Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая газета,
9 апреля 2004
Кость Бондаренко
Межэтнические конфликты в Крыму давно прогнозировались экспертами, однако обострение произошло почему-то именно сейчас. То, что стычки крымских татар с русскоязычным населением происходят накануне президентских выборов на Украине, наводит на мысль о заказном и провокационном характере этого противостояния.
Напомним: крымские татары составляют меньшинство населения Крыма. С самого начала возвращения их из среднеазиатского изгнания местные власти пустили этот процесс на самотек. Массовое переселение народа совпало с общим кризисом в экономике страны. В 1995 году, в разгар противостояния между пророссийски настроенным президентом Автономной республики Крым Юрием Мешковым и официальным Киевом, крымские татары выступили на стороне Леонида Кучмы. С их помощью Кучме удалось ликвидировать институт президентства в Крыму, но они ничего не получили взамен - настоящими хозяевами положения стали представители крупного бизнеса. Власть имущим не до вопросов исторической справедливости и паритетных отношений с представителями другой цивилизации, другой культуры и другой религии. Никто сейчас не беспокоится о демографической перспективе полуострова. Если сегодня татары составляют седьмую часть населения Крыма, то через 15 лет это будет уже треть. Рождаемость у татар высокая, особенно на фоне низкого или даже отрицательного прироста русскоязычного населения Крыма. Нельзя забывать и о геополитике: если татары перестали чувствовать себя нужными Киеву, то они могут обратить свои взоры на Анкару. Отношения с крымскими татарами нужно выстраивать умело и тонко, а официальный Киев попросту отмахнулся от них: пускай проблему решают на уровне Крыма. А на уровне Крыма свои проблемы. Борьба за власть, за перераспределение собственности, выстраивание отношений с Киевом. А еще Тузла и проблема здравниц и курортов. Татары как-то оказались вне зоны внимания политиков и чиновников - несмотря на то что приближается 60-летие депортации крымских татар. Годовщина депортации вполне могла бы стать поводом для диалога. Но кому-то было выгодно, чтобы зарождающийся конфликт выплеснулся наружу. Риторические вопросы: откуда в Крыму взялись скинхеды и куда смотрела милиция и служба безопасности, повисают в воздухе. Взять под контроль группу скинхедов не составляет труда. Если, конечно, они не являются инструментом в руках политиков и не действуют под явным прикрытием спецслужб. Фактор этнического противостояния может привести к репрессивным действиям со стороны Киева, и тогда в первую очередь полетят головы чиновников. Вопрос власти может решиться сам собой. Кроме того, Крым можно использовать в качестве механизма, который накануне президентских выборов заставит сработать тот или иной сценарий. Например, если нужен кандидат с имиджем "железной руки" - пожалуйста. Приезжает генерал на полуостров и усмиряет конфликт. В результате рейтинг генерала начинает зашкаливать. Надо продлить полномочия нынешнего президента - пожалуйста: в Крыму вводится прямое президентское правление, в государстве - чрезвычайное положение, выборы отменяются. Существует еще множество интересных сценариев, легко осуществимых при сочетании фактора этнического противостояния, цинизма и политтехнологий. В то же время ксенофобия усиленно подогревается не только в отношении крымских татар, но и других национальностей. Время от времени в украинских СМИ стали появляться антисемитские, антипольские, антиамериканские публикации. При этом корни этих идей приводят в Киев - в структуры, близкие к власти. Создается впечатление, что кто-то всерьез работает над созданием новой политической силы, нового движения, основанного на ксенофобии, шовинизме, национал-патриотизме и популистской риторике. Весь этот винегрет будет щедро приправлен вытащенной из нафталина идеологией славянофильства и славянского единства. Проповедующие это силы готовят почву для того, чтобы остаться у власти и после 2004-го, и после 2006 года. Эти силы не заинтересованы в мирном сосуществовании народов Крыма. И с приближением лета будут предприняты попытки возобновить конфликт - с новой силой, в новых масштабах и с новыми действующими лицами.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |