Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Ведомости,
2 апреля 2004
Александр Беккер, Светлана Иванова
Москва готова перейти в торговле с Белоруссией на принцип страны назначения при уплате НДС, но не хочет компенсировать республике потери за прошлые годы. По мнению экспертов, такое решение свидетельствует о крушении курса на экономическую интеграцию двух государств.
Сейчас в торговле с Белоруссией Россия взимает НДС по принципу страны происхождения, т. е. деньги от экспорта поступают в российский бюджет. Минск давно возражал против этой схемы. За три года - с 2000 по 2003 г. - Белоруссия насчитала $780 млн потерь и требовала от Москвы компенсировать их. "С 1999 г. мы вели переговоры с Россией, чтобы косвенные налоги взимались по стране назначения", - напоминает начальник управления Минфина Белоруссии Владислав Татаринович. "Таковы международные правила и требования ВТО", - добавляет руководитель отдела того же ведомства Любовь Тарарышкина.
Вчера российские чиновники частично согласились с претензиями Минска. Первый замминистра финансов Сергей Шаталов заявил агентству "Интерфакс", что Минфин предлагает правительству со следующего года перейти в торговле с Белоруссией на уплату НДС по стране назначения. Соответствующие поправки в законодательство ведомство собирается внести в правительство сегодня. Это решение Шаталов объяснил тем, что две страны так и не договорились о строительстве союзного государства по общим принципам и с единой налоговой системой. При этом, сказал Шаталов, компенсировать Белоруссии потери прошлых лет по НДС Россия не собирается. Более того, добавляет замминистра финансов Михаил Моторин, уплата НДС по стране назначения не будет касаться поставок в Белоруссию основных российских экспортных товаров - нефти и газа. "Эти изъятия в соответствии с Налоговым кодексом действуют в торговле со странами СНГ", - сказал чиновник.
Товарооборот России и Белоруссии в 2003 г. составил $11,5 млрд, в том числе экспорт - $7 млрд, а импорт - $4,5 млрд. Нефти поставлено на $1,5 млрд, а газа - на $0,5 млрд.
По словам Моторина, потери России с учетом изъятия энергоносителей из нового режима будут невелики. Если бы новые правила действовали в 2003 г. , то Россия заплатила бы в бюджет Белоруссии $900 млн НДС, а Белоруссия отдала бы в российскую казну $810 млн. Чтобы смягчить убытки белорусских предприятий, которые, экспортируя в Россию, будут вынуждены уплачивать НДС в бюджеты обеих стран, Шаталов предлагает Белоруссии подписать типовое соглашение об избежании двойного налогообложения. Белоруссию же не устраивает и эта схема. "Для нас приемлемо, чтобы НДС [в бюджет Белоруссии] уплачивался полностью [без изъятий]", - говорит Тарарышкина.
Впрочем, оговорился Шаталов, если союзное государство все же начнет работать, страны могут "легко" переиграть историю и "вернуться к принципу [взимания НДС] по стране происхождения". Эксперты не разделяют его оптимизма. Завотделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев отмечает, что "принцип взимания НДС по стране происхождения был привязан к введению единой валюты [с 2005 г. ]" и после "срыва договоренностей по рублю не имеет смысла". По его мнению, перевод расчетов на принцип страны назначения "по сути означает окончательное сворачивание интеграции с Белоруссией". Независимый белорусский эксперт Ярослав Романчук расценивает шаг России как признание того, что "союзного государства, единой таможенной территории и экономического пространства нет". "Неизбежно теперь установление и таможенной границы [вместо свободной таможенной зоны], чтобы фиксировать перемещение товаров", - полагает Романчук.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |