Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Новое поколение (Казахстан),
23 апреля 2004
Амина Джалилова
Тендеры на разработку каспийских нефтяных участков перенесены на неопределенный срок. Ранее Министерство энергетики и минеральных ресурсов намеревалось выставить первые блоки на тендер в декабре 2003 года, затем - в первом квартале 2004 года. Не означает ли новая отсрочка, что программа освоения шельфа, на которую возлагались огромные надежды, начала буксовать?
Сделки срываются
Программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря была принята в мае 2003 года, и тут же началась ее полномасштабная реализация. Особенно большую роль в проектах разработки шельфа стала играть Россия. Дело в том, что некоторые перспективные участки расположены как раз на стыке казахстанского и российского секторов Каспия. Эти структуры было решено разрабатывать совместно - пятьдесят на пятьдесят. А руководство проектами поделили так: по участкам Хвалынская и Центральная всем заправляет Россия, а работами на Курмангазы руководит Казахстан.
На данный момент создается впечатление, что переговоры по первым двум проектам протекают спокойно. То ли от того, что информация по Хвалынской и Центральной является, по большому счету, конфиденциальной, то ли от того, что разрабатываться они будут по российскому, а не по казахстанскому законодательству. В Казахстане же в правилах сборов податей с недропользователей в последнее время произошли значительные изменения. Во-первых, введен новый рентный налог, добавивший головной боли нефтегазовым компаниям. А во-вторых, согласно новой модели налогообложения, подписанные после 1 января 2004 года контракты на недропользование не будут стабильными. Это означает, что любые изменения в законодательстве РК могут повлиять на уже заключенные контракты или даже способствовать их расторжению.
Нужно отметить, что эти правила не распространяются на так называемые СРП - соглашения о разделе продукции. Эти соглашения обычно заключаются при реализации крупных контрактов, и каждое из них разрабатывается индивидуально. В связи с этим споры России и Казахстана по поводу СРП по Курмангазы представляются странными.
По всей видимости, усиление налоговой нагрузки по контрактам - лишь одна из ряда мер по ужесточению правил добычи в Казахстане. Другим шагом, как нам представляется, стала более решительная позиция Казахстана в отстаивании своих интересов во время переговоров по СРП. Об этом свидетельствует высказывание Даниала Ахметова о том, что в проекте Курмангазы доля Казахстана должна составить 70-85%, и никаких уступок не будет. Сейчас предполагается, что соглашение по Курмангазы подпишут до конца текущего года. Главное для "Роснефти" - успеть до принятия нового закона об СРП, который, по некоторым данным, вступит в силу примерно через год. Нужно отметить, что разработка этого законопроекта ведется в условиях большой секретности, так что сложно даже предположить, что ожидает инвесторов.
Под такой же серьезной угрозой стоят переговоры Казахстана с испанской "Репсол" по поводу участия компании в разработке газового месторождения "Амангельды" в Южном Казахстане. "Амангельды" - не очень крупное и не очень финансово привлекательное месторождение. Однако его освоение является стратегически важным для нашей страны, так как амангельдинский газ снижает зависимость Казахстана от узбекского голубого топлива. Для того чтобы привлечь кого-нибудь из иностранных инвесторов в этот проект, было необходимо предложить хорошую компенсацию. Им должен был стать каспийский блок Дархан. Соглашение о намерениях между национальной компанией "КазМунайГаз" и испанской "Репсол" было подписано в январе 2003 года. С тех пор идут бесконечные и безрезультатные переговоры. А с наступлением 2004 года они вообще зашли в тупик. Возможно, "Репсол" даже откажется от этой сделки.
Вот, по крайней мере, два крупных шельфовых проекта, на которые возлагались огромные надежды. Что с ними будет, покажет время. Ничего неизвестно о притязаниях на шельфовые блоки компаний "Шелл" и "Статойл", хотя ранее переговоры с ними велись.
Виноваты налоги
Некоторые эксперты высказывают мнение о том, что новая налоговая система привела к тому, что инвесторы теряют былой оптимизм по поводу каспийских богатств. В качестве доказательства приводится отсутствие новых нефтяных контрактов после принятия этих поправок, то есть после 1 января 2004 года. Политика форсированного освоения Каспия сменилась выжиданием. Тендеры на перспективные структуры перенесены на неизвестное время, вместо них на конкурс будут выставлены блоки на суше.
Генеральный план развития инфраструктуры Каспия до сих пор в разработке, хотя ранее сообщалось, что его примут в феврале этого года. Теперь план, возможно, будет готов лишь в начале следующего года. И все потому, что ситуация с разработкой шельфа слишком уж туманна - неясно, какие нефтяные проекты будут осуществляться и в каких объектах инфраструктуры они будут нуждаться. Возможно, осторожность казахстанского правительства в объявлении новых конкурсов на морские блоки обусловлена неуверенностью в том, что найдутся компании, желающие соревноваться.
Инвестиционная революция под вопросом
Между тем ужесточение налоговых условий для инвесторов вполне закономерно. Хотя бы потому, что период налоговых льгот и поблажек для удержания и привлечения инвестиций уже исчерпал себя. Мы слишком долго отдавали большую часть нефтяных доходов зарубежным компаниям.
Месторождения, которые национальная компания "КазМунайГаз" разрабатывает самостоятельно, давно пережили период расцвета. Сейчас там добывают остатки былых богатств. Основной рост добычи нефти в Казахстане идет за счет двух крупнейших месторождений - Тенгиза и Карачаганака. Но на первом доля Казахстана составляет 20%, а на втором государство только управляет проектом. Ясно, что наша страна будет стремиться увеличить свою долю в проектах и, соответственно, прибыль.
В период с 2003 по 2015 год объем инвестиций в нефтегазовую отрасль страны достигнет 150 миллиардов долларов (для сравнения, запасы Национального банка - около 4 миллиардов). Этакий инвестиционный переворот. Или даже целая революция. Было бы странно, если бы Казахстан не стремился как можно большую сумму оставить внутри страны.
Однако реакция инвесторов говорит о том, что где-то расчет властей оказался неверным. В ответ на критику нового законодательства министр энергетики и минеральных ресурсов не раз отвечал: не нравится - уходите. Похоже, инвесторы могут последовать этому совету. Может, все-таки разговоры о том, что страна не готова к освоению Каспия, не так уж беспочвенны? Может быть, торопится Казахстан и с ужесточением налогового режима, и с реализацией технически и технологически сложных проектов на море?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |