Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Коммерсантъ,
21 апреля 2004
Константин Лантратов, Иван Сафронов
Вчера парламенты России и Украины в синхронном режиме ратифицировали сразу три ключевых договора между двумя странами – о российско-украинской границе, о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива и о едином экономическом пространстве. Тем самым приграничный спор между Москвой и Киевом, который в прошлом году едва не привел к вооруженному конфликту между ними, можно считать исчерпанным. Однако ближе друг к другу Россия и Украина вчера вряд ли стали. Возможно, даже наоборот.
Остров раздора
О незавершенном разграничении в России и на Украине вспомнили в октябре прошлого года. Тогда власти Темрюкского района Краснодарского края принялись ударными темпами строить дамбу в направлении украинского острова Тузла в Керченском проливе. В Киеве забили тревогу, обвинив Москву в посягательстве на исконно украинские земли. Дело чуть не дошло до вооруженного столкновения. Спустя два месяца в конфликт вмешались президенты двух стран, которые и договорились о ключевых принципах разграничения в Азово-Керченской акватории.
После разрешения конфликта источники в Кремле намекали: цель Россией достигнута – Киеву пришлось согласиться с тем, что военные суда третьих стран теперь будут заходить в Азовское море только с согласия России и Украины, а российские военные корабли смогут заходить туда, когда захотят. В Киеве же уверяли, что победу может праздновать именно Украина: Москва, мол, наконец-то согласилась провести межгосударственную границу в Азово-Керченской акватории, чего прежде никак не хотела делать.
Несмотря на то что обе страны, казалось бы, должны быть довольны соглашениями о разграничении, вчерашнее утверждение их в Госдуме и верховной раде проходило непросто. И принять их удалось только благодаря использованию административного ресурса президентами обеих стран.
Кастинг
В украинском парламенте рассмотрение договоров с Россией началось со скандала. Как только спикер Владимир Литвин объявил о голосовании по проекту соглашения об украино-российской госгранице, к трибуне ринулись десятка два членов оппозиции, чтобы не дать выступить главе МИД Украины Константину Грищенко. Тогда господин Литвин объявил перерыв, во время которого лидеры фракций собрались у него в кабинете для переговоров. Судя по всему, переговоры ни к чему не привели, ибо оппозиция снова блокировала трибуну, пытаясь перекричать спикера.
Наконец Владимир Литвин пригрозил: "Я сейчас поставлю вопрос ратификации госграницы с Россией и соглашение о ЕЭП без обсуждения, а на закуску еще и проект внесения изменений в конституцию – на радость некоторым депутатам".
Угрозы возымели свое действие – оппозиционеры согласились голосовать. В итоге 352 депутата высказались за при необходимых 226. Против ратификации договора о госгранице проголосовали все члены блока Юлии Тимошенко. Из "Нашей Украины" 53 депутата отдали свои голоса за ратификацию, 50 были против. Лидер блока Виктор Ющенко воздержался.
Доклад Константина Грищенко об украино-российском договоре о сотрудничестве в Азовском море прошел уже в относительной тишине. "В этом договоре Россия впервые согласилась, что линия размежевания должна быть проведена по Азово-Керченской акватории. Мы ведем активные переговоры по согласованию координат линии госграницы в акватории",– сообщил депутатам глава МИДа, чем вызвал возражения. Оппозиционеры заявили, что "раз нет координат – не может быть и договора". Однако и этот документ набрал 274 голоса за. Кроме блока Юлии Тимошенко против выступили социалисты Александра Мороза и "Наша Украина".
Сразу после голосования Юлия Тимошенко заявила: "Сегодня состоялась сдача Керченского пролива. Помните, мы почти с оружием защищали остров Тузла, чтобы не сдать Керченский пролив, а сегодня это сделали депутаты".
Договор о едином экономическом пространстве из всех документов считался самым непроходным. Представитель блока Юлии Тимошенко Анатолий Матвиенко призвал ограничить участие Украины в ЕЭП созданием зоны свободной торговли и не создавать наднациональные органы власти, о которых говорится в проекте договора. А депутат от блока "Наша Украина" Иван Заец предложил коллегам отказаться от ратификации этого договора, так как он, по его мнению, противоречит конституции и национальным интересам Украины. Он даже потребовал от генпрокуратуры привлечь к ответственности первого вице-премьера Николая Азарова за подготовку договора о ЕЭП.
Выйдя на трибуну парламента, Николай Азаров заявил: "Прямой экономический выигрыш от ЕЭП, который мы планируем получить уже в следующем году, составит до $1 млрд в год. Прошу поддержать". После этого он был освистан.
"Мы сегодня будем сдавать последнюю баррикаду – суверенитет Украины,– сказала госпожа Тимошенко.– Передавая власть наднациональному органу, Украина не будет иметь реального влияния на его решения, поскольку не будет иметь реального веса в этом органе, где голоса распределяются в зависимости от веса экономик. Все будет решать Россия, которая будет иметь более 80% голосов при принятии решения. Кто дал право депутатам лишать народ последнего – суверенитета Украины, кто дал им право, как обезьянам, нажимать на кнопки? Сегодняшнее голосование – это кастинг России относительно того, кого поддержать на выборах".
"Кастинг" закончился тем, что за ратификацию проголосовали 265 депутатов. На сей раз социалисты вообще не голосовали, и в оппозиции остались блок Юлии Тимошенко и "Наша Украина".
Приказано принять
С самого утра депутаты оппозиционных фракций Госдумы – КПРФ, "Родина" и ЛДПР – не давали прохода членам "Единой России". "Одумайтесь! – призывал Николай Павлов ('Родина') первого вице-спикера Любовь Слиску.– Хоть раз в жизни примите решение сердцем!" Однако госпоже Слиске было не до романтики: как выяснилось, она, конечно, против рекомендаций Национального комитета по телевидению и радиовещанию Украины о трансляциях программ только на украинском языке, однако ратифицировать договоры между двумя странами все-таки надо.
К обсуждению трех соглашений депутаты приступили ближе к вечеру. Первый договор – "О едином экономическом пространстве" – замминистра экономического развития и торговли Дмитрий Сухопаров назвал "очень важным":
– Договор позволит наладить общую экономику. Эксперты говорят о том, что от ратификации договора выиграют все стороны, потому что будет действовать общий рынок...
– Почему же тогда российское правительство позволяет себе вводить против Белоруссии экономические санкции, отключает газ? – задал конкретный вопрос Виктор Алкснис ("Родина"), однако, кроме слов господина Сухопарова о том, что "поставки газа – сложная тема", больше ничего не услышал.
– А если мы примем вместе с договором оговорку, полностью соответствующую оговорке, которую приняла рада, о том, что Россия будет выполнять это соглашение только в рамках своей Конституции? – поинтересовался у докладчика Константин Затулин ("Единая Россия").
Замминистра ответил, что он плохо относится к этой идее, поскольку оговорка "ничего не меняет". Однако с ним решительно не согласился Сергей Бабурин ("Родина").
– А вы как думаете, зачем они тогда вообще приняли эту оговорку? – быстро спросил господин Бабурин и так же быстро сам себе ответил: – А затем, что украинская сторона нас благородно предупредила: соглашение на ее территории работать не будет. Потому что если у нас в Конституции предусмотрен приоритет международных договоров над российским законодательством, то по Конституции Украины международные договоры действуют только в случае их соответствия основному закону Украины.
Господина Сухопарова этот факт ничуть не тронул. Но "Родина" не отступала.
– Почему вы дистанцируетесь от вопроса, который будоражит 12 млн русских на Украине? – закричал на замминистра Николай Павлов.– Я имею в виду запрет вещания на русском языке...
– Потому что это решение национального совета носит консультативный характер,– тихо ответил господин Сухопаров.– И есть шанс, что оно не будет реализовано.
Увидев, что дискуссия принимает нежелательный оборот, на помощь господину Сухопарову пришел министр иностранных дел Сергей Лавров. Он заявил, что "это рекомендательное решение, которое не имеет прямой силы", и пообещал депутатам "продолжить работу, чтобы это решение не превратилось в обязательное". После того как палата ратифицировала первый договор (407 голосов за), вдохновленный успехом министр решил доложить о двух других договорах одновременно.
– Партнерство с Украиной – приоритет внешней политики России,– читал он свой доклад.– Разумеется, не все в российско-украинских отношениях нас удовлетворяет. Нас беспокоят гуманитарные права наших соотечественников, активная позиция Украины в вопросе расширения НАТО на восток. Однако именно эти договоры снимают ряд существенных раздражителей. Например, вводится запрет на вхождение в совместную акваторию судов, принадлежащих третьим странам, без обоюдного согласия России и Украины.
Выслушав министра, депутат Затулин поинтересовался, будет ли Россия по-прежнему платить за проход своих судов через Керченский пролив. Министр ответил, что $1,5 млн в год, которые приходится отдавать за это России, действительно много, и добавил: "Но мы этот вопрос держим на контроле". Тогда Сергей Глотов ("Родина") попытался узнать, какова по этим договорам дальнейшая судьба Тузлы. В ответ услышал, что и "этот вопрос будет решен в дальнейшем". И даже Елене Афанасьевой (ЛДПР), выразившей озабоченность претензиями Украины на территории вокруг Керченского пролива, министр ответил: "Ничего не решено. Все спорные вопросы будут регулироваться отдельными соглашениями в дальнейшем". Когда наступит это "дальнейшее", господин Лавров не пояснил, из-за чего тут же попал под огонь лидера "Родины" Дмитрия Рогозина:
– Впечатление, что мы все время Украину убаюкиваем. Землицы хотите? Пожалуйста. Водицы хотите? Пожалуйста. А она тем временем принимает решения о запрете русского языка!
После того как господин Рогозин получил поддержку в лице лидера ЛДПР Владимира Жириновского, заявившего, что на Украине идет "культурный геноцид русского народа", фракции "Родина" и КПРФ заявили, что не будут голосовать ни за, ни против, и демонстративно покинули зал заседаний. В их отсутствие "Единая Россия" спокойно ратифицировала оставшиеся два договора более чем 300 голосами.
Принятие договора о госгранице с Россией открывает Украине дорогу для вступления в НАТО. Однако Москва, которая этого очень не хочет, тоже подстраховалась, застолбив за собой право вето на проход военных судов третьих стран (другими словами, натовских) через Керченский пролив. А это делает Украину куда менее привлекательной для альянса.
К тому же Россия может не слишком торопиться с реализацией своего обещания провести границу в Азово-Керченской акватории. А Украина в ответ вполне может сделать формальным единое экономическое пространство. Так что утверждение парламентами России и Украины ключевых межгосударственных соглашений отнюдь не сняло разногласий между Москвой и Киевом.
История российско-украинских договоров
Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива подписан в Керчи 24 декабря 2003 года Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой. Встрече президентов предшествовало российско-украинское противостояние вокруг косы Тузла. Документ признает необходимость сохранения акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины. Договор внесен на ратификацию Госдумы 17 февраля 2004 года, верховной рады – 20 марта 2004 года.
Договор о государственной границе подписан 28 января 2003 года Леонидом Кучмой и Владимиром Путиным в ходе визита последнего в Киев. Договор фиксировал результаты четырехлетней работы по делимитации сухопутного участка российско-украинской границы протяженностью 2063 км. Вместе с тем документ не затрагивал вопрос о морских границах по Азовскому морю и Керченскому проливу. Внесен в Госдуму 16 февраля 2004 года, в верховную раду – 26 июня 2003 года.
Договор о Едином экономическом пространстве подписан 19 сентября 2003 года в Ялте президентами России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В документе зафиксировано положение о создании наднациональной комиссии ЕЭП, голоса в которой распределялись бы между представителями стран-участниц в зависимости от объема ВВП. В договоре указано, что под ЕЭП понимается экономическое пространство, объединяющее таможенные территории сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проводится единая внешнеторговая и согласованная в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика. Внесен на ратификацию в Госдуму 17 февраля 2004 года, в верховную раду – 4 марта 2004 года.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |