Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
06.-5.2004 г., Русский журнал
Беседовал Максим Момот
По словам грузинского премьера Зураба Жвания, центральные власти пришли в Аджарию "для любви". Неожиданно быстрое и радикальное решение аджарской проблемы новым президентом Грузии, до конца непонятная роль российской дипломатии в этом процессе, а также перспективы двух других сепаратистских анклавов - Абхазии и Южной Осетии - находятся сегодня в центре внимания экспертов.
"Абашидзе совершил ту же ошибку, что и Горбачев, - отказался вовремя уйти в отставку и провести выборы для легитимации своей власти, - отметил в комментарии РЖ Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ. - Горбачев не пошел на всенародные выборы президента СССР, его избирал Верховный Совет, поэтому в легитимности он уступал Ельцину". Неспособность бывшего президента Шеварднадзе решить Аджарскую проблему эксперт объясняет все тем же недостатком легитимности в конце его правления. В начале же своего президентства Шеварднадзе, по всей видимости, был рад и тому, что было.
В качестве приоритета для России в сложившейся ситуации вокруг Аджарии Владимир Жарихин называет сохранение стабильности в данном регионе Закавказья. "Стабильность там благоприятно сказывается на урегулировании в Чечне, Грузия не должна стать тыловой базой чеченского сепаратизма, - поясняет эксперт. - Это посчитали более важным, чем усиление позиций ставленника США Саакашвили".
Положение в двух других мятежных провинциях Грузии - Абхазии и Южной Осетии - менее благоприятно для их реинтеграции по аджарскому сценарию. "Саакашвили прав, когда говорит, что в Аджарии живут грузины, исламский фактор там не работает, - считает Владимир Жарихин. - Осетины - другой народ, православный, он связан с Северной Осетией, хотя их и разделяет горный хребет". В Абхазии живут абхазцы, также имеющие с Грузией не много общего. "Мы мало знаем о самочувствии абхазского общества и его отношении к абхазским властям, - говорит собеседник РЖ. - Оппозиция там – это ветераны войны 1993 года, которые настроены к Тбилиси еще более непримиримо. Сегодня Сухуми по крайней мере идёт на переговоры".
Россия будет препятствовать силовому решению абхазской проблемы. "Российские войска находятся на линии разделения сторон по миротворческому мандату СНГ, - подчеркивает Владимир Жарихин. - Чтобы силовым образом решить проблему, Грузии придется вступить с ними в контакт". Впрочем, еще при Шеварднадзе было достигнуто соглашение, согласно которому мандат миротворческого контингента СНГ не продлевается, а ликвидируется по просьбе одной из сторон. Индикатором намерений Тбилиси по отношению к Абхазии станет обращение к России с такой просьбой.
"Здесь совпали два фактора. Во-первых, высокая легитимность новой грузинской власти, рациональное желание Саакашвили в период медового месяца президентства показать зримый успех, - говорит Борис Макаренко, первый заместитель генерального директора "Центра политических технологий", оценивая последние события в Грузии. - Во-вторых, разложился сам режим Абашидзе". Насилия при этом удалось избежать во многом благодаря позиции России, для которой подобный вариант развития событий был неприемлем, она не хотела быть втянутой в конфликт. Абашидзе, видимо, не доверяет гарантиям безопасности со стороны Тбилиси и потому предпочел вылететь в Москву вместе с Игорем Ивановым. "Иванов превращается в вестника смерти для грузинских режимов", - подчеркивает Борис Макаренко. После беседы с ним в отставку ушел и Шеварднадзе.
Однако Аджария – самая лёгкая проблема. По мнению эксперта, "это была фронда, а не откол". Автономия не заявляла о выходе из состава Грузии, не было беженцев. В Абхазии же местное население не желает возврата грузинских беженцев - придется отдавать имущество. "О мирном присоединении Абхазии и Южной Осетии не может быть и речи, - считает Борис Макаренко, - военный конфликт для России здесь ещё более неприемлем". Даже с самим Абашидзе не всё ещё ясно. "Если грузинские власти, устанавливая контроль над Аджарией, перегнут палку, то для местной элиты может оказаться востребованным Абашидзе или его сын", - говорит эксперт.
"Мы живём в эпоху тайной дипломатии, существуют определённые договорённости, не зря президент Путин часто разговаривает с президентом Бушем, их разговоры носят вполне конкретный характер, - считает Сергей Ознобищев, начальник Организационно-аналитического управления РАН, директор Института стратегических оценок. - Вопрос в том, в какие сроки и по каким сценариям будет проходить дальнейшее объединение Грузии". Ведь в Абхазии, например, ситуация сложнее, симпатии России на её стороне, имеет значение тот политический капитал, который Россия вложила в Абхазию. Однако важнейшая задача России, на взгляд эксперта, - иметь на своих границах успешно развивающееся, управляемое, дружественное государство, каким Грузия при Саакашвили имеет шанс стать. Более централизованный способ принятия решений в постельцинской России также благоприятствует проведению эффективной политики в этом направлении.
Модест Колеров, главный редактор ИА Regnum, в интервью РЖ отметил, что роль России в решении аджарской проблемы фактически сводилась к роли врача, который фиксирует течение болезни. Российский МИД мог предотвратить лишь осуществление наиболее кровавого сценария. Россия способствовала мирному решению проблемы, поскольку долгосрочная сепаратистская политика Аджарии угрожала интересам союзника России - Армении. Она зависит от грузинского транзита, так как со стороны Турции и Азербайджана республика блокирована.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |