Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Московские новости,
22 апреля 2004
Санобар Шерматова
Москву с перерывом в два дня посетили с рабочими визитами президенты Узбекистана и Казахстана. Что связывает и разделяет трех лидеров постсоветских государств?
Дружим с Самарканда
Президент Ислам Каримов изрядно заинтриговал публику, заявив во время встречи с Владимиром Путиным, что переговоры могут кардинально изменить российско-узбекские отношения. За свою небольшую историю независимый Узбекистан несколько раз поворачивался к России - и каждый раз в момент, когда республике угрожала опасность со стороны исламских радикалов. Поэтому и нынешний визит комментаторы, имея в виду мартовские взрывы в Ташкенте, отнесли к разряду антитеррористических. И эта тема действительно затрагивалась во время переговоров. Однако речь шла о предметах, которые связывают страны крепче, чем военные базы и "калашниковы". Тем более что Россия, после прихода в регион США, не может конкурировать в военном плане со сверхдержавой.
В прошлом году Путин, по дороге из Малайзии в Москву, заехал в Самарканд, на неформальную встречу с Каримовым. О чем говорили два лидера - неизвестно, однако после этой встречи местным чиновникам было приказано "снова дружить с Россией".
Очевидцы самаркандской встречи рассказывали "МН" о теплом и доверительном тоне бесед двух президентов - подобного им не приходилось наблюдать давно. Каримова и первого российского президента трудно было заподозрить в дружбе. У Ташкента были свои претензии к России и к ее лидеру. Отношения элиты СНГ до предела персонифицированы: не поладишь с руководителем - не жди взаимопонимания между странами. А Борис Ельцин не отличался покладистым характером. К тому же на Востоке ценят силу, поэтому к российскому президенту, при котором "правая рука не знала, что делает левая" , относились как к слабаку.
Другое дело - Путин. Он олицетворяет тот тип политика, который ближе всего уму и сердцу восточного человека.
Надежды на помощь богатого Запада развеялись - так, видимо, нужно понимать осторожные фразы Каримова, произнесенные еще в Самарканде. "Мы думали, что нас на международной арене ждут с распростертыми объятиями", - заявил он тогда.
Уход иностранных фирм из Узбекистана, замораживание Европейским банком реконструкции и развития кредитов из-за многочисленных нарушений прав человека - все это усугубляет экономический кризис. А альтернатива Западу - Россия. Тем более что и экономисты двух стран за последние годы научились считать, во что обходятся те или иные политические решения. К примеру, миф о самодостаточности Узбекистана. Зависимость узбекской экономики продемонстрировал кризис 1998 года, когда Ташкент лишился части традиционного рынка в России. Переориентация на другие рынки за пространствами СНГ стоила Узбекистану, по данным Азиатского банка развития, дополнительных 15 млн. долларов, потраченных на транспортные и страховые издержки.
Выход видится один - Общий рынок товаров и услуг, который на официальном языке именуется Единым экономическим пространством (ЕЭП). На этой неделе соглашение о создании ЕЭП ратифицировали почти одновременно парламенты России, Украины и Казахстана.
Как утверждают источники "МН", Каримов во время переговоров с Путиным выказал готовность начать движение к более тесной интеграции с Россией. Сообщение тянет на сенсацию, поскольку высокий уровень экономического взаимодействия неизбежно потребует политической интеграции, против чего все эти годы выступал Узбекистан, ориентирующийся на США.
"Мы вас предупреждали"
Результаты переговоров обрадуют друзей, а кого не обрадуют, то это их проблема, заметил Каримов во время беседы с российским президентом. Учитывая, что в Узбекистане сейчас подвергаются остракизму неправительственные организации, работающие на западные гранты, а Фонд Сороса был вынужден закрыть свое представительство в республике, нетрудно найти страну, которой адресованы эти слова. После "революции роз" в Грузии США оказались объектом самых мрачных подозрений лидеров Центральной Азии. И в Узбекистане, и в соседнем Казахстане политические элиты не сомневаются, что американцы готовятся свергнуть президентов.
На днях новое развитие получило дело, названное "казахгейтом". В деле американского адвоката Гиффена, которое рассматривается в Нью-Йорке, впервые прозвучало имя президента Казахстана, который, по версии прокуратуры, был одним из получателей взяток от подследственного. Гиффен, бывший в середине 90-х годов советником Назарбаева, заявил, что давал взятки руководителям Казахстана с ведома ЦРУ и Белого дома. Адвокаты бывшего советника упомянули, что Гиффен был глазами и ушами ЦРУ: это дало повод казахским политикам заподозрить, что вся афера со взятками была спланирована американскими спецслужбами, чтобы держать "на крючке" Назарбаева. Соответственно, по мнению казахской стороны, делу был дан ход после того, как президент "сорвался" с крючка и занял слишком пророссийскую позицию.
Назарбаев имеет прочную репутацию родоначальника новой евразийской интеграции на пространстве бывшего СССР. Его ориентация на Россию вызвана в большей степени внутренними причинами: славянское население Казахстана по численности сопоставимо с титульной нацией. Дезинтеграция с северным соседом привела бы страну к внутреннему взрыву, а тесно связанную с Россией экономику - к коллапсу. Именно поэтому Назарбаеву приходится осторожно прокладывать дорогу между Сциллой и Харибдой - Россией и США. Казахский президент установил хорошие личные отношения с Путиным: в результате их договоренностей прошлый год был назван годом Казахстана в России, а нынешний - России в Казахстане.
Стиль неформальных встреч, получивший с легкой руки Бориса Ельцина развитие и при Путине, был быстро подхвачен казахским лидером. Так, два года назад на горнолыжном курорте близ Алма-Аты Назарбаев принимал в гости Путина и лидеров стран Центральной Азии. Встреча проходила в закрытом формате, российские дипломаты в осторожной форме предостерегли азиатских коллег от проблем, которые неизбежно возникнут вследствие тесного сотрудничества с США. Готовы ли они к жестким требованиям, связанным с правами человека, свободой слова и проведением свободных выборов, спрашивали россияне. Кто из нынешних президентов согласен, чтобы в их стране набирала силу опирающаяся на американцев политическая оппозиция?
Нынешние события показывают, что Казахстан и Узбекистан (каждый по-своему) оказались не готовы. Однако теперь этим странам приходится считаться с американским присутствием, и Россия - в экономическом и политическом плане - становится второй опорой, которая нужна им для устойчивости.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |