Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Росбалт,
9 апреля 2004
Яна Амелина
В Москве, не вызвав широкого резонанса, прошла первая конференция Международного совета российских соотечественников (МСРС). Это — хороший повод проанализировать политику России в отношении тех, кто после распада СССР не по своей воле оказался за пределами РФ.
Куда уходят деньги?
Участникам конференции презентовали Московский дом соотечественника, учрежденный по инициативе правительства Москвы пару лет назад. Он должен начать работу во временном помещении уже в ближайшие дни (для сравнения: Московский дом национальностей, открытый несколько лет назад для национальных диаспор, расположился в прекрасном здании на Новой Басманной). Комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественников за рубежом, принятая московским правительством, предусматривает освоение в текущем году 188 миллионов рублей.
В рамках же Комиссии по делам соотечественников за рубежом при Правительстве РФ в 2004 году на их нужды отпущено 252 миллиона рублей. Они будут потрачены на «содействие в проведении мероприятий», посвященных юбилейным датам выдающихся деятелей российской культуры и памятным датам российской истории (т.е., русским общинам выделяют деньги на празднование дня рождения Пушкина или Дня независимости России), приобретение и доставку учебников и пособий для русских школ (многие из которых запрещены к использованию в странах проживания), «проведение мероприятий для соотечественников в области образования, науки и культуры, а также мероприятий лечебно-оздоровительного характера», информационную и гуманитарную помощь.
Всё вместе — свыше 15 миллионов долларов. Не много, конечно, но всё существеннее, чем в прошлые годы. Отчего же интерес соотечественников к программам московской мэрии и российского правительства всё меньше, а скепсис в их отношении всё чаще перерастает в раздражение? Наверное, оттого, что решение серьезных проблем, волнующих большинство русских, проживающих за рубежами России, — а это получение российского гражданства, переезд на постоянное место жительства в РФ, юридическая помощь и правовая защита, возможности образования в российских вузах, назначение российской пенсии, доступ к достоверной информации о России и ряд других, — подменяется проведением праздников да отправкой на отдых в «метрополию» нескольких десятков старшеклассников.
Кстати, и праздники эти радуют соотечественников далеко не всегда. Например, русские Одесской области были неприятно удивлены тем, что местное консульство РФ в канун Рождества спонсировало постановку и троекратный показ спектакля... о приключениях Гарри Поттера. Который, конечно, неплохой парень, но к появлению на свет Спасителя никакого отношения не имеет. Между тем, потрачено на это было 100 тысяч гривен (около 600 тысяч руб.). При этом Русского культурного центра в Одессе нет — как и русской программы на местном телевидении, не говоря уж о русской региональной газете. Характерно, что армянская диаспора, значительно уступающая русской в численности и не имеющая в Одессе своего консульства, успешно решила все эти проблемы.
МИД проснулся...
Вот уже год, как координатором работы властей России с соотечественниками является внешнеполитическое ведомство. Эти обязанности возложены на первого заместителя министра иностранных дел Элеонору Митрофанову. Своей главной задачей российский МИД видит защиту соотечественников в государствах постсоветского пространства. В своей статье «Русский мир» без границ» Элеонора Митрофанова справедливо отмечает, что во многих странах СНГ и Прибалтики соотечественники сталкиваются с ущемлением своих прав, продолжаются преследования ветеранов-антифашистов, сужается сфера использования русского языка (последний пример — подписанный 2 апреля президентом Киргизии Закон о государственном языке, о новациях которого недавно писал «Росбалт»), уменьшается количество русских школ. С этой констатацией трудно не согласиться — а вот что делается для противодействия этим явлениям?
«Очевидно, что нарушение основополагающих прав русскоязычного населения в той или иной стране не может не иметь негативных последствий для ее отношений с Российской Федерацией», — пишет в своей статье Митрофанова. Однако это обещание еще ни разу не было воплощено в жизнь, тогда как примеров нарушения прав русских на постсоветском пространстве — хоть отбавляй.
Например, в конце марта Туркменбаши снёс в Ашхабаде здание Русского театра имени Пушкина, где нашел приют и Русский культурный центр. Формально творческому коллективу предоставили новое помещение — беда в том, что для работы оно совершенно не пригодно. Это значит, ни театра с 80-летней историей, ни центра больше не будет. Россия — промолчала. «А что может сделать МИД, главная задача которого — налаживать и укреплять, а не расстраивать и осложнять отношения России с иностранными государствами?», — говорили корреспонденту «Росбалта» дипломаты, прекрасно осведомленные и о положении дел с русским образованием в Латвии, и о регулярных погромах Русского культурного центра во Львове...
Да и стоит ли вспоминать о санкциях и нотах, если Бюджетный кодекс, по словам Митрофановой, запрещает, например, приобрести для единственной русской школы в Туркмении (как и для русских школ в других государствах) компьютерный класс или покрасить там стены — как же, ведь это вложения в иностранную недвижимость! В то время как в России действуют десятки лицеев, созданных на турецкие деньги и воспитывающих молодежь в духе пантюркистской, панисламистской идеологии, о чем также подробно писал «Росбалт». Лишь недавно в этой сфере начали наводить порядок.
В одном из своих недавних интервью Элеонора Митрофанова признала, что государственная политика по отношению к соотечественникам только формируется. Как будто Советский Союз прекратил свое существование позавчера, а не 12 лет назад! Как будто до сих пор не написано ни одной соответствующей концепции, не состоялись уже десятки конференций и съездов соотечественников, не отправлены в высокие инстанции миллионы жалоб и просьб от русских из дальнего и ближнего зарубежья...
Теперь в МИДе планируют более четко определить приоритетные направления расходования бюджетных средств. Хотят в Министерстве разобраться и с работой российских культурных центров, которых слишком много в Латинской Америке и Африке, но категорически не хватает в странах постсоветского пространства. В планах российских дипломатов — еще несколько столь же важных, но все же тактических задач. А где стратегия? Ее по-прежнему нет.
Брюссель и Страсбург — ближе Москвы
Часть активистов движения соотечественников окончательно разочаровалась в российской поддержке и просто перестала ездить в Москву на официальные мероприятия. Остальные участвуют в московских советах и конференциях главным образом для того, чтобы в очередной раз «напрямую, без телефона и электронной почты, пообщаться с единомышленниками из других стран», о чем говорили многие в кулуарах конференции МСРС. В последнее время из уст наших соотечественников звучат призывы в духе «хватит ждать милостей от исторической родины, давайте опираться на собственные силы». Только сил-то особых нет, от этого и все проблемы.
Между тем, например, всё заметнее стремление русских Прибалтики апеллировать в защиту своих гражданских прав не к России, на которую они давно уже махнули рукой, а к европейским структурам, что особенно актуально в связи с вступлением Литвы, Латвии и Эстонии в Евросоюз. И ничего странного тут нет. Ведь именно в Брюсселе и Страсбурге находится, по словам председателя Комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, ключ к решению проблем прибалтийских соотечественников. Если так считает федеральная власть России, то почему молодые русские Прибалтики должны быть другого мнения?
Вот студенты-первокурсники и старшеклассники латвийских школ, недавно потрясшие всю Европу акциями в защиту школьного образования на русском языке, и назвали свой клуб «Страсбург», а не «Москва». С объединенной Европой, а вовсе не с Россией, связывают они и свою дальнейшую судьбу. Это — первое поколение соотечественников, потерянное Москвой исключительно по собственной вине.
В то же время россияне, живущие в Закавказье и Средней Азии, в массе своей погрузились в тяжелую апатию: из Ашхабада и Кутаиси одинаково далеко что до Москвы, что до Страсбурга с Брюсселем. В самом деле, к чему питать иллюзии, когда рассчитывать можно только на себя? Например, тем, по приблизительным подсчетам, 15 тысячам российских граждан, что живут сейчас в автономной Аджарии, где в середине марта чуть было не разгорелась война (да и сейчас угроза силового сценария остается более чем реальной).
Руководство Аджарии неоднократно обращалось в Москву с просьбой об открытии в Батуми российского консульства, но воз и ныне там. Как пояснила «Росбалту» Элеонора Митрофанова, «консульство РФ в Аджарии не может быть открыто без разрешения грузинских властей, а они не то чтобы категорически против — возникает ряд технических препятствий».
Надо было видеть удивление главы миссии международных наблюдателей за выборами в Аджарии, юриста из США Чэда Нэйгла, когда он узнал от корреспондента «Росбалта» о таком положении дел. «Очень странно, — заметил американец, до того не сомневавшийся в существовании в автономии консульства РФ. — О каких препятствиях идет речь? Ведь действует же здесь турецкое консульство!». Узнай он, что у российского внешнеполитического ведомства нет никаких планов по защите сограждан в Аджарии, решись Тбилиси на силовой вариант в противостоянии с Батуми, — наверняка поразился бы еще больше.
Необходимо отметить, что из-за неопределенности правового статуса нескольких непризнанных республик на территории бывшего СССР нашим согражданам и соплеменникам в них приходится, может быть, тяжелее всего. Обычно они вообще как бы выносятся «за скобки» межгосударственных отношений.
...Сопоставляя факты и тенденции, невольно приходишь к печальному выводу: эффективной защите прав и интересов российских соотечественников мешает отнюдь не наличие разного рода «технических препятствий», а лишь отсутствие у руководства России необходимой политической воли.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |