Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О некоторых проблемах российско-молдавского сотрудничества в области энергетики

Геннадий Коненко

Как известно, в Молдавии практически нет собственных энергоресурсов. Все потребности в энергоносителях страна покрывает за счет импорта. С каждым годом  эти потребности растут. В 2003 г. импорт электроэнергии увеличился в 1,8 раза, угля – 1,7 раза, природного и сжиженного газа вырос на 14% и 13% соответственно, дизельного топлива – на 14%, автобензина – на 22,5%.

В общем объеме импорта (1,3 млрд. долл. США) энергоносители составили 21%, а по статье «Минеральное сырье» - 96,3%.

Более 70% поставляемых в Молдову энергоресурсов приходится на Россию, остальные потребности покрываются за счет импорта из Украины (уголь, нефтепродукты, электроэнергия), Румынии (нефтепродукты), а также Белоруссии и др. стран СНГ (нефтепродукты, твердое топливо, природный газ).

На седьмом заседании Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Молдова в июне 2003 г. было отмечено, что Россия выполнила свои обязательства по поставкам газа в Молдавию в 2002 г. Всего в страну было поставлено около 2,4 млрд. кубометров природного газа, хотя за ней числилась весьма большая задолженность, накопившаяся из старых долгов и в результате неполной оплаты за поставки 2002 г.

Несмотря на это обстоятельство, Москва, принимая во внимание тяжелое состояние молдавской экономики, продолжала экспортировать в Молдову природный газ и другие энергоносители. За 2003 г. Кишинев получил 2,3 млрд. кубов газа, а долг РМ, включая Приднестровье, вырос с почти 1023,5 млн. долл. США  (на 1 января 2002 г.) до 1218 млн. (на 1 февраля 2004 г.). На 1 марта 2004 г. он уже достиг 1223,8 млн. долл. Долговые обязательства самой Молдовы составили почти 297 млн. долл. США, задолженность Приднестровья – более 921 млн. долларов.

Происходит постепенное нарастание долга. Пока самый лучший результат по погашению молдавской задолженности был зафиксирован по итогам 2003 г., когда уровень оплаты «газового» долга достиг 85%, о чем сообщил в ходе своего рабочего визита в Кишинев в апреле с.г. заместитель председателя Административного совета ОАО «Газпром» А.Рязанов.

Закупочная цена на российский газ сегодня составляет 80 долл. США за 1000 кубов (установлена Соглашением между «Газпромом» и правительством РМ от 29 ноября 2001 г.), а средняя внутренняя цена – чуть более 75,6 долларов. Молдаване, ссылаясь на то, что Россия поставляет газ в ряд стран СНГ по более низкой цене, в Грузию, например, ставит вопрос о пересмотре экспортной цены газа и для Молдавии. Правда, они «забывают», что транзит газа через молдавскую территорию обходится России в 2,5 долл. США (за 1000 кубов на расстояние в 100 км), тогда как по территории других стран СНГ - только в 1,5 долл. Кишинев ежегодно получает примерно 50 млн. долл. за прокачку по своей территории российского газа, предназначенного на экспорт в третьи страны.

И опять же Россия пошла, в известной степени, навстречу пожеланиям Кишинева. В 2002-2004 гг. цена за поставляемый российский газ, оплачиваемый ежемесячно, определена в 60 долл. США за 1000 куб. м. На оставшуюся часть стоимости поставляемого в этот период газа (20 долл. за 1 тысячу кубов) «Газпром» предоставил отсрочку платежа на 3 года с оформлением в долг АО «Молдова-газ». 

Главными должниками являются в основном предприятия топливно-энергетического комплекса, в то время как оплата потребления газа населением приближается к 100% отметке.

В соответствии с Протоколом седьмого заседания Межправительственной экономической комиссии от 27 июня 2003 г. была создана специальная смешанная группа по сверке расчетов за газ, которая сразу же приступила к своей работе. Представителям Кишинева на том же заседании были переданы наши предложения по урегулированию образовавшейся  задолженности.

Вообще, российская сторона неоднократно предлагала Молдове различные варианты погашения ее долгов перед Россией.  В феврале 2000 г. были подписаны соглашения об урегулировании задолженности за 1997 г. Правительством РМ были выпущены векселя на сумму в 90 млн. долл. США, погашение которых должно было начаться с января 2002 г. Однако до настоящего времени выплат молдавской стороной по этим векселям так и не производилось. Пени за просрочку платежей приблизились к 50 млн. долл. (на 1 января 2003 г. было 35 млн.).    

В счет долга «Газпром» приобрел 50% плюс одну акцию АО «Молдова-газ», ставшее совместным российско-молдавским предприятием, в собственность которого перешла государственная система газопроводов Молдавии. В марте 2003 г. «Газпром» подписал с правительством РМ протокол, который предусматривал возможность передачи российской газовой компании в счет долга ряда предприятий ТЭК Молдовы – кишиневских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, электроподстанции «Вулканешты», ЛЭП- 400 кВт, а также оставшихся у государства 35% акций «Молдова-газ».

Эти предложения нашли отражение также и в Протоколе седьмого заседания Межправительственной комиссии от 27 июня 2003 г.

К этому времени, по словам вице-председателя «Газпрома» А.Рязанова, сложилась весьма опасная ситуация с оплатой поставок газа из России, работа совместного предприятия «Молдова-газ» становилась убыточной, а потери газа стали достигать 40%.

Но в августе 2003 г. премьер-министр РМ В.Тарлев заявил, что правительство не может пойти на это, ибо Всемирный банк и Международный валютный фонд рекомендовали ему проводить последующую приватизацию (продажу) госсобственности за деньги, а не в счет долгов. 

 Интересная постановка вопроса: Молдова потребляет российский газ, имеет задолженность перед Россией, и не малую, но когда приходит пора рассчитываться, так возникают «рекомендации» международных финансовых институтов.

Любопытно также то, что Кишинев до сих пор не выполнил необходимых процедур по вступлению в силу подписанного с «Газпромом» соглашения от 29 ноября 2001 г., которое является на сегодня основным документом, определяющим параметры российско-молдавского сотрудничества в газовой области. А «ларчик, как кажется, просто открывается» - такое положение позволяет правительству РМ оттягивать выполнение его финансовых обязательств, например, по упомянутым выше векселям на 90 млн. долл. и т.д. и т.п.

Тем не менее, молдаване продолжают настаивать на снижении цены на российский газ; обращаются к России с просьбой об увеличении объемов транзита газа через территорию РМ за пределы СНГ, об организации транзита газа через российскую территорию в Молдову и далее в Европу из Узбекистана, Казахстана и Туркмении, об участии «Газпрома» в качестве инвестора в строительстве газопроводов «Кишинев-Каушаны», а также «Дрокия-Унгены-Яссы». В отношении последнего маршрута замминистра энергетики РМ Ф.Вырлан заявил, что этот газопровод поможет газифицировать прилегающие молдавские и румынские населенные пункты и увеличить объемы газовых поставок в Румынию.

А как будет Молдавия расплачиваться, остается неясным. Ведь не решение же вопроса предлагаемый Кишиневом вариант оплаты долгов поставками овощей, фруктов и продукции виноделия. Уже сейчас почти 70% всего винно-коньячного производства РМ идет в Россию. Аналогичная картина и с экспортной продукцией сельского хозяйства  Молдовы.

Сотрудничество между РФ и РМ в области электроэнергетики развивается примерно по тому же сценарию, что и в газовой области.

Анализируя состояние российско-молдавских отношений, в том числе в энергетике, нельзя не сказать, что, пришедшие к власти в Молдове в феврале 2001 г. коммунисты сумели убедить российское руководство, не без активной помощи тогдашнего посла РФ в Кишиневе, в своем стремлении установить и развивать с Россией т.н. стратегическое партнерство. Москва в ответ предпринимает ряд конкретных политических и экономических мер, направленных на укрепление установившегося в республике режима. В частности, Молдавии были предоставлены определенные льготы как в топливно-энергетической сфере, так и в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве в целом. Была произведена реструктуризация государственного долга Молдавии, который страна начнет выплачивать только с 2005 г. В ноябре 2003 г. вступил в силу подписанный между РФ и РМ Протокол о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли, который усиленно лоббировала молдавская сторона во всех российских инстанциях. Речь идет о таких товарах, как сахар, табак и табачные изделия, спирт. Практически ежегодно молдавским экспортерам предоставлялась дополнительная квота на ввоз в Россию сахара (от 36 тыс. до 100 тыс. тонн).

В апреле 2002 г. РАО «ЕЭС России» по договоренности с Украиной (транзит электроэнергии из России в Молдавию и третьи страны осуществляется через украинские электросети) приняло решение о поставках электроэнергии  в Молдавию по льготной цене – 2,35 центов США за 1 кВт/ч., что значительно ниже цены, по которой стране ранее отпускали электроэнергию соседние Украина и Румыния, или внутренний иностранный поставщик – испанская компания «Унион Феноса».

Внутренний тариф на электроэнергию в госэнергопредприятиях Молдовы равняется в настоящее время 0,7 молдавского лея или около 5,4 цента США, а в частном секторе, т.е. у «Унион Феноса» - 0,78 лея или примерно 6 центов.

Предложенная РАО ЕЭС цена позволила правительству РМ получить существенный дополнительный доход (Молдова экономит на каждом кВт/ 11,3%) и частично направить сэкономленные средства на модернизацию предприятий ТЭК, в т.ч. Северных и Северо-западных распределительных сетей.

. Объем поставленной в 2003 г в Молдову электроэнергии, по данным РАО ЕЭС, составил 870 млн. кВт/ч (в 2002 г. – более 440,2 млн. кВт/ч). По нашим подсчетам, разница между российской экспортной ценой и внутренней отпускной ценой дает правительству РМ возможность получать дополнительно в год сумму, превышающую 2 млн. долл. США. Вдобавок, РАО ЕЭС было вынуждено заявить Кишиневу протест в связи с тем, что предприимчивые молдавские энергетики стали реэкспортировать нашу электроэнергию в Румынию, но, естественно, по более высокой цене, получая двойную от этого выгоду.  

Казалось бы, двустороннее сотрудничество между РФ и РМ в энергетике развивалось к обоюдной выгоде. Однако молдавское руководство начинает все больше поворачиваться в сторону Запада. Европейская интеграция провозглашается приоритетным направлением внешней политики Молдовы. В деле приднестровского урегулирования Кишинев все больше прислушивается к США, ЕС и ОБСЕ.

Президент РМ В.Воронин отказывается от рассмотрения подготовленного проекта совместного заявления о ведущей роли России в осуществлении военно-гарантийных функций по обеспечению будущего объединения страны. Затем он отказывается от согласованного с Тирасполем и Москвой российского плана решения приднестровской проблемы и воссоединения Молдавии. О стратегическом партнерстве с Россией в Кишиневе, похоже, уже забыли.

Все чаще среди представителей руководства страны и чиновников высокого ранга звучат рассуждения о необходимости ослабления зависимости Молдовы от России, в т.ч. и в экономической области.

На практике это выразилось в том, что Кишинев «забыл» об обещании передать в российскую собственность некоторые предприятия энергетического комплекса в счет погашения долгов, стал всячески затягивать приватизацию российскими инвесторами других объектов, объявил о возможности непризнании приобретения  представителями российского бизнеса ряда предприятий в Приднестровье.

Последний пример, связанный с продажей Северных и Северо-западных энергосетей, лишний раз подтверждает эту линию. Тендер по приватизации этих госпредприятий не состоялся, т.к. другой претендент на них, кроме РАО ЕЭС, американская компания АЕS “Silk Road” свою заявку  на участие в торгах по неизвестным причинам отозвала. Власти в этом случае могли провести отдельные переговоры с российским холдингом на предмет прямой продажи ему упомянутых объектов, как это допускается молдавским законодательством, но сделано этого не было.

Известно, что в марте с.г. в Кишиневе на заседании Коллегии министерства энергетики РМ, на котором присутствовал президент В.Воронин, речь вновь шла об укреплении энергетической независимости страны, рассматривались вопросы о строительстве новых электростанций и теплоцентралей, за счет которых правительство рассчитывает обеспечить собственные потребности в электроэнергии и даже выйти на региональный энергорынок в ЮВЕ. Именно на эти цели Всемирный банк предоставил Молдове кредит на 35 млн. долл. США сразу же после ее отказа подписать российский документ по урегулированию приднестровской проблемы.

Премьер-министр РМ В.Тарлев якобы дал указание о подготовке документов к новому конкурсу, который может быть проведен еще в этом году. Но, учитывая появившиеся в молдавских СМИ публикации, включая пространное интервью министра энергетики Я.Тимчука, где авторы высказываются против продажи распределительных сетей иностранцам, за сохранение контрольного пакета акций за государством, где подчеркивается, что Северные и Северо-западные распределительные компании в последние годы и без приватизации работают стабильно и с прибылью, можно предположить, что, если торги все же состоятся, то условия продажи сетей, вряд ли, будут прежними (75% плюс одна акция). Министр в своем интервью, конечно, не стал уточнять, что эти компании смогли добиться хороших качественных и финансовых показателей при более низких тарифах, чем  Центральные и Южные сети, принадлежащие «Унион Фенеса», благодаря льготной цене на российскую электроэнергию, поставляемую в Молдову РАО ЕЭС.

Что касается деятельности в Молдавии российской нефтяной компании «ЛУКойл», то пока крупных проблем у нее здесь не было, если не считать отдельных обвинений в завышении цен на поставляемое горючее. В настоящее время филиал «ЛУКойл-Молдова» владеет здесь 5 нефтебазами, 9 станциями техобслуживания и 62 автозаправочными станциями. В 2004 г. компания рассчитывает довести число АТС до 100 единиц.

Хотелось бы сказать о неудавшейся попытке «Газпрома» и РАО ЕЭС приобрести крупнейшую в Европе Молдавскую ГРЭС, расположенную в Приднестровье. В конце 2003 г. в Тирасполе состоялся аукцион по продаже 100% акций этого предприятия, имеющего, по мнению специалистов, стратегическое значение для региона. Сегодня на станции по причине устаревшего или пришедшего в негодность оборудования, по некоторым данным, из 12  энергоблоков работают только 2,  которые дают электроэнергию всему Приднестровью и обеспечивают до 30% потребностей Молдовы. Несмотря на участие в аукционе двух российских энергетических гигантов - «Газпрома» и РАО ЕЭС, торги выиграла доселе неизвестная бельгийская фирма «Сэн Гидон инвест», которая предложила приднестровцам за акции МГРЭС на 2,5 млн. долл. США больше, чем определенная ими начальная цена (26,5 млн. долл.). Кроме того, бельгийцы обязались вложить в модернизацию станции 161 млн. долл. вместо предусмотренных условиями тендера 100 миллионов.

Наши покупатели намеревались получить Молдавскую ГРЭС за «газовые» долги Приднестровья, что было, конечно, нереальным делом. Трудно представить, что у российских монополистов не нашлось 200 млн. долл. на двоих, чтобы приобрести станцию и заложить прочную основу для долголетнего сотрудничества с Молдавией, включая Приднестровье,  а также с другими странами Юго-Восточной Европы.

Вот и верь теперь в «прозорливость» и последовательность главы РАО «ЕЭС России» А.Чубайса, который совсем недавно, накануне парламентских выборов в России, настойчиво проповедовал идею «экономического собирания» вокруг Москвы земель, входивших некогда в советское пространство.

Экономическое сотрудничество с Молдавией необходимо развивать и дальше. Вопросов здесь нет. Но хотелось бы надеяться, что российские предприниматели и экономические инстанции РФ, сотрудничающие с Молдавией, до конца разберутся с «двойной» игрой Кишинева, который все больше входит в роль иждивенца. 

Кишинев, по-прежнему рассчитывая на экономическую помощь России, в т.ч. в виде реструктуризации и списания долгов, других льгот и торговых привилегий,  стремясь из совместных проектов с «Газпромом», «ЛУКойлом», РАО ЕЭС и другими российскими инвесторами извлекать, прежде всего, свою выгоду, одновременно ведет линию на скорейшую интеграцию в европейские политические и экономические структуры. В этом не было бы ничего страшного, если бы при этом не игнорировались интересы России и российского бизнеса.

Похоже, что «прозрение» у российских партнеров Молдавии все же наступает. «Газпром» в ноябре 2003 г. сократил поставки газа в Молдову на 30%, а в декабре – на 50% поставки газа кишиневским ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.

По словам министра РМ Я.Тимчука, компании Северных и Северо-западных сетей получили от РАО ЕЭС письма о намерении повысить цену на поставляемую им электроэнергию.

Однако, по нашему мнению, до перевода экономического сотрудничества с Молдовой на взаимовыгодную и прагматическую основу еще довольно далеко. Но реализовать эту задачу следует, как можно, скорее. Этого требуют интересы России.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ