Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Фергана Ру.,
22 апреля 2004
Сергей Ежков, независимый журналист (Ташкент)
Две недели, прошедшие после ташкентской и бухарской трагедии, это именно то время, которое позволяет без излишних эмоций, в известной мере непредвзято, как бы со стороны, взглянуть на те, ставшие уже историей события. События, которые по-прежнему вызывают вопросы, заставляют задумываться, анализировать ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в Узбекистане.
Судя по тому, что последний брифинг Генерального прокурора республики, посвященный так называемым актам международного терроризма, состоялся 9 апреля, правоприменительные структуры страны явно стараются свести к минимуму имеющуюся у них информацию об участниках акций и организациях (если таковые в действительности существуют), эти акции подготовивших. Казалось бы, нонсенс, нынешняя власть крайне заинтересована в том, чтобы все без исключения мировое сообщество однозначно считало взрывы делом рук сторонников свержения светской власти и установления в Узбекистане пугающего мир исламского правопорядка. Средневекового, агрессивного, а значит, представляющего угрозу цивилизации.
Вспомним, предварительное расследование, проведенное узбекской прокуратурой, результаты которого были озвучены высшим должностным лицом этого ведомства, якобы указывало на некие жамоаты (первичные ячейки Хизбут тахрир аль Исламия), чьими руками террористические акты и были совершены. Определив виновника трагедии и, указав пальцем на связь жамоатов с пресловутой Аль Каедой и полузабытым Исламским движением Узбекистана, переименованным позже в партию, уважаемый прокурор сказал, что ему известно даже местонахождение и имя эмира, который руководил операцией. И только, мол, интересы следствия не позволяют предать эти сведения гласности.
Вспомним и другое. Эта информация была в первой части выступления Рашита Кадырова, но уже двумя абзацами ниже он констатировал, что окончательные выводы о причастности к террористическим актам в Узбекистане той или иной организации делать все же преждевременно...
Так как же понимать все вышеизложенное? Как искреннее желание следователей не допустить утечку информации или как стремление властей перевести стрелки с проблем внутреннего характера, обусловивших акты массового суицида и протеста против произвола, на внешний фактор глобального масштаба? Большинство сограждан, в том числе и из правоприменительных структур, с кем доводилось беседовать в последние дни, практически солидарны в том, что нынешний режим действительно пытается в очередной раз обвинить неизвестные (или популярные) международные террористические организации во всех бедах родимого отечества. Именно они, дескать, противостоят динамичному и поступательному развитию Узбекистана на пути построения демократического правового государства с эффективной рыночной экономикой. Именно им, дескать, не нравятся наши успехи на этом достойном и славном пути.
Так ли это на самом деле? Точнее, соразмерен ли источник опасности сделанным официальным заявлениям? Автор ставит вопрос именно о соразмерности, поскольку абсолютно не считает возможным исключить его полностью. В мире есть определенные тенденции, и с ними надобно считаться, дабы не впадать в излишнюю эйфорию, отнюдь не способствующую трезвой и прагматичной оценке существующих реалий.
Начнем по порядку. Например, с так называемого набора визуальных доказательств, представленных журналистам Генеральной прокуратурой Узбекистана. Традиционный набор автоматов Калашникова (весьма подержанных, кстати), патронов и неких микросхем, якобы используемых террористами при изготовлении взрывных поясов. Допускаю, что у людей несведущих этот арсенал вполне мог вызвать ассоциации с международным терроризмом и его подлыми происками на территории нашей страны.
Однако. Мне удалось разыскать специалистов, еще недавно профессионально занимавшихся проблемами, с этим терроризмом связанными. Первое, на что они обратили внимание, рассматривая на телеэкране вещественные доказательства, было даже не видавшее виды оружие, а как раз микросхемы. Люди, неоднократно сами изымавшие аналогичные вещи не только в различных уголках нашей страны, но и за ее пределами, утверждают, что налицо явная фальсификация доказательной базы. Дело в том, что существующий технологический уровень позволяет применить для изготовления взрывного устройства временного действия, всего один микрочип размером с пуговицу от штанов. По их мнению, ни одна сколь-нибудь значимая террористическая организация уже лет семь минимум не использует громоздких и габаритных микросхем на основе транзисторов явно советского производства.
Далее. Мы помним, как спустя несколько дней после брифинга Генерального прокурора республики, в глобальной информационной сети появилось заявление неизвестной ранее террористической организации, взявшей на себя ответственность за происшедшее в Ташкенте и Бухарской области Узбекистана.
Что бросилось в глаза сразу же по прочтении? Две вещи, которые, мягко говоря, вызывают определенные сомнения в подлинности заявления, равно как и наличии самой организации, его опубликовавшей. Во-первых, сегодня практически нет международных террористических структур (международных, подчеркиваю), которые не попали в поле зрения спецслужб развитых государств. Во-вторых, та строка в тексте, где подчеркивается, что ни МВД, ни СНБ Узбекистана не причастны к террористическим актам...
Спрашивается, с какой стати подлым террористам оговаривать неучастие во взрывах силовых ведомств страны, режим которой их не устраивает?
К чему это автор? Да к тому, что не все так просто и однозначно с этим заявлением. Мне, например, доподлинно известно, как некоторые спецслужбы (не будем указывать пальцем) размещают в Интернете явную дезинформацию, которая, обойдя десяток веб-сайтов, как бы автоматически становится "достоверной". Говорю это отнюдь не потому, что хочу априори обвинить узбекские власти в том, что они сами подготовили эти акции, Другое дело, что сегодня власть, возможно, старается подогнать их под изначально выстроенную официальную версию. То есть, "найти" неизвестную ранее (и не обнаруженную позже, заметим) террористическую организацию, на которую и возложить ответственность за происшедшее. Если же быть предельно откровенным, стоит сказать: переложить ответственность...
Именно переложить, поскольку независимое расследование причин недавней трагедии, проводимое по сей день некоторыми журналистами и незарегистрированными оппозиционными политическими партиями ("Озод дехконлар", например), позволяют с высокой степенью достоверности констатировать, что действия власти и стали тем детонатором, что взорвал человеческое терпение, унеся и жизни людей...
Постараюсь по возможности аргументировано мотивировать сказанное. Бытует расхожее и неоднократно озвученное мнение, что жесткая политика Ислама Каримова в отношении экстремистов от политизированного и агрессивного ислама (простите за каламбур) - это чуть ли не последний бастион, препятствующий расползанию по миру мрачного средневековья. Данная точка зрения, судя по последнему визиту узбекского лидера в Москву, вполне приемлема и для России, энергично и усиленно вгоняющей отечественную демократию в прокрустово ложе гэбэшного видения.
Верна ли она? Боюсь, что нет по определению. Скорее, напротив, именно эта политика, направленная, в первую очередь на усиление влияния чиновников всех уровней на жизнь простого человека, вкупе с произволом милиции, прокуратуры, СНБ, беспринципностью судебной системы, и создают предпосылки для недовольства граждан. Того недовольства, которое не может быть высказано легитимно. (В Узбекистане, например, до сих пор запрещены митинги и шествия, кроме тех, что инициированы самой властью). Здесь не зарегистрирована ни одна действительно оппозиционная партия. Я уж не говорю о безликих и беззубых средствах массовой информации, поскольку о них написано слишком много.
Другой момент. После массовых беспорядков в Ферганской долине осенью 1998 года, последовавших вслед за тем взрывов в Ташкенте, Баткенской и Сурхандарьинской локальных баталиях, в республике прошли массовые аресты граждан, якобы причастных к международным террористическим организациям, ставящим своей целью свержение светской власти в Узбекистане. Как-то один из теперь уже бывших областных прокуроров рассказывал, как его заставляли фабриковать дела на так называемых "идушников" и вахаббитов. Откровенничал, правда, после увольнения по причине незаконного возбуждения уголовных дел: "Но это же они меня заставляли"...
В тюрьмы отправлялись не только замеченные или заподозренные в излишней религиозности, но и те, кто эту религию изучал. В местах заключения, например, до сих пор находится человек, чья кандидатская диссертация была посвящена экстремистским исламским течениям. Доводы о том, что литература, найденная у него в квартире, необходима была для изучения проблемы, действия на правоприменительные структуры и судей не возымели. Интеллигент в третьем поколении, умница, он получил четырнадцать лет лишения свободы...
Но и это не все. В Узбекистане сегодня фактически нет и экономических свобод. Люди панически боятся открывать собственное дело, зная не понаслышке, как легко по совершенно надуманным обвинениям в нанесении экономического ущерба государству, угодить за решетку на многие годы. Задраенные границы, отлов собственных граждан, несущих из-за кордона две бутылки растительного масла, - это тоже нынешние узбекские реалии.
И, конечно же, глобальная коррупция, сделавшая Узбекистан бесперспективным с точки реализации действительно существующего экономического потенциала страны. Коррупция, разъевшая госаппарат, все его звенья и конструкции. Донельзя, до предела...
А теперь предлагаю вопрос на засыпку: может ли подобная власть, режим, если говорить откровенно, быть бастионом на пути любых форм экстремизма? Нет и еще раз нет. Напротив, (прошу прощения за повтор) этот режим способствует расцвету не только недовольства населения в целом, но и отдельных его реакционных групп, в частности.
Да, можно списать все проблемы на неизвестные прежде и не обнаруженные позднее международные террористические организации, обвинив их во всех смертных грехах, списав при этом свои. Но выход ли это из положения? Будет ли подобный подход гарантировать стабильность в стране, станет ли он панацеей от вероятных в будущем акций протеста или поистине террористических актов со множеством невинных жертв?
Тем, кто живет в Узбекистане, тем, кто знает, что действительно происходит в этой стране, тем, кто ежедневно сталкивается с ее реалиями, ответы на обозначенные вопросы очевидны...
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |