Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Труд,
24 апреля 2004
Владимир Игнатов
Эксперты "Труда" рассуждают: нужен ли в РФ специальный закон "О русском народе "?
Депутаты Госдумы одобрили концепцию законопроекта "О русском народе", цель которого, если говорить в общем плане, - защитить права русских в России. Позже он, вероятно, будет представлен в Думу на окончательное рассмотрение. Насколько остро стоит в нашей стране "русский вопрос"? Нужен ли на него, так сказать, "русский ответ" (имея в виду и права других народов России)? Об этом на страницах "Труда" рассуждают известный политолог, генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Константин СИМОНОВ (К.С.) и председатель Московской писательской организации, главный редактор журнала "Московский вестник", профессор Владимир ГУСЕВ (В.Г.).
- Насколько правомерно, корректно сегодня говорить о русской проблеме в стране, четыре пятых граждан которой идентифицируют себя как русские?
К.С.: - Действительно, согласно последним данным, 80 процентов населения нашей страны так или иначе определяют себя как русские. Поэтому попытка проталкивания через Госдуму отдельного закона о гарантии национальных прав в стране подавляющего большинства ее граждан мне представляется странной. Во всем мире, как правило, ставится вопрос о защите национальных меньшинств, исчезающих этносов. Для России, по-моему, куда актуальнее разработка и реализация программ защиты малых народов, например - народов Севера.
В.Г.: - А я полагаю, что такой закон нужен. Были времена, когда я резко выступал против спекуляций идеями "почвенничества" и "сермяжности". Но сейчас, когда три четверти русского народа нищенствуют, когда в национальных республиках нашей Российской Федерации, во многих из которых, кстати, русское население находится в большинстве, но, в силу своей "русскости", фактически ущемляется, например, по части доступа во властные органы, - принимать закон, защищающий права государствообразующего народа, самое время.
- Актуальны ли утверждения сторонников закона, что русские уже давно стали превращаться в вымирающую нацию? Насколько реальны "пророчества" о том, что в сравнительно недалеком будущем даже в исконно русских городах Золотого кольца может оказаться, допустим, больше мечетей, чем православных храмов?
К.С.: - Если развивать эту мысль дальше, то в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в силу высочайшей миграции рабочей силы из Китая, места церквей скорее могут занять буддистские и конфуцианские молельни...
Впрочем, статистика не подтверждает утверждения о вымирании русского народа. Наоборот: данные за прошлый 2003 год даже внушают некоторый оптимизм - в стране отмечен небольшой рост рождаемости. Мне кажется, что с точки зрения государства, надо говорить не о благах для определенной нации, например - русского населения, не делить своих граждан на "русских" и не русских или даже "инородцев", а думать о том, как стимулировать в целом рождаемость, как фактически, а не на словах, поддерживать молодые семьи. Не секрет, что на сегодняшний день до конца не реализована ни одна из таких программ.
Другое дело, что у нас в стране постоянно, то тут, то там, возникают огромные "проплешины" на рынке труда, которые и заполняются за счет иностранных рабочих. На мой взгляд, мы подходим к этому вопросу чересчур эмоционально. А этот процесс - объективный. Китайцев на Дальнем Востоке, азербайджанцев на столичных рынках, молдаван на подмосковных дачах заменить просто некем. Коренные российские этносы восполнить потребности в рабочих руках не могут. Зачем же нам, идя на поводу у "квасного" национализма, терять инвестиции, останавливать перспективные проекты? Настоящим "русским ответом" экспансии пришлой рабочей силы могут быть только эффективная система подготовки собственных кадров и грамотная система миграционной политики.
В.Г.: - Сейчас мы, тем не менее, похожи на вымирающую нацию. Численность русского населения ежегодно уменьшается на миллион-полтора. Это не может не тревожить нормальных русских людей: не шовинистов, не националистов, а просто - нормальных людей, ощущающих себя русскими, знающих и понимающих свою историю, культуру.
А проблема исламской экспансии, по-моему, для России остро не стоит и, даст Бог, не встанет. Тысячелетия живущие с нами бок о бок татары и башкиры - это вам не ваххабиты, они веротерпимы и настроены очень лояльно к русскому народу. Да и уровень рождаемости у них далек от бедуинского. Взаимоотношения и соотношение численности русского народа с мусульманскими, точнее - тюркскими народами в России напрямую зависит от возрождения мужского начала в русском народе, стремления к созиданию жизни, своего быта, государственности. В этом Закон "О русском народе" может поспособствовать.
- Как определить степень "русскости"? По проценту "русской крови", по православному вероисповеданию, по владению русским языком (кто говорит и думает по-русски), по записи в паспорте?
К.С.: - Мне кажется, понятие "русский" весьма размыто. В новых российских паспортах уже нет графы "национальность". А некая политическая партия, которая выступила с призывом ввести ее обратно, и вообще ратовала за "поднятие русского духа", получила на парламентских выборах только 0,3 процента голосов. Да даже во времена "серпастого и молоткастого", когда отметки о национальности ставились обязательно, русским можно было продекларировать себя любому гражданину, если один из родителей был в свое время записан как русский. Ситуации иногда возникали анекдотические... В народе не случайно ходила хохма о том, что "бьют не по паспорту, а по морде".
О генетике. Что такое "русский по крови" в современной России? Смешение кровей на российских просторах идет еще с домонгольских времен, чистокровными "русаками" остались только зайцы. Россия, как и Америка,- "плавильный котел" народов. У нас ничтожно мало людей, твердо знающих, что среди их прадедушек не было поляков, или что их молодых прапрабабушек не догнал в поле какой-нибудь ордынец. Что же теперь, прикажете размеры черепов измерять на предмет соответствия "русским стандартам", по типу изысканий "истинных арийцев" в Третьем рейхе? И, главное, - зачем?
В.Г.: - Русский народ складывался из многих этносов, поэтому на "кровной" основе базироваться глупо. У Достоевского в роду были литовцы, у Пушкина - африканцы, но более русских людей найти трудно. Не в крови русскость, а в духе. И, по моему убеждению, чтобы быть русским, вовсе не обязательно быть православным. Наш народ сформировался задолго до принятия князем Владимиром христианства. Думаю, все же главный определяющий фактор принадлежности к русскому народу - является ли для человека русский язык родным. Известно, что язык очень влияет на менталитет человека; для нас, русских, он определяет такие понятия, как "русский характер" и "русский склад ума". Причем необязательно "говорить по-русски правильно", как рекомендует известная телепередача: диалектов в русском языке множество. Главное - уметь по-русски дышать...
- В Конституции России гарантировано равенство всех
граждан независимо от их национальности, расы, вероисповедания. Не повлечет ли
принятие Закона "О русском народе" за собой целый сериал региональных законов,
например, закон о татарском, калмыцком, мордовском и других народах, населяющих
нашу страну?
К.С.: - Не думаю, что на уровне
национальных республик, принявших наконец верховенство федеральных законов над
местными, Закон "О русском народе" вызовет волну нормативных актов, но взрыв
эмоций, очевидно, будет обеспечен. Скорее всего, они выльются в иски
представителей других национальностей в Конституционный суд.
В.Г.: - Все зависит от того, насколько умно будет написан текст закона. Очень важно, чтобы Закон "О русском народе" был во благо и народу татарскому, и якутам, и мордве, и всем 70 народам Дагестана. По-моему, там непременно должен быть пункт о взаимоуважении наций. Русская идея всегда предполагала братство народов. "Русское сердце к этому наиболее расположено", - писал Достоевский, считая дружелюбие и открытость главным определением русскости. А если закон будет написан глупо, цепная реакция не исключена. Времена нынче смутные. Как говорится: "глупость города не берет, но ворота разрушает"…
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |