Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Ольвия-пресс,
6 апреля 2004
О.Елков
Всю прошедшую неделю внимание и политиков, и экспертов было приковано к одной теме. В понедельник в самый крупный военный блок планеты – Североатлантический Альянс – официально вступило семь новых государств. С этой недели флаги НАТО развиваются уже и на территории бывшего Советского Союза – в Прибалтике. 4 миллиона солдат и офицеров, полторы тысячи военных аэродромов, десятки тысяч единиц современной боевой техники – против кого и для чего нужна вся эта гигантская военная машина? Сегодня руководство блока предпочитает уходить от ясного ответа на этот вопрос.
С прошедшей недели Приднестровье и НАТО почти соседи. После вступления в Альянс Румынии новая граница блока пролегает в нескольких десятках километров от приднестровских рубежей. Оценивая перспективы такого соседства, эксперты в Тирасполе задают себе тот же вопрос, который сегодня на устах у всех, кто интересуется проблемой - c какими задачами подошел военный блок к этим землям?
«Известно, что Альянс создавался как организация, направленная против стран социалистического лагеря, - напоминает директор центра социальных и политических исследований «Перспектива» Илья Галинский. - Когда соцлагерь распался, и не стало Советского Союза, то причина существования НАТО отпала, и Альянс соответственно должен был самораспуститься. Однако этого не случилось. Почему? Это во многом произошло в результате того влияния, которое имеют США в НАТО. Ведь, фактически, распространение НАТО на Восток – это не распространение европейского влияния. Это распространение американского влияния, поскольку США занимают в Альянсе главенствующее положение. То есть это все та же политика распространения влияния США в мире. Это политика продолжающегося господства США сегодня в мире. И Соединенные Штаты, очевидно, с помощью этого процесса хотят взять в кольцо Россию и те государства, которые пока находятся с Россией в дружеских отношениях».
В самой России к расширению НАТО отнеслись по-разному. Официальная реакция выглядит довольно сдержанной. Москва постаралась избежать каких-то резких оценок. Заявления кремлевских представителей выдержаны в одном духе – Россия выражает определенную обеспокоенность, однако надеется, что Альянс уже во многом избавился от задач холодной войны и готов к сотрудничеству по спорным моментам. Вместе с тем, Кремль ясно дал понять, что будет укреплять обороноспособность страны соответственно новой реальности.
Российские эксперты прямо говорят о том, что главное следствие расширения НАТО уже очевидно - кольцо американского влияния вокруг России сжалось на несколько порядков. А если учесть, что НАТО намерено и дальше продолжать политику «открытых дверей», то перспективы такого процесса для Москвы малоутешительны. То же самое с сожалением констатируют и эксперты в Приднестровье.
«Посмотрите, насколько ослаблено сегодня влияние России на постсоветском пространстве, - отметил, комментируя в интервью «Ольвии-пресс» ситуацию, Илья Галинский. - Практически каждое государство постсоветского пространства постепенно выстраивается в очередь за экономической, военной помощью от США, от НАТО, от Евросоюза и постепенно Россия сдает там свои позиции, Россия теряет своих союзников. Дело скоро может дойти до того, что НАТО распространится на страны Средней Азии. Во всяком случае, Альянс все больше оказывает свое влияние на государства восточного региона – Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и другие».
В соседней Молдове расширение НАТО встретили с нескрываемой радостью. По случаю этого события молдавский МИД распространил специальное сообщение, в котором Кишинев выражает надежду на дальнейшее сотрудничество с Альянсом. О том, каким должно быть это сотрудничество, молдавский президент заявлял уже неоднократно. По мнению Воронина, прежде всего Альянс должен помочь Молдове в решении так называемой приднестровской проблемы. В последнее время Кишинев вполне определенно дал понять, каким именно должно быть участие НАТО в урегулировании. Это привлечение в Приднестровье натовских военных вместо российских миротворцев.
Еще более откровенной стала реакция на расширение Альянса молдавской оппозиции. Лидер кишиневских фронтистов Юрий Рошка, как всегда, озвучил то, о чем официальный Кишинев пока не решается говорить вслух. Он выразил надежду на то, что на пути расширения НАТО будет сделана лишь краткая остановка, и Альянс продолжит свое шествие по постсоветскому пространству.
Конечно, высказывания радикальных политиков типа Рошки не всегда стоит воспринимать всерьез. Однако на этот раз это тот самый случай, когда на слова лидера ХДНП стоит обратить внимание. Дело в том, что именно такие заявления, по мнению Запада, должны озвучиваться в ближайшем будущем в Молдове наравне с официальными.
На прошедшей неделе глава миссии ОБСЕ в Молдове и представитель Совета Европы озвучили в Кишиневе нормы, по которым должны работать государственные молдавские СМИ. По мнению Запада, если молдавские власти хотят рассчитывать на западную поддержку, они обязаны эти нормы соблюдать. Комментируя предложенные стандарты, глава миссии ОБСЕ Вильям Хилл заявил, что они должны помочь Кишиневу перевести местную прессу на демократические рельсы. Однако знакомство с нормами показывает, что за этим формальным объяснением стоят и другие, более глубокие задачи. Вот характерная цитата:
«Сообщения о деятельности президента и правительства должны содержать или сопровождаться комментариями представителей оппозиции…
Выпуски новостей должны регулярно содержать сообщения о парламентских дебатах. Сообщения о парламентских дебатах должны предоставлять равное эфирное время выступлениям правительства и партии большинства с одной стороны и оппозиции с другой стороны».
Одним словом, оппозиции в этих нормах отведена центральная роль. Причем появились они в очень удачное время – в начале следующего года в Молдове пройдут парламентские выборы, и соблюдение таких стандартов должно дать весомое преимущество молдавским оппозиционным силам. И это при том, что сегодня практически вся оппозиция в Молдове – это прозападные, прорумынские и крайне антироссийские партии. Те самые партии, которым глава миссии ОБСЕ не так давно открыто посоветовал объединиться, чтобы набрать побольше голосов в парламенте.
Информационное агентство «Ольвия-пресс» уже предупреждало президента Молдовы о том, что пытаться усидеть на двух креслах – опасно для президентского здоровья. Похожи, что наши предупреждения начинают сбываться. Владимир Воронин, предавший в свое время и Москву, и своих избирателей, и ставший послушным инструментом в руках Запада, сыграл свою антироссийскую роль. В большой политике предателями пользуются, но их нигде не любят. Ворониным попользовались достаточно. Вполне возможно, что за океаном принято решение заменить молдавского президента на действительно западного воспитанника. Того, кто не будет пытаться играть на противоречиях между Западом и Москвой. Именно для этого оппозиции в Молдове открывают зеленую улицу. Такая политика вполне вписывается в ту концепцию США, о которой уже рассказывала «Ольвия-пресс» – привести к власти в постсоветских государствах стопроцентно прозападные режимы.
Вместе с тем до сих пор единственной страной в регионе, которая нарушает заокеанские планы, остается Приднестровье. Похоже, что подошедший к нам Североатлантический Альянс не намерен оставлять эту ситуацию без внимания. На прошедшей неделе глава румынского МИДа выступил с заявлением, которое приобретает особое значение на фоне расширения НАТО и новой активности Запада в Молдове. Мирча Джоанэ сообщил, что проблема Приднестровья весьма волнует НАТО и в ближайшее время будет вынесена в повестку дня Альянса.
На этой же неделе из компетентных источников информационному агентству «Ольвия-пресс» стало известно о резко возросшем интересе структур ОБСЕ к военному потенциалу Приднестровья. Наблюдателям этой организации поставлена задача собрать сведения об оборонных возможностях республики. При этом акцент сделан на оценке числа потенциальных ополченцев, которые Приднестровье может собрать в случае военной угрозы. Итоги такой работы должны быть готовы максимум до октября. Дата не случайна. Именно в октябре в соседней Украине пройдут выборы нового президента, на которых Запад делает ставку на своего воспитанника - Виктора Ющенко. Именно с победой Ющенко многие наблюдатели связывают прогнозы на более активную интеграцию Киева в евроатлантические структуры и резкое охлаждение отношений с Россией. Вашингтон уже давно готовит такое развитие событий.
Как отметил в интервью «Ольвии-пресс» директор центра «Перспектива» Илья Галинский, «конгресс США совсем недавно оказал Украине существенную финансовую помощь для того, чтобы реформировать армию Украины по стандартам НАТО. Отдельные официальные представители Киева давно говорят о том, что Украина намерена вступить в Альянс… И, если США и НАТО смогут использовать ратифицированный Верховной Радой меморандум о свободном доступе войск НАТО на всю территорию Украины, то фактически в любой момент Киев по требованию сил Альянса может заблокировать приднестровскую границу со всеми вытекающими последствиями. Что для нас означает в условиях экономической блокады граница с Украиной, я думаю, понимает каждый приднестровец…»
В этих условиях роль и ответственность России как страны-гаранта в Приднестровье возрастает как никогда. От активности Москвы сегодня зависит не только безопасность ее соотечественников на берегах Днестра. От этого во многом зависит и безопасность самой России. Известно, что открытой поддержки Приднестровья Москва избегает. Даже после срыва Меморандума, который ясно показал ориентацию Воронина, в Кремле предпочитают сохранять видимый нейтралитет. Объяснить такую позицию можно. В Молдове нет ни политика, ни политической силы, которых Москва могла бы назвать своим союзником. Но совершенно очевидно, что у России здесь есть не просто союзник, а надежный и испытанный партнер – Приднестровье. Поэтому военную и политическую роль России в республике надо четко определять и закреплять уже сейчас.
Ясной и твердой позиции Москвы ждут не только сотни тысяч соотечественников на Днестре. Ее ждет сама история. И именно история говорит о том, что завтра может быть уже слишком поздно.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |