Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Ольвия-пресс»,
21 апреля 2004
С.Зайченко
Триумфальное шествие НАТО на Восток, начатое с распадом СССР, еще далеко до завершения. Досрочное принятие в свои ряды очередной «семерки» новичков (Болгарии, Румынии, Словении, Словакии, Эстонии, Литвы и Латвии) в отсутствии твердого противодействия со стороны России только обострило аппетит у руководителей Североатлантического блока. Уже 29 марта, в день подачи премьерами новоиспеченных стран-натовцев протоколов о ратификации, необходимых для вступления в альянс, в Вашингтоне прозвучало намерение объявить на предстоящем в Стамбуле в июне текущего года саммите НАТО имена очередных кандидатов на вступление в альянс. По предположениям западных политологов, это будут Македония, Хорватия и Албания. По многочисленным прогнозам политических наблюдателей, не далек тот день, когда кандидатами на вступление в НАТО будут названы: в Европе - Украина и Молдова, на Кавказе – Грузия и Азербайджан, в Средней Азии – Узбекистан. Все эти государства – члены ГУУАМ. Политические наблюдатели давно делали прогноз о том, что ГУУАМ – структура антироссийской направленности. Сегодня это просматривается уже совершенно невооруженным глазом.
Мы не станем говорить о Кавказе или Средней Азии. Они далеко и лишь косвенно могут влиять на судьбу Приднестровья. Нам важно знать складывающуюся ситуацию у наших ближайших соседей и их отношение к Приднестровью.
Прежде всего – это Румыния, продолжающая претендовать на территорию Бесарабии. И только нерешенность приднестровской проблемы сдерживает форсирование объединительного процесса.
Румыния, надо четко себе представлять - член НАТО. Обратите внимание на один только факт в поведении официального Бухареста. Как говорят, еще не просохли чернила на протоколе о приеме Румынии в НАТО, а Бухарест уже выступает от имени блока. Принимая в Брюсселе участие в церемонии расширения альянса, министр иностранных дел Румынии Мирча Джеоанэ в беседе с журналистами не замедлил высказать глубокую убежденность в том, что соседство НАТО с нестабильной территорией, имея в виду РМ, уже волнует не только Румынию, но и все страны НАТО. А поэтому проблема решения конфликта на Днестре, по его мнению, скоро станет одним из пунктов повестки дня НАТО. «Могу заверить, что Румыния незамедлительно обратит внимание НАТО, а также ЕС и ОБСЕ, на этот очень сложный и продолжительный конфликт, который ставит под угрозу европейскую и международную безопасность», - будто процитировав президента Молдовы, заявил Джеоанэ. (Коммерсант PLUS», №12 от 9.04.04г.).
Такое вызывающе смелое выступление главы внешнеполитического ведомства Румынии не замедлили поддержать представители Белого Дома. Присутствующий на этой церемонии госсекретарь США Колин Пауэлл посчитал своим долгом снова напомнить России о необходимости выполнения своих обязательств по выводу войск из Грузии и Приднестровья. А вывод российских войск из Приднестровья развяжет руки Румынии, которая уже под крышей НАТО может ввести свой миротворческий контингент в Молдову, чего так настойчиво добивается Кишинев. Отвечая на вопросы журналистов, глава внешнеполитического ведомства США открытым текстом заявил, что новые страны НАТО не будут ратифицировать адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) на условиях Кремля, то есть если Россия не выведет свои войска из Приднестровья и Грузии. Такие жесткие заявления МИД США придают смелость Бухаресту. Не мудрено поэтому, что террорист-убийца приднестровских граждан, ныне сенатор уже НАТОвского государства и член Парламентской ассамблеи Совета Европы Илие Илашку обвинил Россию в оккупации Молдовы и публично объявил о начале террористической войны против ПМР, дабы тем самым ликвидировать последнюю опорную точку пророссийских симпатий в Юго-Восточной Европе.
Итак, Румыния, став членом НАТО, откровенно стала на путь конфронтации (пока дипломатической) с Россией, и поводом для этого послужило присутствие российского воинского контингента на территории Приднестровья. И никто из западных правозащитных структур не упрекнул Румынию в том, что она поддерживает открытый государственный террор РМ против суверенного народа Приднестровья, и что только Россия является сдерживающим фактором, не позволяющим Молдове и НАТО осуществить Косовский вариант на левом берегу Днестра.
Интересную позицию в отношении НАТО занимает Украина. Это родственное России славянское государство, которое собирается строить с РФ общее экономическое пространство, почему-то, заняло нейтральную позицию в отношении российского военного присутствия в Приднестровье. А совсем недавно украинский парламент ратифицировал договор Украина – НАТО, предоставляющий войскам Североатлантического блока, в том числе и США, «право быстрого доступа на территорию страны и транзита по ней в любом направлении». Получается, что в случае необходимости (в этом случае говорят: был бы повод и причины, а необходимость есть всегда) по указанию Вашингтона в один прекрасный день танки НАТО могут действительно оказаться под Брянском в центральной части России и на Курской дуге на Юге РФ. А если учесть, что Прибалтика сегодня – это уже территория НАТО, то ничего секретного нет в том, что НАТОвские танки в самое ближайшее время будут стоять на расстоянии одного марш броска от Пскова и Санкт-Петербурга. Ведь не просто так Вашингтон увязывает присоединение прибалтийских республик к ДОВСЕ с незамедлительным выводом российских войск из Приднестровья и Грузии. По этому поводу российские СМИ сообщают, что побывавший в Москве в первых числах апреля помощник госсекретаря США по контролю за обычными вооружениями в Европе Стефен Рэйдмекер практически предъявил Кремлю ультиматум: если ДОВСЕ действительно так важен для России, то, пожалуйста, Вашингтон допустит его ратификацию странами НАТО, но только после того, как РФ покинет Приднестровье и Грузию.
Действительно, почему бы США ни пойти на ратификацию ДОВСЕ европейскими странами НАТО, если НАТОвские коалиционные войска уже будут стоять непосредственно на границе с Россией, а в глубоком НАТОвском тылу, в Приднестровье, исчезнет пророссийский анклав с наличием мощного военного контингента Российских вооруженных сил?
Вероятно, не надо быть крупным аналитиком, чтобы понять: заявления некоторых российских политиков о том, что для России угрозы с Запада не существует, и содержать ОГРВ в Приднестровье нет острой необходимости, просто беспочвенны.
Не последняя роль в торгах за осуществление контроля над территорией Приднестровья между США и РФ принадлежит Республике Молдова. То, что руководство Молдовы давно с потрохами продано Вашингтону, и что ее президент – защитник интересов США на европейском континенте, ни для кого не является новостью. Но о том, что после неудачной попытки сорвать подписание Договора о создании общего экономического пространства между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном и явного провала воронинской политики, связанного с отказом подписать известный Меморандумом Козака, в Молдове с новой силой начали насаждаться антиприднестровские и антироссийские настроения, следует проинформировать общественность ПМР.
Сегодня, особенно после назначения на пост министра иностранных дел радикала-прозападника Андрея Стратана, резко изменился не только характер заявлений Молдовы, но и ее весь геополитический вектор.
МИД Молдовы и лично президент довольно часто и настойчиво стали выступать в поддержку всех без исключений заявлений США, НАТО, ЕС и ОБСЕ, направленных на ущемление интересов России не только на территории РМ, но и Европы в целом. Они громко приветствуют расширение НАТО на Восток, решение США разместить военные базы НАТО по периметру границ Российской Федерации, а точнее, в Прибалтике, Польше, Венгрии, Чехии, Румынии и Болгарии. Анализируя все эти многочисленные МИДовские высказывания, можно прийти к логическому заключению: на фоне укрепления НАТО на границах с РФ официальный Кишинев ждет от США, в том числе и ЕС, кардинальных мер по выдавливанию ОГРВ и российских миротворцев из Приднестровья. Судя по информации молдавских СМИ, Кишинев надеется, что ЕС и США примут, наконец-то, решение относительно создания зоны безопасности на приднестровском участке молдавско-украинской границы (то есть, потребуют от Украины полного перекрытия границы на приднестровском направлении), а также направят в регион многонациональный миротворческий контингент взамен российскому. Как отметил недавно глава МИД РМ Андрей Стратан, Молдова просто обязана продолжать сотрудничество с НАТО, постоянно расширяя возможности взаимодействия за рамки программы «Партнерства во имя мира». В околоправительственных кругах РМ бытует уверенность, что соседству с НАТО надо не только радоваться, но и стремиться, как можно быстрее, стать полноправным членом этого альянса, отказавшись от ранее провозглашенного нейтралитета. И это не домыслы журналистов. Так считают два бывших заместителя министра иностранных дел РМ Юрий Лянкэ и Олег Серебряну. Бывшие замы МИДа сейчас озвучивают то, о чем молчали раньше и что опасаются вслух объявить официальные лица нынешней Молдовы. Они полагают, что соседство с НАТО требует пересмотра концепции нейтралитета республики, которая с самого начала была ошибочной.
По просочившимся сведениям из президентуры РМ стало известно, что политический советник президент Воронина Марк Ткачук прорабатывает очередное обращение президента к народу, в котором будет высказан на перспективу путь развития Молдовы. Предполагается, что в выступлении прозвучит не только стремление официального Кишинева интегрироваться в ЕС, но и прямое его желание присоединиться к Североатлантическому альянсу. И такое желание далеко не беспочвенно, ибо четвертая волна расширения НАТО предусматривает включение в этот процесс и Молдовы, и Украины.
Все сводится к тому, что в самом ближайшем будущем Приднестровье может стать хоть и небольшим, но единственным российским плацдармом в Юго-Восточной Европе и окажется пророссийским белым пятном (подобно Калининградской области) на территории НАТО. Поэтому с каждой новой волной расширения НАТО на Восток, с каждым очередным поглощением его структурами новых участков территории постсоветского пояса вокруг России политическая и военная значимость Приднестровья неизмеримо возрастает. Это давно осознали стратеги НАТО – именно поэтому все настойчивее становятся призывы чиновников Альянса, высказываемые на самых высоких уровнях, ускорить процесс ликвидации российского присутствия в нашей республике. Именно поэтому заметно возрос интерес к региону НАТОвских эмиссаров, не ослабевший даже после того, как в Тирасполе им ясно дали понять, что замена российских военных на западных будет расценена здесь как иностранная интервенция.
Казалось бы, возросшую роль Приднестровья должны были осознать и в Кремле. Однако Москва не спешит сформулировать четкую и адекватную позицию. К сожалению, министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов продолжает высказываться весьма двусмысленно. Глава военного ведомства России говорит, что к расширению НАТО на Восток он относится весьма «спокойно-негативно». Подобные высказывания, по мнению крупных политических экспертов РФ, оставляют лазейку для маневрирования и даже для отступления.
Очень настораживает приднестровцев и некоторые другие выступления главы военного ведомства России. Заявляя, что «Россия не питает иллюзий относительно того, зачем Прибалтика принята в НАТО, и что к борьбе с терроризмом это не имеет никакого отношения», Сергей Иванов совсем недавно признался, что в Кремле готовится соглашение с НАТО о возможности ввода войск альянса на территорию России. По его словам, Россия и НАТО в 2004 году (!) подпишут соглашение о возможности размещения на территории РФ и государств альянса армейских подразделений и военной техники друг друга. «Документ позволит подразделениям НАТО с военной техникой пребывать на российской территории, а Российским – на территории стран-членов альянса» - сказал Сергей Иванов. Соглашение это готовится в рамках сотрудничества России с НАТО по борьбе с международным терроризмом.
Странно как-то получается. Чтобы бороться с терроризмом, США необходимо иметь на российской территории подразделения НАТО с военной техникой. В чем такая необходимость? Вся Европа – плацдарм НАТО. Страны СНГ - под контролем НАТО. Теперь и Россия на очереди. Не лишним будет напомнить откровения американского экс-президента Билла Клинтона на совещании начальников штабов Национальной армии США 24 октября 1995 года. «Последние десять лет наша политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военного блока. Используя промахи советской дипломатии, …мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советами посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием – мы получили сырьевой придаток, а не разрушенное атомом государство». И затем вполне уверенно добавил: «Организовав Ельцину пост президента на второй срок, мы тем самым создадим в России полигон, с которого НИКОГДА уже не уйдем».
И вот сегодня в Москве уже готовится к подписанию Соглашение с НАТО, которое позволит Вашингтону «создать в России необходимый полигон».
На этом фоне ясная и твердая позиция Москвы относительно вопроса с российским военным присутствием в Приднестровье представляется особенно важной. Судя по косвенным признакам, после отказа молдавского президента Воронина от Меморандума, в Кремле предпочитают сохранять «равноудаленный нейтралитет» относительно ситуации во всем регионе. Однако в условиях быстро меняющейся геополитической реальности продолжать такую тактику вряд ли получится. Уже сегодня новые члены НАТО, в частности, Румыния, выдвигают предложения о внесении «приднестровского вопроса» в повестку очередного саммита Альянса и призывают к немедленной ликвидации здесь российского присутствия. Нарастают активные попытки вытеснения России не только из миротворческой операции, но и из политического урегулирования.
В этих условиях затянувшаяся неопределенная позиция Москвы может сослужить России плохую службу. Главному государству-гаранту мира на Днестре пора сделать адекватный вывод из сложившейся ситуации, и у России не так уж много времени на раздумья.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |