Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
RBC daily,
21 апреля 2004
Михаил Чернов
Астана вынуждена пойти на сближение с Москвой перед лицом американской экспансии в Средней Азии
Вчера в Москву с кратким рабочим визитом прибыл президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В российской столице казахстанский лидер провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным, премьер-министром Михаилом Фрадковым и мэром Москвы Юрием Лужковым. Визит президента Назарбаева практически не освещался в средствах массовой информации. Лидеры двух стран обменялись в присутствии телекамер лишь несколькими общими фразами. Между тем, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, на повестке двусторонних отношений стоит вопрос стратегического сближения между двумя странами. А именно: речь идет о расширении военного сотрудничества в военной, космической и атомной отраслях. Обоюдная заинтересованность в более тесной интеграции связана с ускорением экспансии США в Средней Азии. В Астане прекрасно понимают, что резкое укрепление позиций Вашингтона заставит Казахстан расстаться с амбициями превратиться в одно из ведущих государств на евразийском пространстве. Сближение с Россией позволит Астане в короткие сроки восстановить в полном объеме свою атомную промышленность. Москва в свою очередь заинтересована в ускорении процессов военной и политической интеграции с Казахстаном, которые позволят остановить "победное шествие" американцев по Средней Азии.
Во время российско-казахстанской встречи в верхах в Кремле обсуждались вопросы двусторонних отношений, развитие ситуации в Средней Азии и проблема борьбы с терроризмом. Об этих темах еще перед началом переговоров с президентом Назарбаевым сообщил журналистам Владимир Путин. "Нас, конечно, беспокоит развитие ситуации в Средней Азии с точки зрения борьбы с терроризмом. Недавно я обсуждал это с президентом Узбекистана. Мы подробно с ним говорили, и мне было бы интересно знать и вашу точку зрения", – отметил президент России. Кроме того, президент Путин заявил, что ему было бы интересно обсудить со своим казахстанским коллегой проблему двусторонних отношений. Почти с такими же "общими" комментариями выступил перед встречей и казахстанский руководитель. Нурсултан Назарбаев отметил "хорошую динамику экономических отношений". "В этом году исполняется десять лет, как я высказал идею о Евразийском союзе. От того, как будет продвигаться решение вопросов о едином экономическом пространстве, будет зависеть и укрепление Евразийского союза", – заявил президент Казахстана. По его словам, он хотел бы обсудить с президентом Путиным также вопросы "региональной безопасности, экономического и военного сотрудничества". Этой предшествовавшей переговорам пресс-конференцией фактически исчерпывается информация о ходе двусторонней встречи. "Зачастую декларации для официальных пресс-релизов – это способ отвести внимание от реальных вопросов и проблем, обсуждаемых в режиме закрытых переговоров", – сказал RBC daily казахстанский политолог Рустем Лебеков.
По мнению опрошенных RBC daily экспертов, визит в Россию президента Казахстана Назарбаева не является исключительно "формальным", как это кажется на первый взгляд. Во многом это связано с резко изменяющейся ситуацией в Средней Азии. Перспектива дестабилизации ситуации в Узбекистане и введения в Ферганскую долину международных (читай – американских) военных сил представляет угрозу как для Москвы (речь идет о фактическом отсечении российского воинского контингента в Таджикистане от снабжения с "большой земли"), так и для Астаны. Раздающиеся все громче в Казахстане обвинения в коррупции против президента Назарбаева и его семьи, подкрепленные усилением военного присутствия США в Средней Азии, в непосредственной близости от казахстанских границ, могут привести к реализации в республике вариации "грузинского сценария" по отстранению главы государства от власти. "В контексте узбекских событий и России, а еще в большей степени Казахстану стоит серьезно задуматься над тем, что предпринять в качестве превентивных мер по стабилизации ситуации в Узбекистане, которая все больше подходит к точке взрыва, и как минимизировать деструктивные последствия, если этот "взрыв" все-таки произойдет. Москву и Астану сейчас волнует вопрос, поставленный перед Россией и большинством постсоветских государств после реализации США "грузинского" сценария смены власти. И руководство России, и руководство Казахстана, каждое по своим причинам, но в конечном итоге одинаково не заинтересованы в реализации такого варианта в республике", – рассказывает Рустем Лебеков. По его словам, "взаимно подстраховаться на этот случай не помешает каждой из сторон", а одна из форм такой страховки – "укрепление оборонного сотрудничества вплоть до подписания открытого союзнического пакта о гарантиях по отношению к республике, который бы, по сути, подразумевал гарантии действующей казахстанской власти и был бы призван продемонстрировать кому надо однозначную позицию и намерения России". Как сказал RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин, "Казахстан – единственная, помимо "недружественного" Узбекистана, страна в Средней Азии, которая располагает боеспособной армией и может обеспечить России военную поддержку".
Понятно, что перспективы двустороннего сотрудничества не сводятся исключительно к вопросам безопасности. Казахстан заинтересован в первую очередь в сотрудничестве в атомной и космической сферах, для того чтобы утвердиться в качестве одного из лидеров Евразии. "На территории Казахстана расположены предприятия, которые позволяют осуществлять полный ядерный цикл от добычи сырья на урановых месторождениях до переработки на горно-металлургических комбинатах и обогатительных фабрик", – говорит г-н Собянин. Однако, по словам Рустема Лебекова, "многое предстоит восстанавливать, а кое-что – создавать практически с нуля". "У нас есть научно-техническая и кадровая база, оставшаяся с советских времен, однако основательно потрепанная, особенно в первые годы независимости. Для восстановления атомной отрасли Казахстану крайне необходимы российские научные разработки и технологии, российские ресурсы и опыт. Фактически для республики это единственная возможность не отстать в своем научном развитии, войти в число технологически если не развитых, то, по крайней мере, не деградирующих стран", – говорит г-н Лебеков. То же самое касается и запуска самостоятельного казахстанского космического проекта, который, по словам г-на Собянина, "Казахстан не в состоянии запустить своими силами".
Москва с пониманием относится к проблемам Астаны. В январе 2004 года президентами России и Казахстана был подписан большой пакет двусторонних соглашений, в том числе по эксплуатации космодрома Байконур. В соответствии с этими документами срок аренды космодрома Байконур был продлен для России до 2050 года без изменения размеров арендной платы. Кроме того, Москва и Астана договорились разработать и создать на Байконуре ракетно-космический комплекс "Байтерек", который будет разработан на базе российского ракетно-космического комплекса "Ангара". "Сотрудничество в атомной, космической и прочих высокотехнологичных прикладных отраслях – основные стратегические направления, которые, как локомотивы, должны будут потянуть за собой остальные отрасли. Важно отметить, что эти казахстанские намерения находят понимание и содействие со стороны России. Разумеется, что все это делается отнюдь не из альтруистических побуждений. Если посмотреть с чисто финансовой стороны, то Россия не получает соответствующей материальной отдачи. Фактически это часть платы за российские геополитические интересы. Но это еще и очень тонкий ход на перспективу. Завязать на себе большую часть хотя бы научно-технического потенциала соседнего государства, играющего ключевую роль в таком геополитически важном регионе, как Центральная Азия. Это примерно так же, как в сфере ВТС. Там Россия тоже предоставляет Казахстану свои ресурсы по сниженным "союзническим" ценам, не только укрепляя военные и внешнеполитические связи, но и на десятки лет вперед привязывая республику к своему военно-промышленному комплексу и стандартам", – говорит г-н Лебеков.
Очевидно, что в случае дестабилизации ситуации в Казахстане и вхождения республики в зону прямого американского влияния большинство российско-казахстанских проектов потеряют всякий смысл и будут сорваны. В Казахстане это, по всей видимости, понимают, и традиционно именно Астана выходит с интеграционными инициативами. "Видимо, мы идем к тому, с чего начинала когда-то Западная Европа – к какому-то двустороннему межгосударственному образованию, которое станет реальным ядром (локомотивом) интеграции", – говорит Рустем Лебеков. Однако пока речь идет в основном лишь об экономической интеграции. "В период относительной стабильности и спокойствия президент Назарбаев в ней не заинтересован. Он пойдет на политическую интеграцию только в исключительном случае, например, когда давление со стороны Запада дойдет до такой степени, что единственным выходом будет уйти под российский "щит"", – считает г-н Лебеков.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |