Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
"Русская община". Редакция,
19 мая 2004
Сергей Боровиков, Киев
Вчера Конституционный суд Украины объявил о том, что не намерен рассматривать представленный Верховной радой законопроект о внесении в конституцию страны изменений, предусматривающих придание русскому языку статуса второго официального. Формальной причиной отказа стало несоблюдение депутатами требований части первой статьи 156 основного закона, согласно которой законопроект о внесении изменений в конституцию подается в Конституционный суд не менее чем двумя третями от состава парламента — то есть 300 народными депутатами. Законопроект же был внесен в Конституционный суд 165 депутатами Верховной рады.
Изменить конституцию Украины и сделать русский язык официальным предложил глава крымских коммунистов Леонид Грач. В законопроекте, который он внес на рассмотрение Верховной рады, предусматривалось дополнить статью 38 конституции Украины частью третьей следующего содержания: "Граждане имеют право в процессе управления государственными делами и в органах местного самоуправления использовать украинский язык как государственный и русский как официальный". Такими изменениями планировалось нивелировать норму об украинизации теле- и радиовещания, поскольку, по словам Леонида Грача, нового, "официального", статуса русского языка для этого было бы вполне достаточно.
Напомним, что 14 апреля Национальный совет Украины по вопросам телерадиовещания принял решение о том, что все государственные теле- и радиоканалы страны обязаны вещать только на украинском языке. Это нововведение вызвало волну протестов как на Украине, так и в России. Даже президент Украины Леонид Кучма счел своим долгом объявить, что решение об обязательном вещании на украинском языке является незаконным. В итоге 29 апреля Национальный совет наложил на это решение вето, тем самым отложив окончательную украинизацию теле- и радиоканалов.
Согласно украинскому законодательству, законопроект, предполагающий внесение изменений в конституцию, сначала должен утвердить Конституционный суд Украины. В случае с законопроектом о придании русскому языку статуса официального соответствующее представление в Конституционный суд подписали 165 депутатов (более трети состава Верховной рады), однако тот рассматривать его отказался. Как пояснил ГАЗЕТЕ пресс-секретарь Конституционного суда Владимир Шляпошников, в открытии конституционного производства отказано в связи с несоблюдением народными депутатами требований части первой статьи 156 основного закона, согласно которой законопроект о внесении изменений в конституцию подается в парламент не менее чем двумя третями от его конституционного состава — 300 депутатами. Законопроект же о придании русскому языку статуса официального был внесен в Конституционный суд 165 депутатами Верховной рады из 450 избранных в парламент. "Поэтому КС не имеет права открыть конституционное производство по этому делу и предоставить вывод о его соответствии конституции", – пояснил Шляпошников.
Впрочем, по мнению инициатора законопроекта Леонида Грача, такое решение суда имеет четкую политическую подоплеку. "Закон об официальном государственном русском языке блокируется теми силами, которые стоят на антироссийских позициях. Нас загоняют в угол, подводя под свои требования. Жаль, но в данном случае Конституционный суд выступил как политический орган, а не как судебный", – заявил он ГАЗЕТЕ.
Чем отличается государственный язык от официального
Государственный язык страны - это язык, используемый в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и иных организаций. На нем ведется делопроизводство и судопроизводство. В ряде стран, например в Киргизии и Израиле, кроме государственного существует и понятие "официального" языка: он используется практически в тех же самых случаях, что и государственный. Русский язык объявили официальным языком своего города власти Нью-Йорка. Это означает, что все судебные, деловые и другие бумаги в любые нью-йоркские учреждения могут подаваться на русском языке.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |