Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
,
11 мая 2004
Чарыгельды Аманов
Туркменистан: золотой век
Почему Россия не транслирует туркменское телевидение?
Лавры Дмитрия Рогозина, недавно сделавшего свой пиар на проблемах выхода из туркмено-российского соглашения о двойном гражданстве (оценка не наша, а Владимира Путина, назвавшего подобные действия "собственной раскруткой" некоторых политиков), похоже, не дают покоя его думскому коллеге – главе комитета по делам СНГ Андрею Кокошину.
Подтверждением тому стало интервью депутата, данное одной из федеральных газет. Хотя Андрея Кокошина нельзя ставить на одну доску с Дмитрием Рогозиным, чей политический экстремизм давно уже стал его визитной карточкой, тем не менее, и руководитель комитета по делам Содружества не упустил случая, чтобы обвинить правительство Туркмении в не всегда подтвержденных жизнью грехах.
Слов нет, проблемы русскоязычного населения в любой из бывших республик Союза – ныне независимых государствах – тема деликатная и весьма болезненная как для России, так и для ее партнеров по СНГ. Каждое неудачное или провокационное слово, вылетевшее из уст политиков или сошедшее с пера журналистов, может стать детонатором негативных событий. Так, кстати, и произошло недавно в результате развернутой по инициативе Рогозина антитуркменской истерии в российских СМИ. Привыкшие доверять прессе, русские в Туркмении, к сожалению, поддались паническим высказываниям и слухам, схватились за чемоданы. В итоге – резкое падение цен на квартиры, неудачный переезд, попытки вернуться обратно…
К счастью, взвешенную и государственную позицию заняли российские дипломаты, чьи усилия привели к налаживанию спокойного и конструктивного диалога со своими туркменскими коллегами. Прошел первый раунд переговоров в Ашхабаде, причем, в состав делегаций обеих сторон входили представители других ведомств, имеющих отношение к проблемам миграции и трудоустройства. А совсем недавно достигнуто согласие о проведении осенью второго раунда консультаций, теперь уже в Москве. Казалось бы, есть все условия для урегулирования всех ныне существующих проблем. Без громких заявлений и пикировок в СМИ. Однако, судя по всему, господин Кокошин переговорам предпочитает апелляции через прессу. Во всяком случае, такое мнение возникает после прочтения данного им интервью.
Во-первых, уважаемый депутат противоречит самому себе. Поначалу он говорит о положительных тенденциях в попытке разрешить возникшие проблемы. "Сам факт создания двумя президентами российско-туркменской комиссии по гражданству и начало переговоров можно считать определенными результатами, - вынужден признать Кокошин. - С туркменской стороны после первого раунда переговоров наметились некоторые подвижки. Сняты, в частности, требования проставлять в туркменских паспортах наших сограждан-бипатридов российские визы - бипатридам теперь выдаются многократные разрешительные записи на выезд из страны сроком до 1 года. В подписанном в Ашхабаде протоколе заявлено, что права и интересы российских граждан, проживающих в Туркмении, будут соблюдаться в полном объеме".
Однако в дальнейшем глава комитета Госдумы постарался перечеркнуть им же самим упомянутые "определенные результаты". В частности, делясь "своими соображениями", Андрей Кокошин заявил о том, что "с туркменской стороны явно просматривается попытка затянуть переговоры, отложить обсуждение острых вопросов на осень".
Странная постановка вопроса, ведь тогда аналогичную "попытку" можно узреть и в позиции российской стороны, чей МИД предложил провести второй раунд переговоров в Москве нынешней осенью…
Справедливо говоря о том, что "проблема касается повседневной жизни десятков тысяч людей", депутат называет "неприемлемой" "попытку Ашхабада ограничиться второстепенными уступками".
Если с первой частью этого утверждения трудно не согласиться, то ответить на вопрос, почему Ашхабад должен идти именно на уступки в равноправном переговорном процессе, может, наверное, только автор интервью.
Далее господин Кокошин выразил озабоченность "тем, как обстоит дело с русскими школами в Туркмении, с правом русскоязычного населения иметь общественные организации, газеты, радио- и телепрограммы". Здесь он пояснил, что "речь идет и о свободной трансляции теле- и радиопередач из России, о распространении российских газет".
К сожалению, депутат ограничился лишь данным заявлением-лозунгом. Наверное, потому, что каждая из обозначенных им тем требует отдельного обсуждения. Чтобы раскрыть их, пришлось бы объяснять, например, почему Россия до сих пор непозволительно мало внимания уделяла вопросу открытия в Туркменистане российских школ, филиалов российских вузов и других учебных заведений. Или ответить на вопрос, готова ли Россия сегодня организовать "свободную" (бесплатную?) трансляцию программ туркменского телевидения на своей территории, где проживают десятки тысяч этнических туркмен. А, может, Госдума готова выделить средства на доставку туркменских газет для живущих в России туркмен? Если нет, то почему Москва требует от Ашхабада безвозмездного распространения на его суверенной территории московских газет, а также теле- и радиопередач российских каналов?
Надо ли говорить о том, что все эти проекты в наше время являются предметом отдельных переговоров и, кроме доброй воли обеих сторон, требуют определенных затрат? И одной лишь угрозы возможной нератификацией Думой соглашения об отмене двойного гражданства тут явно недостаточно…
Столь же спорным, мягко говоря, представляется тезис главы комитета ГД РФ о том, что "за обустройство в России выехавших из Туркмении соотечественников должна была бы заплатить туркменская сторона, с учетом того, что тысячи россиян внесли существенный вклад в развитие этой страны". Позвольте, Андрей Афанасьевич, Вы что же, предлагаете новый раздел СНГ по принципу, кто во времена СССР и куда вкладывал деньги, кто, где и что строил? В таком случае и Туркменистан, глядишь, потребует от России вернуть ему не только пару БАМовских поселков, возведенных его строителями, но и станет претендовать на долю российских текстильных предприятий, куда за бесценок поставлялся туркменский хлопок. Или пожелает иметь в своей концессии часть российской трубопроводной системы, созданной, в том числе и за счет поставок в советские годы на экспорт за твердую валюту туркменских газа и нефти…
В концовке интервью депутат "выдает" противоречивое суждение относительно предлагаемых некоторыми его коллегами экономических мер воздействия на Туркмению. "Экономические санкции действуют не столько на власть имущих, сколько на население в целом, в том числе русскоязычное", - резонно отмечает Кокошин, призывая "очень осторожно относиться к такого рода рычагам" давления. Но тут же, "не отходя от кассы", не удержался-таки от того, чтобы пригрозить Ашхабаду: "На данном этапе требуется политическое и дипломатическое воздействие. Если оно не сработает, то придется думать и об экономических санкциях".
Думать, безусловно, никогда не вредно. Даже депутатам, особенно когда они делают столь серьезные заявления, затрагивающие важную сферу взаимоотношений двух дружественных стран. И желательно, хотя бы по долгу службы, думать об укреплении этих отношений, разрешении имеющихся проблем, а не только о росте собственных политических акций.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |