Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

РБК,
5 мая 2004

Казахстан зальет Россию нефтью

Дмитрий Коптюбенко

Растущие аппетиты Астаны в вопросе экспорта нефти могут подтолкнуть "Транснефть" к большей оперативности в строительстве нефтепровода до Мурманска

В конце апреля было получено подтверждение тому, что уже в ближайшее время могут начаться работы по увеличению мощности нефтепровода "Атырау-Самара", по которому казахская нефть поступает в Балтийскую трубопроводную систему и далее поставляется на экспорт. Как сообщил управляющий директор НК "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин, в настоящее время его компания ведет переговоры с "Транснефтью" на этот счет. По мнению экспертов, дополнительные 10 млн т казахской нефти не создадут проблем для "Транснефти", однако если Россия и в дальнейшем захочет влиять на Казахстан, предоставляя ему доступ к своей трубе, ей нужно поторопиться со строительством нефтепровода до Мурманска. Кроме того, рано или поздно ей придется согласиться на строительство транскаспийского трубопровода, который откроет дорогу среднеазиатской нефти в трубопровод Баку-Джейхан и оттуда на американский рынок. Впрочем, некоторые специалисты полагают, что недостаток трубопроводных мощностей может возникнуть еще раньше, в связи с чем они не исключают возможности реанимации экспорта нефти через Вентспилс.

Нефтепровод "Атырау-Самара" – один из основных маршрутов, по которым нефть Казахстана идет на экспорт. Его мощность составляет около 15 млн т нефти в год. 29 апреля на международном форуме "Каспий: политика, экономика, бизнес – 2004" управляющий директор НК "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин сообщил, что его компания прорабатывает совместно с "Транснефтью" вопрос об увеличении его мощности до 20-25 млн т в год. Альтернативным путем сбыта казахской нефти в перспективе мог бы стать проектируемый трубопровод "Баку-Джейхан", до которого она могла бы поставляться через Каспийское море танкерным флотом или по транскаспийскому трубопроводу. Астана склоняется к последнему варианту, однако этот проект не нравится России. В частности, в начале апреля специальный представитель президента России по определению статуса Каспийского моря Виктор Калюжный заявил, что "бесконтрольное строительство транскаспийских магистралей может принести неприятности" – в каспийском регионе наблюдается высокая сейсмическая активность, кроме того, транскаспийские магистрали могут причинить вред биоресурсам и экологии Каспия. Однако ряд специалистов полагают, что основная причина неприятия Россией проекта транскаспийского трубопровода заключается в том, что он позволит Казахстану быть менее зависимым от российской трубы в вопросах экспорта нефти. "Россия хочет привязать к себе Казахстан за счет прокачки его нефти по своей территории", – сказал RBC daily эксперт ИГ "Антанта-Капитал" Александр Блохин.

В этих условиях факт переговоров между "Транснефтью" и "Казтрансгазом" выглядит как уступка России Казахстану в вопросе экспорта его нефти. Впрочем, разговоры о том, что Казахстан намерен увеличить отгрузку нефти на этом направлении, ведутся давно, отмечает Александр Блохин. В частности, для того чтобы принять казахстанскую нефть, "Транснефть" уже расширила Балтийскую трубопроводную систему. Однако ряд российских компаний уже высказывали свои претензии по этому поводу, считая, что, предоставляя трубу Казахстану, "Транснефть" фактически лишает их права нарастить, в свою очередь, свои экспортные возможности. "Российские нефтяные компании жалуются, что таким образом их вытесняют с экспортной трубы", – соглашается Александр Блохин, в то же время отмечая, что, например, в прошлом году "Транснефть" заявляла о недопоставках нефти в ее трубопроводы и, как следствие, наличии резервных мощностей. "Кроме того, пока речь идет о сравнительно небольших объемах", – добавляет эксперт. С ним соглашается и ведущий аналитик ФК "Мегатрастойл" Александр Разуваев. "Представители "Транснефти" заявляли о том, что они будут активно наращивать экспортную инфраструктуру, поэтому мнение о том, что трубопроводных мощностей с учетом казахстанского экспорта может не хватить, сомнительно", – сказал RBC daily аналитик.

Между тем в перспективе Казахстан планирует стать одним из основных мировых экспортеров нефти, поставляя за рубеждо 100 млн т топлива в год. Тогда российская нефтянка может не только почувствовать реальный дефицит трубопроводных мощностей, но и получить нового серьезного конкурента на традиционных для себя европейских рынках сбыта. В этих условиях, полагает эксперт ИГ "Атланта-Капитал", России придется пойти на уступки Казахстану и согласиться на прокладку трубопровода по дну Каспийского моря. "Выход из такой ситуации видится как раз в присоединении Казахстана к нефтепроводу Баку-Джейхан, – полагает он. – Казахская нефть из этого трубопровода будет поставляться танкерами на американский рынок, минуя Европу, что решит проблему конкуренции. Чтобы доставить нефть до этого трубопровода, нужно строить транскаспийский трубопровод". Кроме того, решить проблему избытка казахской нефти в российских экспортных трубопроводах можно за счет строительства трубопроводов до Мурманска и Находки. "Один мурманский трубопровод позволит экспортировать 120 млн т нефти, и опять-таки в США, – напоминает Александр Блохин. – Скоро необходимость в его строительстве достигнет критической величины. Косвенным подтверждением этому можно считать недавнее заявление Владимира Путина о возможности частных инвестиций в трубопроводный транспорт при условии сохранения трубы в государственной собственности".

Впрочем, ряд экспертов полагают, что недостаток трубопроводных мощностей может наступить скорее, чем представляется на первый взгляд. "Расширение мощности нефтепровода до Самары приведет к спешной необходимости искать дополнительные экспортные выходы, – сказал RBC daily аналитик одного из инвестбанков. – Новые мощности БТС, не так давно введенные в эксплуатацию, успешно загружаются российскими компаниями, поэтому не исключено возвращение к вопросу об экспорте через Вентспилс. Для этого, правда, также придется модернизировать подходы к латвийскому порту на востоке (латвийский участок был подновлен еще полтора года назад, как раз накануне конфликта с "Транснефтью"). На такую возможность указывает и тот факт, что балтийский экспорт нефти контролируют структуры, близкие "питерской верхушке": "умертвив" венстпилский транзит, они наверняка смогли бы договориться о возобновлении экспорта на выгодных условиях". Правда, большинство специалистов такой вариант развития событий воспринимают со скепсисом. "Что касается экспорта через Латвию, он вряд ли будет возможен по политическим причинам, – считает Александр Разуваев. – Это правильно, учитывая ситуацию с русскоязычным населением в этой стране".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ