Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Известия,
21 апреля 2004
Александр Садчиков
Во вторник Госдума ратифицировала два договора между Россией и Украиной - о российско-украинской госгранице и о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, а заодно и Соглашение о формировании единого экономического пространства (ЕЭП). Решение далось со скандалом.
Документы были приняты в основном голосами "Единой России", а думская оппозиция - КПРФ и "Родина" - в знак протеста покинула зал заседаний. По их мнению, вопрос нужно было увязать с другим - о фактическом запрете русского языка украинскими властями.
Российские и украинские парламентарии договорись рассматривать эти документы синхронно Госдумой и Верховной радой.
Договор о госгранице закрепляет принципы неизменности государственной границы независимо от любых естественных изменений на местности, а также принципы урегулирования вопросов, относящихся к смежным морским пространствам в Азовском море и Керченском проливе как внутренних вод двух государств.
Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива предполагает закрепить за Азово-Керченской акваторией статус внутренних вод двух государств и признать свободу судоходства в Азовском море и Керченском проливе для торговых судов и военных кораблей обоих государств, запретив заход туда без обоюдного согласия России и Украины военных кораблей третьих стран.
Соглашение о ЕЭП должно еще одновременно ратифицироваться и парламентом Белоруссии. Коммунисты и "Родина" пытались снять договоры с рассмотрения.
- Да какие тут могут быть мотивы? Вы лучше спросите украинскую сторону, почему она запрещает вам говорить и передавать на русском языке, - риторически взывал к журналистам в думских кулуарах координатор фракции КПРФ Сергей Решульский.
В середине дня по Думе пронесся тревожный слух: Рада прервала свое заседание и заниматься соглашениями не будет. Горячие головы призывали "отложить вопрос до прояснения ситуации", те, кто потрезвее, - "дождаться министра Лаврова, который все разъяснит".
По ратификации ЕЭП законодателей волновала позиция Украины и больной вопрос: кто все-таки выиграет?
- Никаких сиюминутных выгод из договора не вытекает, - успокоил депутатов замминистра экономического развития Дмитрий Сухопаров.
- А как бы вы отнеслись к оговорке, с которой Украина ратифицировала этот документ, а именно: "Россия будет принимать участие в соглашении, но только в рамках Конституции"? - выведывал у чиновника Константин Затулин.
- Отрицательно, - парировал чиновник Минэкономразвития. - Вы же понимаете, что Украина приняла эту формулировку по политическим причинам.
Всего за соглашение по ЕЭП проголосовали 408 депутатов (при необходимых 226). А вот два двусторонних договора дались труднее.
- Почему мы вообще обсуждаем эти вещи, когда они запретили 12 миллионам русских смотреть телевидение? - пытался узнать у главы российского МИД Сергея Лаврова депутат от "Родины" Николай Павлов.
- Это не решение. Это рекомендации Национального совета по телевидению. Мы по мидовским каналам, по каналам администраций президентов сделаем все, чтобы эти рекомендации не воплотились в реальность, - успокаивал депутатов Лавров. Вообще, по мнению МИД, "ведется активный политический диалог на уровне президентов". Российский МИД обратил внимание "на усиление евроатлантического вектора и на гуманитарные проблемы", но оба договора "снимают ряд существенных раздражителей в отношениях России и Украины".
Видимо, поняв безысходность ситуации с голосованием, оппозиция перешла к уже проверенной в новой Думе тактике - задавать как можно больше вопросов. - Какой будет судьба Тузлы и не пострадают ли интересы Краснодарского края? - интересовался Сергей Глотов.
- Судьба Тузлы будет определена в ходе той работы, которая нам еще предстоит. Безусловно, будут учтены и интересы российских регионов, - дипломатично отвечал Лавров. Позиция МИД: по Тузле пока ничего не решено.
- Кто будет платить за прохождение судов по Азову и через Керченский пролив?
- Если речь идет о лоцманском проводе судов, то сумма составит 1,5 миллиона долларов. Этот вопрос будет в договоре о порядке использования Керченского пролива, - парировал мидовец.
- Договоры открывают Украине дорогу в НАТО. Ведь, получается, у нее решены все приграничные вопросы. А территориальные споры - это блокировка для расширения НАТО?
У главы МИД были другие аргументы - территориальные проблемы у Румынии с Украиной не помешали первой вступить в Североатлантический альянс, а Эстония и Латвия вступили вообще без договора о госгранице с Россией (подразумевается, что у них могли быть территориальные проблемы).
Когда вопросы были исчерпаны, у оппозиции остался последний ход. Вице-спикер от "Родины" Сергей Бабурин заявил, что члены фракции отказываются участвовать в голосовании по этим вопросам. Позиция фракции не меняется: она считает необходимым отложить ратификацию двух российско-украинских договоров. Коммунисты решили вообще не участвовать в обсуждении вопроса о ратификации двух договоров. Николай Кондратенко сказал, что фракция будет руководствоваться принципом: "Не навреди своему Отечеству". Трехсот голосов "Единой России" хватило, чтобы справиться с ратификацией. Украинским коллегам российских депутатов также хватило голосов, чтобы принять все три документа.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |