Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

21 - 28.04.2004. «Белорусский рынок»

Пропаганда вместо знаний

Алексей Никитин

Белорусские вузы находятся в состоянии шока. Они вынуждены решать проблему с организацией идеологической работы, которая начинает доминировать над профильными дисциплинами. В итоге не важно, чему и как учат, главное — чтобы среди студентов было больше членов БРСМ. Еще немного — и Министерство образования можно будет переименовать в Министерство идеологии. В конце прошлого года министерство издало приказ "Об идеологическом сопровождении воспитательной работы", который намертво увязал воспитание с идеологической работой. После этого приказа у студентов и преподавателей началась другая жизнь.

Руководство учебных заведений обязано ежегодно проводить мониторинг эффективности идеологической обработки учащихся и рассматривать его результаты. До 1 февраля руководители учебных заведений подготовили и сдали в Минобразования "программы и результаты проведенного в первом полугодии текущего учебного года мониторинга состояния и эффективности идеологического воспитания учащихся и участия в нем первичных организаций БРСМ".

В этом приказе БРСМ отводится особая роль — это комсомол ХХI века. Это раньше человек был мерой всех вещей, нынче БРСМ — мерка для человека. Именно участие в деятельности первичек является показателем эффективности идеологической работы. Мировоззренческие основы личности также следует оценивать исходя из участия этой самой личности в деятельности БРСМ. Да и само студенческое самоуправление немыслимо без руководящей роли БРСМ...

Но принятые меры Министерство образования сочло недостаточными, и 1 апреля (шутки в сторону) издается новый приказ № 283 "О неотложных мерах по организации идеологической работы в вузах", которым утверждается целый "план неотложных мер". В принципе, об исполнении приказа уже должны были отрапортовать все ректоры, так как срок его исполнения определен 12 апреля. План неотложных мер выдержан в духе Директивы № 1 и включает более 20 пунктов. Отметим лишь самые-самые. Так, предписывается "усилить работу среди студентов и профессорско-преподавательского состава по пропаганде государственной символики, института президентства и роли личности президента в решении общегосударственных задач и как олицетворения единства нации, обеспечивающего политическую и экономическую стабильность страны".

Что же это, как не попытка создания культа личности? Возможно, следующим шагом станет обязательное ношение значков с портретом "гаранта Конституции" и вставание при произнесении его имени. Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Согласно приказу, следует "обеспечить контроль за содержанием наглядной агитации, стенной печати, студенческих и вузовских газет, за пользованием внутривузовской сети Интернет. Усилить кадровый состав редакций студенческих и вузовских газет". При этом, если рассматривать Интернет как источник получения информации, то, по сути, предписывается его цензура. Ведь в приказе не определено, какие именно сайты и почему нельзя посещать белорусским студентам: порнографические или оппозиционные? А требование усилить кадровый состав редакций отдает формалином и зловонием из склепа советского прошлого.

Также должен быть поставлен эффективный заслон для проникновения инакомыслия в студенческую среду. Для этого следует "обеспечить четкую и строгую систему пропуска в учебные корпуса и общежития студентов, не допуская проникновения в них посторонних лиц", а также "не допускать в учебных заведениях деятельность незарегистрированных общественных объединений". Непонятно, почему не написали яснее: что активисты незарегистрированного молодежного движения "Зубр" на территории вузов вне закона. Но и тем, кто попытается уйти из-под идеологической опеки, мало не покажется. Предписывается "принимать более жесткие меры в отношении студентов, нарушающих правила внутреннего распорядка, совершающих противоправные действия в общественных местах". Это вполне можно расценивать как возможность участия в митингах в обмен на студенческий билет.

Найдено решение и в отношении преподавателей и студентов, кото рым становится тесно в душном мирке белорусской "науки", все больше выстраивающейся для теоретического обоснования государственной идеологии. Для этого необходимо "усилить контроль за поступлением средств из различных общественных и зарубежных фондов, за реализацией международных образовательных программ, финансированием обучения и стажировок, временного трудоустройства белорусских студентов за пределами страны". Медленно, но верно Беларусь сама строит свой "железный занавес", ограничивая свободу перемещения своих граждан. Это выражается еще и в требовании повысить ответственность руководителей вузов за состояние и развитие международных связей, "обратив внимание на содержание предлагаемых зарубежными партнерами программ и проектов, а также компетенцию в сфере образования иностранных учреждений и организаций". Однако, что касается оценки компетенции зарубежных партнеров в подобных программах, напрашивается вопрос: а судьи кто?

Более того, следует "подготовить совместно с МВД постановление по совершенствованию направления граждан Беларуси на работу за границу по студенческим программам, предусмотрев соблюдение высшими учебными заведениями неукоснительного выполнения учебного плана, не допуская предоставления академических отпусков в связи с выездом на работу за границу, несвоевременного возвращения к началу учебных занятий, предоставления права досрочной сдачи сессии по причине выезда на работу за границу". Если едешь по программе обмена, то рискуешь вылететь из родного университета, а следующим шагом может стать необходимость согласования участия в зарубежных программах в КГБ. Согласно приказу, руководство вузов должно добиться участия студентов и профессорско-преподавательского состава в пропагандистских кампаниях "Гордимся белорусским", "Сохраним деревню — сохраним страну", "Купляйце беларускае", "Крепкая семья — сильное государство" и др. При этом мнение участников относительно провозглашаемых тезисов никого не интересует.

Для пущей важности руководству также следует провести "анализ подписки на периодические издания с целью увеличения тиражей на государственные периодические издания", то есть читать пока еще можно все, что напечатано, но вот выписывать надо исключительно государственные издания. Это и называется белорусскими особенностями медиа-рынка.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ