Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
,
5 апреля 2004
Владимир Намовир
Если в психиатрических лечебницах, как говорят, больных лечат электрошоком, то казахстанских «невменяемых» приводят в чувство «плановой» терапией. Здесь сразу следует пояснить, что подразумевается под словом «невменяемые». В самом широком смысле – это политические оппоненты и критики существующей в стране власти, или граждане, имеющие мужество придерживаться взглядов, не совпадающих с официальной точкой зрения казахстанских властей. Проще сказать, диссиденты.
А под «плановой» терапией следует понимать создание и проведение в жизнь планов, направленных на то, чтобы сделать «невменяемых» граждан и целые организации «невменяемых», управляемыми и послушными. Казахстанской общественности хорошо известны «анонимные» мероприятия, связанные с целым рядом «плановых» действий, направленных на развал и дискредитацию Коммунистической партии Казахстана(КПК), Народной партии Демократический Выбор Казахстана(ДВК). Все они сегодня, в большей или меньшей степени, успешно проводятся в жизнь.
КПК и Серикболсын Абдильдин стоят перед фактом существования своего клона – «новой» Коммунистической партии Республики Казахстан(КПРК) во главе с бывшим соратником Абдильдина и бывшим 2-ым секретарём ЦК КПК Владиславом Косаревым, а Народная партии ДВК находится под реальной угрозой её не регистрации в Минюсте. Против оппозиции работают далеко не любители, а потому выбор стратегий по нейтрализации политических оппонентов режима достаточно гибкий. Где-то используется «ломовой» способ, как, например, против КПК, а где-то более изощрённый, как в случае с ДВК – довести до самого финиша и …прихлопнуть.
Но за сенсационными событиями последних недель наблюдателями и журналистами остался не замеченным другой факт «плановой» терапии – создание властями параллельного Русского движения. В нём, как это ни странно звучит, принимает активное участие Русская Православная Церковь. В Алматы 2 апреля 2004 г. на «Круглом столе», организованном Алматинским Епархиальным Управлением по инициативе Астанайской и Алматинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по программе: «Перспективы консолидации русской общины в казахстанском обществе», речь шла именно об этом. Судя по всему, как считают многие, РПЦ ввели в заблуждение и использовали её высокий авторитет в прагматических целях: оказать морально-психологическое воздействие на членов действующих русских организаций, принимающих активное участие в общественно-политической жизни страны на стороне оппозиции.
На «Круглом столе» представитель самого крупного и влиятельного Республиканского славянского общественного объединения «Лад» Анатолий Кузеванов по этому поводу заявил следующее: «Объединение и координация деятельности русско-славянских организаций по глубокому убеждению «Лада» - сугубо их собственное дело, осуществляемое на основе доброй воли и не требующее архитекторов и помощников со стороны. «Лад» считает недопустимым и неприемлемым любое вмешательство со стороны каких бы то ни было сил, а также навязывание извне любых принципов и организационных схем, закрепляющих политическое неравноправие русских и славян в РК».
А речь идёт о следующем. В соответствии с «анонимным» документом, известным достаточно широкому кругу лиц под названием «Концепция создания Русской общественной организации», полным ходом идёт работа над созданием единого русского движения, под руководством небезызвестного экс-премьера Сергея Терещенко. Именно ему, верному соратнику Назарбаева, имеющему «не только личную харизму, но и влияние во власти, как в Казахстане, так и в России», поручено быть лидером всех русских страны и «сложить все яйца в одну корзину». А РПЦ, по иезуитскому замыслу авторов «концепции», должна освящать своим присутствием «новое» Русское движение и, как говорится в документе, через свои приходы «оказывать конструктивное влияние на слишком политизированных деятелей». Финансировать же движение, призванное обеспечить политическую поддержку Назарбаеву со стороны «второй по численности группы населения», должен …российский бюджет.
Обращает внимание, что проект Программы «нового» Русского движения, распространённый инициаторами этого проекта 2 апреля на «Круглом столе» в Алматинском епархиальном управлении РПЦ, дублирует дословно часть словесных конструкций из «концепции», текст которой стал известен общественности в конце 2003 г. Очевидно, что базовая «концепция» Русского движения, проекты Программы и Устава этой организации, создаваемой по инициативе г-на Терещенко, готовились одними и теми же политтехнологами и в одном и том же «мозговом центре».
Особое внимание в проекте Программы «терещенковского» движения в разделе «Политическое направление. Идеология.» привлекает такой замечательный пассаж: «Русские Казахстана берут обязательство в сохранении и развитии русского языка в соответствии с Конституцией, законами и традициями Казахстана». И первая реакция - чистый сепаратизм и подрыв основ государственной безопасности! Поскольку для того, чтобы выполнить это обязательство, надо изменить Конституцию РК, изъяв из неё положение о русском языке как об официальном, и создать, по меньшей мере, русскую автономию, в которой «вторая государствоообразующая нация» оплачивала бы, помимо основных налогов, отдельный налог на содержание своего родного языка. Иными словами, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Этот идеологический перл в который раз напомнил мне первую версию нашей Конституции, вынесенной на обсуждение Ассамблеи народов Казахстана, председателем которой был и остаётся президент Назарбаев, а его замом сегодня является «харизматический» г-н Терещенко. Так вот, в этой самой первой печатной версии проекта Конституции содержалось положение о том, что президент страны не несёт …никакой ответственности за свои действия. Тогда даже рядовые участники, тщательно отобранные тогдашними главами администраций, были ошеломлены такой формулировкой, и на слушаниях риторически вопрошали у министра юстиции Колпакова: «Как такое быть может?! У нас только Бог и сумасшедшие ни за что не отвечают перед законом!». Оказывается, может. Правда, одиозную формулировку разработчики, по словам Колпакова, творившие под личным контролем самого Назарбаева, всё же немного изменили: ввели единственную норму ответственности …за измену родине.
Кто бы тогда мог подумать, чем может обернуться для действующего президента это виртуальное законоположение. На процессе в Нью-Йорке по «Казахгейту» защита Джеймса Гиффена попросила суд снять с него все обвинения в нарушении Закона о коррупции за рубежом. Как пишет российская газета «Коммерсант»»: «Процесс по этому громкому делу, получившему название «Казахгейт», должен был начаться 2 апреля, однако в самый последний момент был отложен до 14 мая. Как стало известно „Ъ", господин Гиффен обратился к суду с заявлением, в котором сообщил, что свои действия он координировал с ЦРУ. «Он был в Казахстане их ушами и глазами» — уточнил адвокат обвиняемого». Из чего следует, что президентом суверенного государства манипулировали, как заурядным иностранным агентом, оплачивая его услуги. И тогда виртуальная конституционная норма «об измене родине», это законодательный «фиговый листок», наполняется вполне конкретным содержанием.
Так стоит ли удивляться буму партстроительства и «асаризации» всей страны, где «планов громадьё» имеет одну только цель – «выстроить» любыми средствами всё население страны на поддержку режима. Поэтому и в «концепции», и в других программных документах Русского движения, куда режим под предлогом «разобщённости» пытается «слить» все существующие славянские организации, как шаманское заклинание, в разных вариациях повторяется: «Русские Казахстана поддерживают курс Президента».
В том же заявлении «Лада», озвученном г-ном Кузевановым на «Круглом столе», говорится: « Судя по всему, власти напугало растущее активное участие членов «Лада» в общественно-политической жизни страны. Многим бы хотелось, чтобы русские и славяне довольствовались национальной «местечковостью», копили бы обиды и дистанцировались от происходящих в стране общественно-политических процессов. Нет, этого не будет. «Лад», как и все общественные объединения Казахстана, намерен наравне со всеми вносить свой вклад в социально-экономическое развитие страны, строить демократическое общество и поэтапно решать накопившиеся национальные проблемы посредством постоянного диалога и на основе точно выверенного баланса интересов всех групп населения».
Как показывают наблюдения, не хочет народ выстраиваться. Несмотря на шантаж и угрозы со стороны чиновников и акимов, всё большее количество людей в регионах вливается в число сторонников оппозиции. А попытки давления не дают, как это было раньше, нужного результата, и, наталкиваясь на растущее самосознание населения, встречают ответное сопротивление.
По свидетельству местных представителей Народной партии ДВК, в Кокшетауском государственном университете им. Ш. Уалиханова (Ч.Валиханова. Ред.), зам. ректора по воспитательной работе обязал кураторов групп не выпускать студентов за город, так как в окрестностях …якобы действуют агитаторы Демвыбора. Надо ли говорить, что это требование вызвало возмущение даже аполитичных преподавателей, один из которых пришёл в офис НП ДВК и поведал об этом случае. А один из студентов, которому за найденную у него агитационную листовку ДВК попытались в деканате устроить «разборку», ответил своим наставникам так: « Я плачу за своё обучение деньги, и моё право состоять в той партии, которую я сам выбрал».
Вот и казахстанские русские общественные объединения не хотят «выстраиваться» и, преодолевая национальный изоляционизм прошлых лет, всё активнее включаются в политическую жизнь страны и борются за универсальные демократические ценности под лозунгом «за нашу и вашу свободу». Как говорится в заявлении: «У нас в этом деле есть многочисленные союзники и друзья, и мы едины в своём стремлении работать на благо народа Казахстана и на строительство в нашей стране реального гражданского общества».
Вот это-то и пугает Назарбаева, который, помимо всего прочего, хотел бы спрятаться под почти родной, широкий российский зонтик в предвидении трудных времён. Слишком уж много у президента сомнений и тревог, связанных с «Казахгейтом», отступничеством бывших соратников и крепнущей оппозицией, которая всё ощутимее кусает за пятки. И уж, конечно же, он не хотел бы осложнений во взаимоотношениях с ВВП (В.В.Путиным. Ред.), вынужденного реагировать на сигналы неблагополучия, подаваемые активизировавшимися русскими из Казахстана. Там, в России, тоже есть влиятельные силы, которые не жалуют диктаторов ни своих, ни чужих, и жёстко реагируют на факты дискриминации соотечественников. В этом случае можно не только понести серьёзные экономические потери, но и лишиться политической поддержки Кремля, поскольку в Москве тоже взвешивают все плюсы и минусы и размышляют, как долго можно не замечать проявлений «башизма» со стороны Назарбаева.
Зачем же дразнить гусей, если есть возможность, используя опыт пресловутой Ассамблеи народов Казахстана, загнать всех русских «протестантов» в одно псевдорусское движение, под руководством проверенного в деле Сергея Терещенко. Тогда ведь, именно Ассамблея народов Казахстана, при отсутствии реальной оппозиции, позволила Назарбаеву ввести в заблуждение международное сообщество и обеспечила безболезненный переход к Конституции 1995 г., превратившей страну в вотчину одной «семьи».
Не понятна только позиция РПЦ во всей этой интриге. Логичной и объяснимой выглядит забота Митрополита Мефодия о консолидации русских в Казахстане, но не логичным и странным выглядит политический альянс Церкви и Власти. Всякая власть от Бога, но не всякая власть Божья. Митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский Иоанн, говоря о политике и нравственности, писал: «Власть на Руси всегда осознавалась не как предмет тщеславных вожделений, награда самым наглым, хитрым и беспринципным бойцам политического ринга, не как бездонная кормушка для чиновников и бюрократов, но как религиозное служение заповедям справедливости и добра…». Хотя это было написано ещё в 1993 г., сегодня, применительно к нашим реалиям, существующая в Казахстане власть плохо ассоциируется с общечеловеческими понятиями справедливости и добра. Вместо того, чтобы возвысить свой голос в защиту сирых и обиженных, гонимых и преследуемых, РПЦ в Казахстане опосредованно поддерживает авторитарный режим и позиционирует его, регулярно награждая Нурсултана Назарбаева православными орденами.
Прямое участие одного из высших церковных иерархов в качестве сопредседателя марионеточного Русского движения, «спроектированного» властью, да ещё в паре с неудачливым экс-премьером, не пользующимся уважением казахстанцев, тем более вызывает естественное недоумение у граждан. Невольно закрадывается мысль, а не является ли это своеобразной платой РПЦ за преференции и покровительство, оказываемые ей Нурсултаном Назарбаевым? Право, не хочется дальше развивать эту тему, поскольку обыденное сознание не воспринимает как данность очевидных противоречий. Вот уж поистине: «Неисповедимы пути твои, Господи!»
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |