Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
14 – 20.04.2004. Российские Вести №14
Девлет Озоди
Внутренняя политика Таджикистана будет определять внешнюю
Оживление внешнеполитической активности режима Эмомали Рахмонова на "западном" направлении, судя по всему, преследует несколько задач. Все они связаны с его стремлением не допустить "нежелательных" внутриполитических изменений.
Как стало известно, объединенная таджикская оппозиция собирается вновь создать единую коалицию, как это было в годы гражданской войны в 1992 - 1997 годах. В ее состав войдут Партия исламского возрождения, Социал-демократическая партия, Демократическая партия Таджикистана и Социалистическая партия. В преддверии намеченных на февраль 2005 года парламентских выборов оппозиция ставит цель нанести поражение президентской Народной демократической партии, обладающей 65% голосов в парламенте и, таким образом, получив большинство в парламенте, создать уже системную политическую оппозицию Эмомали Рахмонову.
Для его противников все очевиднее становится невозможность борьбы с установленным режимом поодиночке, так как административный ресурс, находящийся в руках главы государства, стал грозным оружием в борьбе с политическими противниками. На этом фоне становится понятно, почему президент Таджикистана обратился к внешнему фактору, разыгрывая известную уже по другим центральноазиатским примерам формулу игры на противоречиях Москвы и Вашингтона.
Еще три года назад, в 2001 году, американский политолог Фиона Хилл предсказывала: "В ближайшие два года Кавказ и Центральная Азия могут стать зонами острого соперничества, похожими на Ближний Восток или Северо-Восточную Азию". Касаясь американской внешней политики в регионе, американский специалист Стефан Блэнк отмечал, что "цель США, заключающаяся в безоговорочной интеграции этих (кавказских и центральноазиатских) государств экономически, политически и в военном отношении в западную государственную систему, может поставить их в самый центр международного соперничества с Россией". В конкретном выражении это означает лишь одно: российская военная база в Таджикистане будет существовать лишь при наличии равновеликого участия США в таджикских делах. Сам Эмомали Рахмонов не прочь, чтобы подобная схема существовала и дальше, а он мог бы использовать противоречия между Вашингтоном и Москвой для укрепления собственной власти.
Весьма примечательным стали вполне миролюбивые слова посла США в Душанбе Роберта Хоугленда, который в одном из интервью местным корреспондентам заявил: "Таджикско-американские отношения находятся на хорошем уровне и продолжают развиваться во многих направлениях. Таджикистан продолжает оставаться сильным и надежным партнером США в войне против терроризма. РТ решительно поддерживает стабильность в Афганистане, и мы продолжаем обсуждать пути, которыми она сможет способствовать дальнейшей стабилизации".
Следует иметь в виду, что буквально в это же время Вашингтон и все Евроатлантическое сообщество довольно жестко осуждают президента Узбекистана Ислама Каримова за его внутреннюю политику, хотя глава Таджикистана использует практически аналогичные методы борьбы с политической оппозицией. Более того, отказав в экономическом сотрудничестве Узбекистану за репрессивные действия установленного там режима, международное сообщество весьма благосклонно начало относиться к режиму Рахмонова.
Недавний визит в Душанбе регионального директора Всемирного банка Дениса де Трея и его встреча с таджикским президентом были положительно оценены властями страны. Не исключено, что накануне выборов в местный парламент в феврале 2005 года Запад хотел бы добиться от Рахмонова смягчения нажима на оппозицию и предоставляет ему некий аванс. Со своей стороны Россия также "авансировала" таджикского президента, выдав ему бывшего министра МВД Якуба Салимова, обвиняемого в измене родине в форме участия в мятеже, при условии, что он не будет казнен. Таким образом, Рахмонов пока получает все, что хочет, но будет ли он платить по векселям? Ответ на этот вопрос будет известен уже скоро.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |