Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
В Конституции Испании 1978 г. получили отражение два аспекта статуса национальных меньшинств: лингвистический и участия в политической жизни через автономные сообщества. Статья 3 Конституции посвящена вопросам использования языков в Испании. В ней устанавливается следующее: «1. Кастильский является официальным государственным языком. Все испанцы обязаны его знать и имеют право пользоваться им.
2. Остальные языки Испании являются также официальными в соответствующих автономных сообществах согласно их статутам.
3. Богатство языков и разнообразие диалектов Испании является частью ее культурного наследия и пользуется особым уважением и защитой».
Вопросы автономии получили отражение в ст.2 и главе третьей «Об автономных сообществах» раздела VIII Конституции.
Статья 2 Конституции гласит: «Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, едином и неделимом отечестве всех испанцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих и солидарность между ними».
Развиваются эти положения в ст.143, согласно которой «1. Осуществление права на автономию, признаваемого в статье 2 Конституции, граничащие друг с другом провинции, имеющие общие исторические, культурные и экономические особенности, островные территории и провинции, представляющие собой единую историческую область, могут получить самоуправление и образовать автономные сообщества в соответствии с положениями настоящего раздела и соответствующими статутами.
2. С ходатайствами о предоставлении автономии могут обращаться все заинтересованные собрания представителей или соответствующие межостровные органы, также как и две трети муниципий, население которых составляет по меньшей мере большинство избирательного корпуса в каждой провинции или на острове. Ходатайство об этом должно быть оформлено в течение шести месяцев после принятия первого решения по этому вопросу заинтересованными местными собраниями представителей.
3. В случае отрицательного решения ходатайство может быть предоставлено вновь лишь по прошедствии пяти лет».
Ст.144 Конституции Испании устанавливает важные полномочия в этой сфере парламента Испании – Генеральных кортесов, включая возможность решения данного вопроса по его инициативе: «Генеральные кортесы, посредством органического закона и руководствуясь национальными интересами, могут:
а) разрешить образование автономного сообщества, даже если его территория не превышает территорию одной из провинций и не обладает признаками, указанными в п.1 ст.143;
b) утвердить или принять при необходимости статут об автономии для территорий, не входящих в провинции;
c) подменять местные собрания представителей в представлении ходатайства, предусмотренного в п.2 ст.143».
В ст.148 и ст.149 Конституции Испании проведено разграничение компетенции автономных сообществ и государства путем определения предметов ведения автономных сообществ и предметов исключительного ведения государства.
При этом, согласно п.1 ст.150 «Генеральные кортесы могут предоставить всем или некоторым автономным сообществам в отношении предметов, отнесенных к ведению государства, право принятия законодательных актов в рамках принципов основ и условий, установленных конституционным законом». Кроме того, согласно п.2 ст. 150 Конституции «Государство может передавать или автономным сообществам, посредством принятия конституционного закона, осуществление полномочий, которые относятся к предметам государственного ведения, но в силу своей природы могут подлежать такой передаче или делегированию. В каждом случае закон предусматривает передачу соответствующих финансовых средств, так же как и формы контроля, который государство оставляет за собой».
Согласно п.3 ст.150 Конституции «Государство может принимать законы, устанавливающие необходимые принципы для согласования нормативных узаконений автономных сообществ, даже по отношению к предметам, отнесенным к их ведению, если того требуют общие интересы. Решение о такой необходимости принимают Генеральные кортесы абсолютным большинством голосов в каждой палате».
Правовой статус автономий регулируются статутами, принимаемыми по особой процедуре в провинциях. Эти статуты ратифицируются Генеральными кортесами (ст.151).
Общие параметры их содержания также определены конституционно. Согласно п.1 ст.152 Конституции для статутов «институциональная организация автономии включает в себя: законодательное собрание, избираемое путем всеобщих выборов на основе пропорциональной системы представительства, гарантирующей также представительство различных районов территории; правительственный совет, выполняющий исполнительные и административные функции; его председателя, избираемого собранием из числа его членов и назначаемого Королем. Председатель руководит правительственным советом, является высшим должностным лицом в автономном сообществе и представителем государства в нем. Председатель и члены правительственного совета несут политическую ответственность за свою деятельность перед собранием.
Высший суд, без ущерба для юрисдикции Верховного суда, является высшим судебным органом на территории автономного сообщества. Статуты могут определять условия и формы участия автономных сообществ в организации отправления правосудия на уровне округов в соответствии с органическим законом о судебной власти, принципами ее единства и независимости».
В Конституции Испании предусмотрены также формы государственного контроля за деятельностью органов автономных сообществ и меры, которые могут быть предприняты в случае невыполнения автономными сообществами своих обязательств.
Принцип автономии распространяется и на финансовую деятельность автономных сообществ. Этому посвящены ст.156-158 Конституции. В частности устанавливается, что «автономные сообщества пользуются финансовой автономией в целях развития и осуществления своих полномочий в соответствии с принципом координации деятельности с государственным казначейством и принципом солидарности всех испанцев».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |