензуры и преследования прессы.
Пока эти требования не будут выполнены, Вашингтону следует приостановить оказание помощи узбекским силовым структурам, сумма которой в 2002 году составляла 79 миллионов, а в 2003 году - 30 миллионов долларов, за исключением программ по международной безопасности.
На первый взгляд может показаться, что Вашингтону трудно будет ужесточить свою позицию в отношении Узбекистана. Во-первых, Каримов поддерживает войну с международным терроризмом, которую ведут США; во-вторых, в Узбекистане находятся американские военные базы. Однако мириться с репрессивным режимом Узбекистана - значит наносить серьезный ущерб имиджу Соединенных Штатов на долгие годы вперед в этом очень важном преимущественно исламском регионе, где экономическая разруха, вызывающая разочарование населения в жизни, может создать благодатную почву для радикальных исламистов.
Соединенным Штатам необходимо серьезно пересмотреть свои приоритеты в этом вопросе. Ситуация в Узбекистане начала ухудшаться еще в прошлом году, когда правящий режим перешел к откровенному преследованию всех, кого считал своими политическими противниками. Узбекский народ со все большим непониманием смотрит на то, как Соединенные Штаты Америки, самая могущественная демократическая держава мира, продолжают поддерживать и одобрять репрессивный режим, которому они вынуждены подчиняться.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |