Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Еврожурнал»,
10 мая 2004
Н.Попеску
Кипр интересен для Республики Молдовы сочетанием двух накладывающихся друг на друга процессов - европейской интеграции и урегулирования внутреннего конфликта. При всех очевидных различиях между Кипром и Молдовой, можно сделать несколько релевантных для Молдовы выводов. Итак, каковы уроки, которые мы можем извлечь из случая Кипра?
В 1959 году Кипр обретает независимость от Великобритании. После десятилетия напряженности между греческой и турецкой общинами, греческого государственного переворота в южной части острова и занятия турецкой армией северной части Кипра, в 1974 г. (само-) провозглашается Турецкая Республика Северного Кипра. На протяжении 30 лет усилий по воссоединению не увенчались никакими результатами. Однако присоединение Кипра к ЕС радикально изменило процесс урегулирования конфликта. В 2003/2004 гг. турки-киприоты высказались за быстрое воссоединение, а греки-киприоты - нет. 1 мая 2004 г. греческая часть Кипра (Республика Кипр) присоединилась к ЕС, после чего большинство греческого населения в ходе референдума от 24 апреля отвергло план воссоединения, предложенный ООН и поддержанный ЕС. Парадоксально, но большинство турков-киприотов (65%) проголосовали за воссоединение, а греческая часть, на протяжении всех этих 30 лет стремившаяся к объединению - против. Греки-киприоты решили, что чем позднее состоится воссоединение острова, тем больших уступок они добьются от турков-киприотов.
Из случая Кипра Республика Молдова может извлечь несколько уроков:
1) Расколотое государство может присоединиться к ЕС. Итак, аргумент, что "пока Республика Молдова не решит проблему Приднестровья, вхождение в ЕС невозможно", несостоятелен хотя бы формально. Более того, этот аргумент даже вреден, так как ставит в зависимость от Тирасполя не только процесс приднестровского урегулирования, но и процесс европейской интеграции. Когда в 1997 г. Кипр был приглашен на переговоры по поводу вхождения в ЕС, Брюссель однозначно заявил, что Республика Кипр станет членом Евросоюза, независимо от того, будет преодолен конфликт или нет. Это было сделано с целью укрепления про-объединительной (тогда) позиции греков-киприотов и исключения любых попыток блокирования присоединения к ЕС со стороны турков-киприотов.
2) Ясные и очевидные европейские перспективы какого-либо государства (греческой части Кипра) повышают его привлекательность перед сецессионистской частью населения (турками-киприотами) Чем более ясными и очевидными будут перспективы сближения Молдовы с ЕС, тем больше причин будет у населения сепаратистского региона поддержать возможное воссоединение. Этот аргумент необходимо постоянно озвучивать в ходе диалога Молдовы с ЕС, в том числе в рамках Европейской политики по отношению к новым соседям. Молдова же должна учитывать, что любое ощутимое сближение с ЕС возможно только после демократизации политической жизни, масс-медиа и правящей партии.
3) Важен не столько процесс переговоров с Приднестровьем, сколько внутренние преобразования в Молдове и сближение с ЕС, что со временем может положительно сказаться и на процессе приднестровского урегулирования. Демократизация, реформы и сближение Молдовы с ЕС являются ключами к успеху приднестровского урегулирования.
4) "Никакой спешки": Южный Кипр сосредоточился прежде всего на собственном развитии, и спустя два с лишним десятилетия вернулся за стол переговоров имея более сильную позицию, позволяющую ему в большей степени диктовать условия воссоединения. Благодаря вхождению в ЕС и хорошему экономическому положению на юге, в 2004 г. грекам-киприотам было предоставлено намного больше прав, чем они могли надеяться в 80-х - 90-х гг. В Молдове ситуация обстоит наоборот: Тирасполь диктует условия процесса урегулирования, а Молдове нечего предложить ни населению, ни экономическим агентам Левобережья. Это положение невозможно изменить быстро, но его можно изменить в среднесрочной перспективе. Реформы и демократизация правобережной Молдовы, которые могут состояться в силу ее сближения с ЕС, вкупе с политическим и экономическим (международным) давлением на Приднестровье, со временем могут изменить баланс сил в пользу Кишинева. Пусть не столь явно, как в случае греческого Кипра, Молдова может вернуться спустя 8-10 лет за стол переговоров, имея более солидную позицию. Кроме того, когда утверждается, что без приднестровского урегулирования Молдова не может присоединиться к ЕС, это вовсе не означает, что объединение нужно осуществить как можно скорее и на невыгодных для Кишинева условиях, ведь в любом случае у нас нет шансов быть принятыми в ЕС в нынешнем десятилетии.
5) Экономическое и политическое развитие в условиях разделения возможно. После откола турецкой части в 1974 г., Республика Кипр потеряла 37% территории, 57% побережья и 70% экономического потенциала острова, в том числе 50% предприятий и 73% туристической инфраструктуры. Это был более сильный удар, чем в случае отделения Приднестровья от Молдовы, и все же сегодня ВВП на душу населения на юге Кипра в 2,5 раза выше, чем в турецкой части острова. В будущем существование приднестровского конфликта не должно служить оправданием для состояния молдавской экономики.
Вывод урока "Кипр" состоит в том, что европейская интеграция не является "волшебным средством" ни для каких конфликтов. Однако сближение и возможное присоединение к ЕС могут значительно повлиять на их урегулировании. Это происходит потому, что выгода от политического и экономического сотрудничества с ЕС может изменить положение конфликтующих сторон в пользу признанных государств, будь то Кипр или Молдова. Участие ЕС в решении вопроса молдо-украинской границы или ограничения на въезд для приднестровских лидеров укрепили позицию Молдовы. Новые положительные меры со стороны ЕС по отношению к Молдове возымеют действие и в процессе приднестровского урегулирования. Положительные меры - это не торжественное обещание (впрочем, маловероятное), что Молдова будет принята в ЕС, а конкретные проекты сотрудничества, предусматривающие демократические преобразования в Молдове, будут вознаграждены доступом на "единый рынок" ЕС.
Молдова не присоединится к ЕС как минимум в ближайшие 10-15 лет. Но это время необходимо посвятить внутренним реформам, направленным на две основные цели: на сближение с ЕС и на подготовку политической и экономической базы для воссоединения с Приднестровьем. Греческая часть Кипра решила свои собственные политические и экономические проблемы, и теперь вольна решать, когда и как ей лучше воссоединиться. Как и в случае Кипра, в Молдове ключом к успеху является сближение с ЕС, а оно невозможно без демократизации политической жизни и без экономических реформ.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |