Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Tруд,
21 апреля 2004
Геннадий Чародеев
В апреле 1996 года Москва и Минск подписали договор об образовании Сообщества России и Белоруссии. Поэтому стало традицией: весной руководители двух государств подводят итоги, говорят о проблемах и перспективах строительства будущего единого государства. Так, Владимир ПУТИН заявил, что приоритетной задачей для обеих сторон является формирование единого таможенного и экономического пространства. "Избранный Россией и Белоруссией путь интеграции, - считает он, - не только правильный, но и единственно возможный". Ключевые вопросы интеграции, по мнению российского президента, - это унификация тарифов и налоговой системы, урегулирование вопросов собственности Союзного государства, взаимодействие в области обороны и охраны труда. В свою очередь в Минске Александр ЛУКАШЕНКО заявил, что за прошедшие три года неблагоприятные тенденции в развитии интеграции "переломить в полной мере не удалось". В первую очередь, по его мнению, это касается создания единого экономического пространства Союзного государства. Лукашенко подчеркнул, что Минск выступаетза союз на принципах международного права, которые выгодны и для Москвы. При этом принципиальная направленность на сближение с Россией остается неизменным курсом внешней политики Белоруссии. "Для меня как политика изменение этой позиции означало бы политическую смерть", - заявил белорусский президент.
И все-таки: быть или не быть Союзному государству России и Белоруссии? На этот вопрос корреспонденту "Труда" в Москве и Минске отвечают ведущие политики, экономисты, политологи, ученые - россияне и белорусы.
Ольга Абрамова, председатель белорусского общественного объединения "Яблоко", депутат палаты представителей Верховного совета Белоруссии: - Сегодня всем ясно, что Белоруссия нуждается в модернизации экономики. "Под зонтиком" России, в том числе и с учетом ее негативного опыта в строительстве рыночной экономики, страна смогла бы сделать серьезный экономический рывок. Поэтому мы ставим перед собой конкретную цель: создание единого экономического пространства с Россией. Мы также за сохранение и преумножение всего того, что уже построено и наработано в прежние времена. Скажем, самыми развитыми до сих пор остаются сферы военно-политического и военно-технического сотрудничества. Сегодня в стране сложился некий политический консенсус. Начиная с националистов и кончая правящими кругами преобладает точка зрения: Белоруссия не войдет в состав России, она должна оставаться суверенным, независимым государством. Многие в республике хотели бы видеть наш союз с Россией по типу ЕС.
Дмитрий Рогозин, руководитель фракции "Родина" в Государственной Думе РФ: - В декабре 1991 года никто не спрашивал народы Советского Союза, хотят ли они жить в разных государствах, хотят ли они развала страны и принятия соглашений Беловежской пущи. Поэтому, на мой взгляд, первое, о чем необходимо сказать со всей определенностью: устранение "третьего лишнего" из процесса воссоединения. Это наше дело, как и в какой форме объединяться с Белоруссией, а вовсе не дело американцев или западноевропейцев. Искать здесь аналогии с Маастрихтом или другими международными соглашениями просто бессмысленно, бесполезно. Там речь идет именно об интеграции, о сближениивеками разрозненных государств, враждовавших между собой. Мы же просто восстанавливаем расчлененное тело России. Что касается перспективы воссоединения России и Белоруссии, то лично я уверен: мы были единым народом и снова будем жить вместе.
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ: - Считаю неприличным обсуждение предложения о возможности принятия Белоруссии в состав России шестью областями. В рамках СССР Белоруссия была полноценным государством, одним из учредителей ООН. Надо развивать тот союз, который уже реально складывается, реализовывать уже подписанный договор о создании Союзного государства. Необходимо более энергично двигаться по линии интеграции и сотрудничества субъектов Российской Федерации и областей Белоруссии. У союза двух стран большое будущее.
Константин Затулин, директор Института стран СНГ: - В Белоруссии не проведена приватизация крупных объектов. Тем не менее (может быть, я открою для кого-то тайну) рынок там существует, правда, более регулируемый. Это страна с меньшим социальным расслоением, чем у нас. В то же время в республике предприняты беспрецедентные усилия по сдерживанию инфляции, по обеспечению бюджетникам равной оплаты с сотрудниками государственного производящего сектора. В чем наша позиция? В том, чтобы учесть переходное состояние белорусского общества, у которого нет устойчивых традиций демократии. При наличии общего политического пространства уже принятые в России демократические нормы неизбежно приживутся и будут развиваться в Белоруссии.
Станислав Богданкевич, бывший председатель Национального банка Белоруссии, профессор, доктор экономики Белорусского государственного университета, почетный председатель Объединенной гражданской партии: - Надо честно признать, что никакого объединения пока нет. Есть только сплошные декларации сторон, которые активно тиражируются минскими и московскими СМИ. В действительности мы идем разными путями. Сегодня у Белоруссии и России разнотипные экономики. Примерно 90 процентов нашего национального продукта изготавливается под кнутом президента Лукашенко. У нас власти до сих пор определяют объемы производства. До сих пор существует такое явление, как производство ради производства. Доля инвестиционного российского капитала у нас почти на нуле. Инвестируют в белорусскую экономику все больше американцы и страны Евросоюза. Российский министр финансов Алексей Кудрин называет дату перехода Белоруссии на российский рубль - 2006-й год. Остается только надеяться на то, что Лукашенко пересмотрит свою экономическую политику, свое отношение к России. Но я как экономист хотел бы заметить, что если курс общей валюты будет определяться в Москве, если никто не станет вмешиваться в ценообразование в Белоруссии, никто не будет давать нам задания поставок и т.д., то белорусская экономика не выдержит. Мы не готовы к переходу на российский рубль в том числе и потому, что не унифицировано законодательство. Здесь я согласен с Лукашенко, хотя постоянно публично критикую президента.
В 1994 году я отказался подписать Декларацию о переходе на российский рубль. С тех пор, между прочим, ситуация не изменилась. После распада СССР я был сторонником сохранения единой советской валюты. Даже организовал в Минске съезд 12 председателей Центробанков бывших советских республик. Мы подписали соглашение о сохранении единой валюты. Но тогда у нас была однотипная экономика. Сегодня я ответственно заявляю: нам необходимо 5 - 10 лет для того, чтобы провести реформы и выровнять уровни наших экономик. Иначе это будет не объединение, а авантюра. Только после этого мы сможем договориться об общей валюте.
Геннадий Селезнев, депутат Госдумы РФ, председатель Международного союза общественных объединений "Союзная общественная палата": - Несмотря на некоторую "пробуксовку" в союзном строительстве, 2 апреля 2004 года в Союзную общественною палату были приняты 5 новых коллективных членов. На сегодняшний день в состав палаты входит около 240 общественных организаций. Это представители самых разных кругов общественности: ветеранские, молодежные, женские общественные структуры. Люди чувствуют, что в процессе строительства Союзного государства происходит что-то не так. Они пытаются сказать руководству России и Белоруссии о своем желании видеть этот процесс конструктивным, жить в Союзном государстве. Мне бы очень хотелось, чтобы 10-ю годовщину единения народов Белоруссии и России мы отметили в Союзном государстве, в котором будет принят конституционный акт, избран союзный парламент. Сегодня также очень важно, чтобы в конце концов определились в наших взаимоотношениях президенты двух стран.
Сергей Бабурин, заместитель председателя Госдумы РФ, председатель партии национального возрождения "Народная воля": - Я уверен, что, если нам в ближайшее время удастся избрать союзный парламент, движение вперед - к объединению двух братских славянских народов - начнется. На состоявшемся несколько дней назад заседании парламентского собрания Союза Белоруссии и России я предложил на следующем заседании обсудить вопрос о неотложных мерах по завершению формирования Союзного государства. Если следовать пункту договора, пока нет союзного парламента, не будет и других союзных органов власти, не будет полноценного конституционного акта и движения вперед. Хватит говорить - дело надо делать.
Павел Бородин, государственный секретарь Союзного государства: - Когда-то товарооборот между БССР и РСФСР был порядка 30 миллиардов долларов. Сегодня он, по официальной статистике, - 11 миллиардов. А на самом деле он намного увеличился: слишком многим выгодно, чтобы это был невидимый, теневой товарооборот. "В тени" можно хорошо заработать. Я не стану кого-то конкретно обвинять. Но из публикаций, в которых утверждается, что нам якобы "Союзное государство не нужно", вывод можно сделать простой: и в Белоруссии, и в России очень много структур, которые не хотят, чтобы эта теневая экономика вышла на свет, чтобы появилась налоговая база, бюджет и все остальные атрибуты. Именно это очень мешает строительству Союзного государства и нашим отношениям. Однако настрой президентов и Белоруссии, и России таков, что в ближайшее время мы эти преграды уберем.
На постсоветском пространстве 230 миллионов потребителей - жителей бывшего Советского Союза, и экономика этого пространства будет востребована в ближайшее время. В этом отношении пример интеграции Белоруссии и России очень показателен. Уже сейчас 75 процентов машиностроения у нас интегрировано, энергоносители и их переработка интегрированы на 80 процентов. Это говорит о том, что нам уже не надо больше надувать щеки. Для нас Белоруссия - это "непаханая целина".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |