Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10-17.05.2004. «Белорусский рынок»
Татьяна Маненок
Беларусь, Украина и Латвия прорабатывают возможность организации нового нефтяного маршрута в обход России. Речь идет о создании нефтетранспортного коридора Одесса — Броды — Мозырь — Полоцк — Вентспилс. Новый маршрут позволит поставлять нефтяное сырье для переработки на белорусские НПЗ, а также осуществлять транзитные поставки через территорию Латвии. Пока обсуждается возможность поставки по новой схеме 10 млн. т нефти. Как сообщает ПРАЙМ- ТАСС, соответствующий протокол о намерениях подписали в Минске 26 апреля концерн “Белнефтехим”, латвийский нефтетранспортный оператор ООО “ЛатРосТранс”, министерство сообщения Латвии, ОАО “Укртранснафта” и киевское ОАО “Институт транспорта нефти”.
Предполагается создание участка нефтепровода, который бы соединил украинский трубопровод Одесса — Броды с белорусскими магистральными нефтепроводами. Стороны договорились, что предварительный вариант технико-экономического обоснования организации поставки нефти по этому маршруту будет подготовлен к 20 мая. Для реализации проекта нужно перекачать нефть от города Броды (Украина, Львовская область) до белорусского Мозыря, где находится нефтеперерабатывающий завод. В принципе, этот вариант возможен. Трубопровод Мозырь — Броды состоит из двух ниток, и пока они загружены не полностью. Поэтому эксперты не исключают, что весь объем транзита российской нефти может быть переведен на одну нитку трубопровода, чтобы вторую использовать в реверсном (обратном) направлении для прокачки сырья из Бродов в Мозырь на Мозырский НПЗ.
Однако при этом специалисты подчеркивают, что данная схема потребует не только детальной технической проработки, но и обязательного уточнения. Ожидается, что в будущем году заработает проект “Дружба” — Адрия. Это означает, что увеличится и загрузка трубопровода Мозырь — Броды. Далее участникам проекта предстоит найти решение относительно продолжения трубопроводной системы до Вентспилсского порта. Специалисты говорят, что теоретически эта проблема решаема. Для этого нужно построить “трубу” от гомельской “Дружбы” до новополоцкой. Это расстояние, по оценкам, составляет 220-230 км.
Что касается украинского нефтепровода Одесса — Броды, то пока он остается неработающим. Первая его очередь длиной 674 км сдана в эксплуатацию в мае 2002 г. Пропускная способность — 9-14,5 млн. т нефти в год. Предусматривается также расширение мощности нефтепровода до 40-45 млн. т в год для поставок каспийской нефти в Европу. История, связанная с реализацией Украиной масштабного проекта транзитных поставок каспийской нефти в европейском направлении, длится уже несколько лет. Украинское правительство приложило огромные усилия для того, чтобы проект Одесса — Броды заработал. Интерес нему проявили несколько крупных нефтяных компаний, таких, как Shell, ChevronTexaco и ExxonMobil, которые занимаются разработкой месторождений на Каспии.
Однако пока ни одна транснациональная корпорация официально не заявила о своем участии в эксплуатации нефтепровода. Осторожность иностранцев, по мнению экспертов, связана со строительством альтернативного нефтепровода по транспортировке каспийской нефти Баку — Тбилиси — Джейхан. Специалисты расценивают данный маршрут как конкурентный нефтепроводу Одесса — Броды. Российские эксперты обращают внимание на то, что добыча в Каспийском регионе очень дорогая, ведется на глубоководных шельфах и куда дешевле покупать сырье в России или в Саудовской Аравии, где его гораздо больше и, главное, оно там дешевле.
Украина предпринимает попытки загрузить нефтепровод. Большие надежды возлагаются на сотрудничество с российскими компаниями, в частности с “ЛУКОЙЛом”, “Сургутнефтегазом” и “Сибнефтью”, — упомянутым компаниям предлагалось участвовать в транспортировке нефти по этому маршруту. Но российские нефтяники обратились к украинской стороне с контрпредложением: провести временный реверс трубопровода и использовать его в обратном направлении — качать нефть из “Дружбы” в порт Южный с последующим экспортом через Босфор и Дарданеллы. При этом российские нефтяники отмечали, что данная схема может работать во временном варианте. То есть до тех пор, пока Украина не найдет поставщиков каспийской нефти для заполнения трубопровода. На реализации этого проекта Украина могла бы заработать порядка 90 млн. USD.
Для оценки возможности запуска нефти в “обратную сторону” украинское правительство привлекло американскую компанию Energy Solutions, которая пришла к выводу, что реверсное использование трубопровода в данной ситуации является единственным экономически выгодным. Что же касается нефти, то ее согласилась предоставить российская ТНК-ВР на условиях товарного кредита. Однако решение не было принято. Некоторые представители американских кругов посчитали этот маршрут серьезным конкурентом нефтяного маршрута Баку — Тбилиси — Джейхан. А украинские депутаты усмотрели в поставках российской нефти угрозу “европейскому вектору развития Украины”.
В результате после длительных дискуссий украинский кабинет министров 4 февраля этого года принял решение о нецелесообразности использования нефтепровода Одесса — Броды в реверсном режиме. Ранее Украина договорилась с Польшей продлить нефтепровод Одесса — Броды до польского города Плоцк, который соединен трубопроводом с морским портом Гданьск, что позволило бы поставлять нефть в другие страны Восточной Европы и в Скандинавию. Однако в конце апреля на совместной пресс-конференции с президентом Грузии Михаилом Саакашвили президент Украины Леонид Кучма критически оценил действия Польши и Евросоюза относительно реализации проекта по использованию нефтепровода Одесса — Броды для транзита нефти в Европу. По его словам, Польша ничего не сделала для того, чтобы продолжить нефтепровод от Бродов. Л. Кучма также заметил, что Евросоюз обещает выделить на реализацию проекта 3 млн. EUR, но пока это “лишь на бумаге”. “На сегодня нет предложений от той стороны, которая хочет продать нефть, и ни одного предложения нет от тех, кто эту нефть хочет купить”, — признался Л. Кучма. “Это — тупиковый вариант для Украины”, — констатировал украинский президент. И добавил, что в вопросе использования нефтепровода Одесса — Броды “превалируют политические оценки, а не экономические расчеты”.
А в начале мая, отвечая на вопросы журналистов, Л. Кучма заявил, что транспортировка нефти из Каспийского региона по нефтепроводу Одесса — Броды является маловероятной и будет убыточной. Поэтому Украине необходимо возвратиться к вопросу работы нефтепровода для транспортировки российской нефти из Бродов в Одессу. Комментируя сделанное накануне помощником заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии Стивеном Пайфером заявление о том, что реверс Одесса — Броды лишит Украину нефтетранспортного бизнеса, Л. Кучма выразил сомнение в реальной заинтересованности США в нефтепроводе. “Если бы США и их компании были по-настоящему заинтересованы нефтепроводом, то они давно бы пришли к правительству и предложили: давайте мы возьмем его в аренду или в концессию”, — сказал президент Украины. Он подчеркнул, что если сейчас не пустить российскую нефть из Бродов в Одессу, то она пойдет другими путями. “Сегодня активно теми же США финансируется строительство терминала в Мурманске в России. И потом наша труба вообще никому не будет нужна. Можно будет списывать на металлолом”, — добавил Л. Кучма.
Проект поставок нефти в Беларусь по новому украинскому нефтепроводу Одесса — Броды и действующей нефтесистеме “Дружба” позволит Минску получить дополнительный к российскому маршрут снабжения энергоресурсами, — сказал на минувшей неделе агентству ИТАР-ТАСС советник уполномоченного Украины по развитию Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора Михаил Гончар. Он отметил, что 9 лет назад по заказу Беларуси уже выполнялось исследование возможности поставок нефти в страну по тогда еще проектировавшемуся нефтепроводу Одесса — Броды. “Тогда экономика проекта работала, но необходимо адаптировать его к современной ситуации, к тому же планируемые объемы поставок нефти сейчас скромнее”, — отметил М. Гончар.
Представители белорусской стороны пока очень сдержанны в оценках. Первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко в интервью ПРАЙМ-ТАСС отметил, что интерес Беларуси к украинско-польскому проекту развития нефтепровода Одесса — Броды на данном этапе не связан с возможностью диверсификации поставок нефти. “В перспективе, когда, может быть, Россия на внутреннем рынке и для Беларуси начнет применять мировые цены, тогда этот нефтепровод может быть альтернативой. Но, зная стратегию России до 2020 года по добыче нефти, по поставкам и переработке нефти, я думаю, что эта перспектива не очень близка. Мы интересуемся этим проектом, поскольку не можем не придавать значения тому, что происходит рядом с нами”, — дипломатично заметил первый вице-премьер. При этом он заговорил о ценовом факторе как определяющем при поставках нефти в страну. “Сейчас российская нефть нам обходится значительно дешевле, а в случае поставок по нефтепроводу Одесса — Броды цены будут мировыми — это же понятно”, — сказал В. Семашко.
Особую заинтересованность в проекте проявляет Латвия. Ее интерес очевиден: порт Вентспилс с 1 января 2003 г. практически прекратил перевалку нефти из-за отсутствия поставок со стороны российской “Транснефти”. Между тем сейчас на Вентспилс проложены трубопроводы для нефти и нефтепродуктов из Полоцка. Но еще в 2002 г. Россия стала снижать экспортные поставки нефти по трубопроводу, а в прошлом году они прекратились совсем. В этом году поставки нефти по этому трубопроводу вряд ли возобновятся. Поэтому сейчас терминал Ventspils nafta старается компенсировать их доставкой нефти по железной дороге.
Если проект Одесса — Броды — Вентспилс заинтересованным участникам удастся реализовать, это означает, что в определенной степени будет воплощена в жизнь идея Черноморско-Балтийского коллектора, которую белорусская оппозиция предлагала в 1992 г. в качестве избавления Беларуси от энергетической зависимости от России. Тогда Беларусь, Украина, страны Балтии и Польша обсуждали возможность выхода на рынок нефти на Черном и Балтийском морях. Предполагалось создать соответствующую инфраструктуру, которая бы позволяла получать нефть из России, Балтии и Черного моря. Однако в то время эта идея была похоронена в угоду политической конъюнктуре.
По данным “БР”, в начале 2002 г. Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси при участии МИДа изучало предложения ряда североевропейских банков и фирм по строительству через территорию Беларуси участка Балтийско-Черноморского коллектора. Однако дальше обсуждения грандиозного проекта дело не пошло. Эксперты считают, что строительство нефтепровода Одесса — Броды — Вентспилс позволит Беларуси получать дополнительные доходы от транзита и иметь диверсифицированные поставки стратегического сырья. Удастся ли реализовать этот проект, пока неясно. Сейчас многое будет зависеть не только от политической настроенности трех государств, заинтересованных в новом маршруте. Очень важной окажется способность участников привлечь финансовые ресурсы для его реализации. Нужно также иметь в виду, что вокруг данного проекта сфокусированы интересы серьезных игроков нефтяного рынка, которые в определенной степени конкурируют между собой. Этот факт во многом усложняет решение задачи.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |