Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

ТВЦ «Постскриптум»,
24 апреля 2004

Этническая бомба на Черном море. Станет ли Крым "вторым Косово"?

Ведущий: Еще один такой конфликт, похоже, вызревает совсем рядом с нами - в Крыму. Сообщения о периодических стычках на полуострове между крымскими татарами и русскими вызывают все большую тревогу. И кое-кто уже предрекает Крыму судьбу второго Косово. Насколько это близко к истине, об этом из Крыма наш корреспондент Артем Широков.

Корр.: Глядя на эти кадры, можно подумать, что все это происходит где-нибудь в Грозном. Однако это не Чечня. Это мартовский митинг крымских татар в центре Симферополя. После этого в газетах начали писать, что Крым на пороге межнационального конфликта, похлеще, чем в Косово. Когда в начале марта в Симферополе в драке ранили ножом татарина, о национализме никто не заговорил. Такое происходит не только здесь. Однако в ответ крымские татары устроили резню в местном клубе "Котон", где, якобы, собирались скинхеды и националисты. Шестеро русских попали в больницу. При этом был арестован один татарин. Тогда крымские татары вышли на улицу и потребовали отпустить его.

- Свободу Абдуллаеву.

Корр.: Тень этнических столкновений всерьез нависла над Крымом.

Владимир Казарин, зам. председателя Совета министров Крыма:

В абсолютном большинстве крымские татары категорические противники такого рода противостояния. Это деятельность радикальной части крымско-татарского руководства, которые оказались политическими банкротами. И они пытаются свое 60-летие депортации, которое мы будем 18 мая отмечать, использовать, как средство для нарабатывания политического капитала.

Ильми Умеров, зам. председателя Верховной рады Украины, член Меджлиса:

Когда два крымских татарина подерутся, никто на это не обращает внимания. Русский с крымским татарином или с украинцем подерется, уже сразу межнациональный конфликт. Или два русских подерутся, опять никто не обращает внимания. Я не знаю. Я в этом... даже в таких вот, ну, относительно массовых, где десятки людей задействованы, я не считаю это межнациональным конфликтом. Это... ну, большая глупость, за которую конкретные люди понесут наказание. И Межлис, и, я в том числе, не собираемся, ну, противодействовать ходу следствия.

Корр.: Сегодня в Крыму опять все спокойно. Ночной клуб "Котон" в срочном порядке закрыли. Так есть ли на самом деле конфликт между русским и татарским населением Крыма? И каковы его масштабы? После распада Советского Союза татары начали возвращаться в Крым. Но землю им в основном давали в северной части полуострова. Теперь же идет процесс внутренней миграции с севера на юг. К самозахватам татарами участков земли на южном берегу Крыма все давно уже привыкли.

Татары считают эту землю исконно своей и вспоминают, что до депортации, к примеру, в Алуште, было 80% татарского населения, а в Ялте - 75%. Сами татары называют это "полянами протеста", однако палатки быстро меняются на сарайчики, и появляется поселок. При этом они считают, что поступают справедливо.

- Я вот хотел, чтобы записали, что вот столько убытка приносят татары, а сколько бы налога платили директору совхозу за это время, за десять лет? Вот тогда узнаем, кто виноват, кто нет.

- Захвата нет.

Корр.: То есть, вы здесь не собираетесь дома строить?

- Наверное, будем строить. Нам жить негде.

- Жить нам негде, вот мы и обосновываемся.

- Родители здесь наши родились, он здесь родился, вот рядом здесь дом моей матери, поэтому мы здесь и стоим.

Корр.: Иногда татары устраивают митинги и могут даже перекрыть близлежащую правительственную трассу. Они всегда хорошо организованы, и поэтому многие в Крыму полагают, что ими руководит татарский меджлис. Уж больно целенаправленная политика, как правило, татары добиваются своего. Это классический поселок крымских татар. Сначала появляется несколько простеньких домиков, и практически сразу строится мечеть. Татары понимают, земля в Крыму самая твердая валюта и главное сегодня застолбить за собой место. Немного поскандалив и получив землю, они начинают массовое строительство. Главное правило строить не красиво, а много. Если не хватает денег, то можно снова устроить митинг. Власти Украины при этом предпочитают гасить конфликты с помощью финансовых вливаний. По нашей информации, через несколько дней после событий в Симферополе, официальный Киев перечислил в Крым солидную сумму. При этом об интересах русского населения Киев особенно не заботится.

Олег Родивилов, член президиума Русской общины Крыма, депутат Верховного совета:

Начнем с того, что у нас есть в Крыму специальный медицинский центр только для крымских татар. Я не знаю, чем отличается организм крымского татарина от крымского русского, но такой медицинский центр несколько лет в Крыму функционирует. Таким же образом идет работа по так называемому обустройству татарского населения в Крыму. 15 лет назад, вернувшись, они уже, практически, большинство крупных компактный районов проживания уже с газом, с водой, с дорогами, то чего нет у доброй половины таких же аналогичных компактный регионов проживания русских.

Корр.: А тем временем, меджлис добивается того, чтобы Крым официально стал Крымско-татарской автономией.

Ильми Умеров: Конечно основная цель и она, ну как, окончательная цель - это все-таки изменение статуса автономной республики Крым, а у нас по конституции автономная республика Крым является территориальной автономной республикой. Нам бы хотелось, чтобы она носила название Крымско-татарской национальной автономной республики Крым в составе Украины.

Корр.: Однако, насколько это правильно? Ведь согласно последней переписи населения шестьдесят процентов двухмиллионного Крыма составляют русские. Крымских татар значительно меньше, примерно двести сорок тысяч.

Константин Затулин, депутат Госдумы РФ, директор Института стран СНГ:

Не все крымские татары, а довольно узкая и очень шовинистическая группа, называет себя крымско-татарским меджлисом, действительно настаивает на том, чего никогда не было. Даже в советские годы, когда существовала Крымская автономия, она не называлась крымско-татарской, она называлась Крымской. Конечно же, если кто-то здесь в Крыму всерьез хочет, чтобы Крым превратился в нечто похожее на сегодняшнее Косово, где албанское большинство чинит насилие над православным населением, тогда надо пойти на поводу у крымских татар, у их политических представителей, и сделать то, о чем они просят. Но я очень надеюсь, что в Крыму есть десятки, сотни тысяч, миллионы людей, которые этого никогда не допустят.

Корр.: Часть этих людей пришла девятнадцатого апреля в центр Симферополя на митинг русских общин Крыма. Отметить 221 годовщину манифеста Екатерины великой о присоединении Крыма к России в Симферополь приехал представители русских общин со всего полуострова. Однако крымские татары уже пообещали взять реванш в мае, когда исполнится 60 лет сталинской депортации татар из Крыма.

- Мы пришли на этот праздник, потому что у нас сердце и душа с Россией, мы ждем, не дождемся, когда Владимир Владимирович Путин вернет Крым в Россию. Умоляем и просим со слезами на глазах.

Корр.: Артем Широков, Владимир Клеткович, Игорь Киселев, аналитическая программа "Постскриптум", из Крыма.

Ведущий: Вот какие эмоции бушевали на этом митинге.

 

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ