Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
ЦентрАзия,
12 апреля 2004
Виталий Хлюпин
1. Не внушает
Утро 29 марта началось неожиданно пугающе. Телевизор ожил рассказами о терактах в Узбекистане: женщины-камикадзе взрывают милицейский караул, машина с террористами рвется к плотине Чарвакского водохранилища, забаррикадировавшийся в жилом доме в ташкентском пригороде Ялангач 20 террористов несколько часов отстреливаются, а потом сами подрывают себя.
Закончилась эта кровавая вакханалия только 1 апреля - 24 летняя Фарогад Дамадова взорвала себя в собственной квартире в Ромитанском районе Бухары.
Итог: почти 50 погибших, сотни раненых.
Ислам Каримов достаточно оперативно сказал свое веское слово – во всем виноваты "темные силы", теракты готовились извне, 6-8 месяцев и должны были произойти накануне празднования в республике Навруза (21 марта), но в результате принятых мер, планы террористов были разрушены".
Возникает вопрос – почему если планы террористов на Навруз "были разрушены", то после Навруза – они реализовались? То ли разрушали не те планы, то ли разрушители договорились о переносе с созидателями?
Вопросы… вопросы.
К 10 апреля было арестовано уже 400 подозреваемых, а генеральный прокурор страны Рашид Кадыров доложил, - "следствие установило, что члены группировки проходили обучение в диверсионных лагерях под руководством арабских инструкторов, готовивших и боевиков "Аль-Каеды"".
Ощущение полного дежавю. Что-то подобное уже было, видел и даже твердо помню точную дату. Опять же Узбекистан – февраль 1999 года, взрывы, страшные и нелепые.
Корреспондент российских "Ведомостей" Никольский назвал теракты "агитационными". Может ошибся?
Узбекистанские террористы какие-то совсем особенные. Полные непрофессионалы – и это мягко сказано. Взрывают, главным образом, сами себя, разъезжают по городу в набитых гексогеном машинах, стреляют в постовых… Плохо учили? Профессионалы повывелись? Да вроде нет, достаточно много желающих прошли афганскую, а ранее – таджикскую кампании.
И это притом, что почти одновременно, те же "узбеки" отважно сражаются с пакистанским спецназом в горах Вазиристана, а несколько ранее – "халифатский центральноазиатский интернационал" вполне успешно гонял по горам всю Узбекскую, Киргизскую и Таджикскую армии, вместе взятые, в так называемых, 1-й и 2-й Баткенских войнах. Отчего столь явный регресс в развитии? Или это не они? Или это они… но им помогли, чтобы было именно так или примерно так бестолково, хаотично, но страшно?
Не исключена возможность, что творческая инициатива могла исходить главным образом из недр спецслужб. СНБ крайне важно, с одной стороны, отвлечь внимание от собственной неблаговидной деятельности, с другой – показать и доказать свою нужность и полезность. СНБ нужен подвиг, причем как у барона Мюнхгаузена – подвиг по расписанию.
Что любопытно, якобы "прозевавшие" февральские теракты главные узбекские "правоохранители" – глава СНБ Иноятов и министр внутренних дел Алматов сохранили свои посты и даже получили благодарность президента за отвагу и оперативные действия.
Вместе с тем, не надо впадать в еще одну крайность и отрицать вообще наличие и рост влияния радикальных "исламистов", как в самом Узбекистане (особенно в Ферганской долине), так и в окрестностях (южном Казахстане, западной и южной Киргизии). Казахстанские и киргизские спецслужбы в последнее время едва ли не ежемесячно рапортуют о раскрытии все новых и новых ячеек и групп нетрадиционных исламистов. В последние полгода существенно расширилась и география их распространения – несколько раз листовки и литературу изымали в северо-казахстанском и совсем недавно еще преимущественно русском Павлодаре.
В декабре 1998 года (на пресс-конференции после встречи с А.Акаевым) И.Каримов совершенно неожиданно обвинил российское ФСБ в организации мятежа в Таджикистане. Хотя, в общем-то, совершенно очевидно было доказано, что мятежники пришли в Таджикистан с территории Узбекистана. Совершенно очевидно, что подобное недержание мысли объясняется отнюдь не эмоциональным порывом узбекского лидера, а результатом продуманной политики и некой позицией.
Позиция эта проста – балансирование на противоречиях между сильными геополитическими игроками в надежде получить максимум дивидендов, заглядывая во все кормушки и кармашки.
Каримов хочет привлечь внимание не просто к региону, к своей стране, а пытается позиционировать лично себя перед западным общественным мнение, в роли верного борца с мировым исламским терроризмом, эдакой последней преградой и плотиной, на пути "Аль-Каеды" в ЦентрАзию.
Узбекский лидер полагает, что может управлять страной как он хочет и сколько хочет, получив карт-бланш из Вашингтона и молчаливое согласие Москвы на дальнейшую "самаркандизацию" страны.
Он, где надо, очень гибок и толерантен, готов сотрудничать с кем угодно – от японской секты "Секку Геккай" до исмаилитов Ага Хана. Политика Ислама Каримова очень проста, предельно прагматична и подчинена одному закону – не отдать власть, любой ценой удержаться на троне, закрепить за собой и окружением монополию на владение ЗАО "Республика Узбекистан".
Это вассал оставшийся без своего патрона. Он рад бы превратить всю страну в один большой "Ханабад", сдать ее в аренду и жить как скромный и тихий буржуа на процентную ренту.
Отношение Запада к подобным правителям, ищущим расположения и предлагающим себя в аренду или службу, соответствующее.
Наиболее четко сформулирована она в редакционной статье британский The Economist" за 31 марта – перефразируя, применительно к И.Каримову, слова, сказанные Ф.Рузвельтом по отношению к никарагуанскому диктатору Самосе-старшему, - "Он, возможно, и сукин сын, но он наш сукин сын".
Иметь своего экзотического "сукиного сына" – это престижно, в этом есть свой шарм и шик. Хотя немножко смущают… шесть с половиной тысяч политических и религиозных узников.
Американским "ястребам" нужен Каримов, а Каримову нужен Буш. У этой связки интерес практический. Бушу надо демонстрировать американской общественности и Конгрессу "хороших мусульманских лидеров", как пример успешной селекционной политики. Мушарраф, Каримов, ряд мелких ближневосточных шейхов и эмиров – идеальный демонстрационный материал. Каримову, как уже говорилось, нужны деньги и безопасность.
Вместе с тем, Каримов собрал на себя слишком много негатива и гораздо лучше было бы иметь вместо него кого-нибудь иного, помоложе, помобильнее, не отягощенного грузом многочисленных "подвигов" в борьбе за необратимую "демократизацию" родной страны.
Вместо Самосы-папы необходим Самоса-сын.
2. Нужен ли России "каримовский" Узбекистан?
В данной ситуации у ряда "горячих голов" в России сам собой появляется соблазн вмешаться в указанный выше геополитический расклад - спутать карты, посчитать союзников по СНГ, ДКБ, ШОС, Антитеррористическому союзу и прочим "взаимовыгодным" альянсам.
Логика их размышлений понятна:
В конце прошлого века у американцев был на Востоке один непотопляемый авианосец – Япония. Сегодня в одной только Центральной Азии как минимум четыре – Каримовский Узбекистан, Карзаевский Афганистан, Акаевский Кыргызстан и Рахмоновский Таджикистан. Плюс – "нейтральный Туркменбаши" неделю тому одобривший индивидуальную программу сотрудничества с НАТО, плюс – Н.Назарбаев, заявивший о готовности предоставить свои южные аэродромы "антитеррористической коалиции".
Внутренней жизнеспособностью большинство данных режимов не обладает, поддержкой среди населения не пользуются.
Зачем вообще нужны "союзники", от которых проблем больше чем пользы?
Не пора ли России навести хоть относительный порядок в рядах своих верных азиатских "друзей"? Местная власть хитра на выдумки, но сколько можно терпеть под боком чужих "сукиных сынов"?
Попробуем остудить "горячие головы".
Каримов для России сегодня – это неуловимый Джо, которого никто не поймает, потому как не ловят, не нужен он никому, не интересен.
Как союзник – абсолютно дескридитирован, как экономический партнер – все, что можно, итак уже передал, продал и перепродал Западу.
У России сейчас государственного интереса по отношению к Узбекистану. Выраженного и сформулированного на высшем уровне. Нет и это факт, это данность. Более того, нет крупных интересов в Узбекистане и ни у одной из российских кампаний, которые могли бы осуществить самостоятельное решение узбекского вопроса. (Не так давно, правда, "Альфа-групп" выкупила Алмалыкский комбинат, однако три предыдущих инвестора уже разворовали там все, что можно было разворовать, так что на серьезное бизнес-вложение данная сделка не тянет).
Отсюда следует сделать совершенно однозначный и четкий вывод – Москве вокруг Ташкента сейчас суетится нечего.
Не надо обольщаться и ждать чего-то реального от деятельности антитеррористического центра и прочих "схем" и "форматов" общей региональной безопасности. Хотя не надо и выходить из старых договоренностей. Пусть все остается как есть.
России сегодня не надо абсолютно ничего предпринимать по отношению к Узбекистану и в Узбекистане. Пусть там все будет, как будет и живет, как живется.
Объективно, время работает на падение каримовского режима и в более глобальной перспективе – Узбекистан, как утверждает журналист "Эксперта" И.Хисамов, - это несостоявшееся государство. Каримов будет тянуть до конца и дотянет до логического финала в решении главной задачи своего оставшегося правления – инкубации Преемника.
Теоретически можно, конечно, попытаться в корне переломить ситуацию, попробовать провести действительно радикальные модернизационные реформы. Но для этого у Каримова и его окружения нет ни политической воли, ни желания, ни элементарной квалификации.
"Косметические" реформы – не в счет. От того сколько палатным будет Олий Мажилис и формального наличия многопартийности – ничего не изменится в принципе, в основе, в корне родоплеменной структуры власти.
Власть в Узбекистане не формализована и не институциолизирована, она архаична и подчиняется тем же законам, что и при последнем кокандском хане Худояре.
Каримов - это Худояр XXI века, и более чем не исключено, что в среднесрочной перспективе он повторит его судьбу. Худояра согнал с трона сапог генерала Скобелева, Каримову "светит" шнурованный ботинок генерала Санчеса или Абизада.
Поучительна в этом плане история великого астронома и эмира Улугбека.
Внук Тимура и наследник его империи астроном, математик, мыслитель Улугбек, когда состарился и немножко расслабился, решил всего себя посвятить любимым наукам и передать власть своему старшему сыну Абдул-Латифу. Абдул-Латиф очень горячо и долго благодарил отца и почти тут же… отдал приказ его убить за ненадобностью. Улемы и разного рода проповедники тут же обвинили Великого Бека в отступлении от ислама и дружно, в едином порыве, от старика избавились...
Но это уже пролог к другой истории.
3. Кто станет Исламом Каримовым Вторым?
Официальных преемников Каримова, как таковых, в его окружении нет. Потому как он сознательно никаких крупных фигур в окружении не терпит.
олитический ландшафт скуден как выжженный солнцем устюртский такыр, проблески растительности чахлые, окрас защитный, конфигурация – саксаулообразная.
Влиятельные фигуры есть, но рассматривать их можно не в качестве самостоятельных фигур, а в "сцепке" с кланом, потому как внутриузбекский социум в этом плане достаточно жестко иерархизирован. Напомним: всего узбекских племен, из которых складывается (сложилась?) современная нация – 92, по другим данным - 96. Но границы между племенами размыты и в настоящее время цементируются региональными "земляческими" узами. Наиболее крупные и мощные родо-племенно-земляческие образования это: "ферганцы", "самаркандцы", "ташкентцы".
1. "Ферганцы", историческая преемственность от элит Кокандского ханства. (андижанцы и особенно наманганцы считаются наиболее исламизированными и традиционными, собственно ферганцы – напротив, несколько более европеизированными);
2. "Ташкентцы" - старые торговые фамилии местных "ходжей" и их потомков. Ходжи – в ЦентрАзии это вообще не духовное звание, а клановая привилегированная группа с элементами сословно-кастовой обособленности.
3. "Самаркандцы" (и родственные им "джизакцы"). Наиболее "неузбекское" по своей этнической основе образование. Потомки состоятельных арабов, таджиков, персов-"ирони" и даже казахов, в лице обузбеченных кипчаков.
Со времени Сталинских "больших чисток" года и до Рашидова соперничали и попеременно правили страной "ферганцы" и "ташкентцы" (и это несмотря на то, что первой столицей советского Узбекистана был выбран именно Самарканд). Только Рашидов, а затем – Каримов переломили ситуацию, резко двинув вверх своих "самаркандцев". (до 1937 был еще мощный клан "бухарцев", но их здорово выкосили репрессии конца 1937-х годов и с тех пор они клевреты отчасти "самаркандцев", отчасти "ташкентцев"). Помимо самого Каримова – лидерами "самаркандского" клана являются Исмаил Джурабеков, о котором ниже, новый премьер Шафкат Мирзияев, министр юстиции Абдусамат Полвонзода, глава Конституционного суда Буритош Мустафаев, председатель Центрального банка Файзулла Муллажанов, министр финансов Мамаризо Нурмуродов и др.
"Ташкентцы" – самые многочисленные в правительстве. Доминируют в научной сфере и искусстве, среди них наибольшее количество академиков и народных артистов. Из них нынешний главный идеолог Алишер Азизходжаев, министр обороны Кадыр Гулямов, экс-премьер и ныне вице-премьер Уткир Султанов. Ташкентцы заправляют ТЭКом (глава "Узнефтегаза" Шафкат Маджидов) и банковским бизнесом (точнее отчаянно борются, чтобы сохранить их за собой).
Наиболее перспективный из "ташкентцев", видимо – узбекский "младореформатор" и, якобы, "любимчик" Каримова – Рустам Азимов (достаточно молодой, сын академика, и в разной степени родственник почти всем перечисленным ранее ташкентцам). По образованию экономист. С января 2003 – вице-премьер-министр экономики (был и главой Нацбанка и минфином).
№2 в плане потенциальной перспективности среди "ташкентцев" – Элер Ганиев (1960 г.р.), также экономист, вице-премьер курирующий ВЭС, плотно связан и "сидит" на совместном бизнесе с США и Британией и по ряду свидетельств их "агент влияния". Оба, и Азимов, и Ганиев – очень богаты, амбициозны и не прочь побороться за ханский трон. "Кошельком" ташкентского клана является многолетний министр торговли Мираброр Усманов, который сам вперед не лезет, но тыл обеспечивает надежно.
Несколько особняком сейчас держится Казим Туляганов, также многолетний хоким Ташкента. В 2001-2004 гг. – первый вице-премьер, с января 2004 г. хоким Ташобласти. Человек весьма состоятельный и влиятельный, но всячески стремящийся доказать свою лояльность "самаркандцам". Неформальным "серым кардиналом" (ташкентским Джурабековым) считается Тимур Алимов – экс-госсоветник Президента по кадрам, ныне – глава Контрольной инспекции при Президенте.
"Ферганцы" – сейчас ушли как бы в тень, их лидеры, по данным местных журналистов, оба главных узбекских "неформальных авторитета" – Салим Абдуллаев и Гафур Рахимов. Именно "ферганцы" контролируют большую часть "криминальных" бизнесов – наркотики, проституцию и т.п. В настоящее время – "ферганцы" младшие союзники "ташкентцев" в противостоянии к все более наглеющим "самаркандцам". Среди них фигур первого плана нет, однако от ситуации именно в их регионе зависит стабильность режима и страны – именно там главные очаги исламской оппозиции.
Несколько обособленно от всех позиционирует себя Садык Сафаев – новый глава МИД и, якобы, бой-френд Гульноры Каримовой. Его, действительно, сейчас часто называют одним из наиболее вероятных преемников Каримову, в том числе и он сам. Сафаев плотно связан с Соединенными Штатами, имеет ряд полезных "контактов" как среди высокопоставленных "демократов", так и "республиканцев". Личный и давний враг Азимова. Сам Сафаев из семьи ташкентских интеллигентов, но тиражирует слухи о своем происхождении чуть ли не от бухарского эмира.
Что в действительности стоит за саморекламой Сафаева?
Есть несколько версий: 1. Госдеп США; 2. Каримов сознательно дал ему заявиться в "дофины" чтобы дезориентировать основных соперников, т.е. ташкентцев; 3. Сафаев – это сложная интрига "ташкентцев"; 4. Он и есть реальный дофин, которому Каримов хочет передать власть.
Думается, наиболее вероятно – №2. Одно несомненно – сам Сафаев человек изворотливый и не глупый, давно работает с штатовскими пиарщиками, "делал" имидж Каримову на Запад и обеспечивал его визиты туда. Скорее всего, помимо основной версии №2 он хочет закрепить за собой "дофинство" и рвется в преемники сам и сознательно.
Отдельно следует рассматривать двух главных силовиков "ренегатов" – Закир Алматов – многолетний глава МВД, формально "ташкентец" (по некоторым данным родился в Казахстане). Поддерживает имидж лично преданного Каримову верного служаки и через жену родственно связан с "самаркандцами". Аналогично можно охарактеризовать и Рустама Иноятова – главу СНБ. Также формально выдвиженец "Ташкента" и "верная рука" президента. При этом давний и смертельный враг Алматова.
Пикантен факт – жертвами последних взрывов оказались, почти исключительно, сотрудники МВД, хотя к СНБ, по идее, у потенциальных террористов должно быть гораздо больше претензий.
Знаковые события последних месяцев – подвижки в элите Узбекистана. События эти редкие и требуют отдельного комментария. Сенсация №1 – неожиданное декабрьское понижение Уткира Султанова из премьеров в заурядные вице. Сенсация №2 - В феврале 2004 ушел с поста советника президента по вопросам АПК Исмаил Джурабеков. (Столь невзрачно звучащая должность не должна смущать. В постсоветской Азии степень влияния и политического веса совершенно не обязательно должна формализовываться в большие должности. Здесь критерий власти, не должность с прописанными функциями и полномочиями, а близость к телу "владыки", "властителя", "хозяина". И в этом смысле какой-нибудь заурядный начальник ХОЗУ канцелярии премьер-министра может быть гораздо более влиятельным человеком, чем сам премьер. Пример узбекского экс-премьера Уткира Султанова - тому ближайшее подтверждение). Наконец – новость №3: "Ферганец" Сайдулло Бегалиев в марте 2004 становится министром сельского и водного хозяйства страны. Сам факт выдвижения представителя этого клана призван разрядить напряженность и уравновесить политические родо-племенные качели.
Итак, 11 декабря 2003 года у руля правительства Узбекистана достаточно неожиданно встал Шафкат Мирзиеев – многолетний хоким "исторических родин" Каримова – Джизака и Самарканда, известный как "твердая рука" и "крепкий хозяйственник". Акции самопровозглашенного С.Сафаева тут же стали стремительно падать, Мирзиеев вышел на первый план "дофинских" раскладов.
В то же время рано говорить, о том, что Каримов окончательно определился с преемником, для этого просто еще не пришло время. Он слишком здоров физиологически, рукопожатие еще "крепкое", самочувствие бодрое. "Хозяин" будет до самого последнего момента тянуть и медлить с "рукоположением" Каримова-2 во власть, по одной простой причине – официальный преемник в Средней Азии всегда был, исторически, едва ли не главной угрозой безопасности своего патрона. Стоит только передоверить часть своих "сакральных" функций второму лицу, как тут же появляется необоримый соблазн покопаться в кошельке, серале и т.д. дряхлеющего шефа. В Средней Азии правителям вообще нельзя быть дряхлым и добрым. Смертельно опасно.
Само совпадение по времени назначения Мирзиеева и отставки Джурабекова говорит об определенной подвижке в правящем клане. Ряд аналитиков полагает, что Джурабеков как-то противился возвышению именно этого "земляка", справедливо указывая на преждевременность данного решения. Но Каримов не внял советам старого друга и на место абсолютно невнятного и бесхребетного Султанова поставил достаточно жесткого и уверенного в себе Мирзиеева.
Похоже, Каримов поторопился. Хотя, Джурабекова в ноябре 1998 года уже один раз торжественно провожали на пенсию, вскоре он вернулся и быстро реваншировал всех своих недоброжелателей оказавшись "незаменимым".
С другой стороны. Каримову, его "семье" и самаркандскому клану, нужно иметь прочный тыл – гарантию, что если, не дай Аллах, с первым президентом что-то случится, власть не уйдет к ино-городним (ино-долинным) захватчикам. Клану нужна стабильность и Мирзиеев, вроде как должен стать надежной подпоркой и, своего рода, пролонгацией "эпохи ИАКа".
У Каримова нет сыновей, зятья пока тоже не оправдали высокого доверия. Сафаев свою роль в его сценарии, вероятно, отыграл. В этих условиях вариант с Мирзиеевым выглядит не лишенным смысла.
Объективно, взрывы играют на интерес "самаркандцев" – во-первых, - надо как-то выпускать пар, сбрасывать раздражение и перенапряг "ферганцев", во-вторых, - появляется удобный предлог развернуть выборочные репрессии в среде ташкентских и ферганских элит, обвиняя, кого надо, в поддержке или сочувствии "идушникам", в третьих, - под взрывы удобно монолитизировать власть, укрепить спецслужбы, бросить туда западные кредиты и шире, освоить гуманитарную помощь.
Решится ли И.Каримов на скорую передачу власти Мирзиееву или, хотя бы, на закрепление его статуса официального преемника?
Смирятся ли с таким сценарием и положением вечно "обиженных" ферганцы и ташкентцы?
Не попробует ли Мирзиеев сыграть самостоятельную роль и "поторопить" уход патрона?
Не попытаются ли США выдвинуть своего кандидата в узбекские Челяби (Сафаева)?
Ответы на эти четыре вопроса мы получим в самое ближайшее время. Надо немножко подождать, но, в любом случае, России полезно дистанцироваться от Ташкента и предоставить местным "боссом" самим решать свою судьбу.
Пока наиболее вероятна последовательная цепь событий:
1). Каримов не сможет плавно провести "операцию Преемник";
2). Мирзиеев поспешит "помочь" ему поуправлять страной;
3). Сафаева двинут в альтернативные наследники его заокеанские "друзья";
4). Издерганный и замученный Каримов, к полному и всеобщему изумлению, объявит преемником не Мирзиеева, и не Сафаева, а …...
и тут начнется самое интересное.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |