Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
ЦентрАзия,
24 мая 2004
Амангельды Эсенов
Известное выражение русского классика XIX века: все мы вышли из гоголевской "Шинели", во второй половине XX века было переделано в нечто более сакраментальное: мол, все мы вышли из сталинской шинели. При всей кажущейся невозможности сравнить двух деятелей: и тем, и другим адептам кажется кощунственной сама мысль сопоставлять их (не зря другой классик XIX века изрек на века: "Гений и злодейство - вещь несовместимая...").
Однако оставим в сторону этот спор – его решит время, вернее тот день, когда последний интеллигент постсоветского пространства будет рекрутирован на почетных условиях в шоу-бизнес транснациональных медиакомпаний и согласится с тем, что джакузи с шампанским - это круто; когда пожилой человек будет вспоминать Сталина по ассоциации с хорошо раскрученными произведениями Эдварда Радзинского и прочих...
Пока что на постсоветском пространстве больше осталось адептов культа силы, ставки на вождя и, вообще, на так называемую харизматическую личность. Одной из таких личностей, создавших культ самой себя является Сапармурат Ниязов. В этой связи стоит отметить, что сила, которой обладает та или иная харизматическая личность, далеко не всегда является созидательной, нередко она оказывается ужасающе разрушительной. Вот и, казавшиеся на первый взгляд созидательными, усилия Туркменбаши по строительству великого будущего для своей страны, возрождению национального самосознания туркменского народа, его истинной истории, культуры и традиций, обернулись в итоге разрушительными последствиями для государства и его населения.
В свое время (каких-то 20-30 лет назад) в солнечной Туркмении проживали представители 105 наций и народностей (из них только русские составляли 12 процентов численности всего населения). А так называемая титульная нация, представленная в основном четырьмя родоплеменными общинами и другими, которых обычно не брали в расчет, насчитывала менее 66 процентов. В те далекие уже времена делить было нечего – все создавалось вместе... Это сейчас вдруг вспомнилось: оказывается Огуз-хан и был, собственно, предтечей славных сельджукских и прочих династий; Джунаид-хан, оказывается, был дальновиднее Энвер-паша (речь идет о лидерах вооруженных группировок, в свое время разбитых Фрунзе и Буденным) и если бы последний подчинился бы Джунаид-хану, колесо истории дало бы другой ход. Ну, а экскурсы в XIX век и далее, вглубь, вообще представляют русских и прочих кровавыми колонизаторами, особенно при этом досталось художнику Верещагину - его полузабытые, батальные преимущественно, картины служат прекрасной иллюстрацией вековых колонизаторских устремлений Российской империи (в трактовке идеологов нынешнего туркменского режима).
Все это дало прекрасную пищу для пишущей братии, резонно рассудившей, откуда у народа, в принципе, не имеющего традиций государственного строительства, да и вообще городов, появилось столько великодержавной спеси?! Ханство, включавшее когда-то эту территорию в свои владения, называлось Хивинским, что так и осталось в анналах истории. А такие города, как Дашогуз, Мары, Туркменабат были вообще построены узбекскими торговцами из Мавераннахра. Более же современные – Ашгабат, Туркменбаши (бывший Красноводск), Байрам-али, Серахс создавались в XIX веке, как форпосты той самой Российской империи, ну, а затем уже обросли "жирком" - мирным населением...
По большому счету, такого рода "споры" носят явно спекулятивный характер. Понятное дело, они инспирированы с очевидной политической целью. И здесь дело не в том, что подобного рода шовинистические идеи проникают в массовое сознание – горе такому сознанию, которым можно так легко манипулировать.
Дело и не в том, что все это является современным исполнением идей Макиавелли и прочих идеологов авторитарных режимов.
И дело даже не в том, что исполнение всего задуманного могло быть тоньше, а значит и эффективнее (вырождение квалифицированных кадров, нехватка специалистов вообще – один из минусов любого авторитарного режима).
Дело в другом – все происходящее в Туркмении, прекрасно отвечает целям и задачам титанической программы самого Туркменбаши, конечно же, начавшейся с приукрашивания своей харизмы... Вождю всех времен и народов в этом плане было тяжелее: немалую часть его империи составляли представители нетитульных национальностей. Поэтому Туркменбаши решил примерить "сталинскую шинель" - и ему понравилось.
Так появилась на свет "Рухнама", по мнению некоторых экспертов являющаяся высокомерной попыткой ответить просто на очень сложные вопросы действительности - это, кстати, в свое время опробовал и Иосиф Сталин, например, переселяя целые народы из их родных мест в незнакомые края. По мнению тех же экспертов, анализ данных, или, иначе говоря, препарирование неоднозначной действительности, без выхода в обобщениях на новые духовные горизонты, похоже на блуждание мысли в лабиринтах подсознания. В таких случаях автора "Рухнамы" спасает метод Мюнхгаузена – вытаскивание себя за косичку из болота (в нашем случае - подсознание).
Туркменбаши, сам того не замечая, выплеснул на страницы своего произведения амбиции недоучки, верхогляда и краснобая. Наверное, в узком кругу друзей подобного рода "полезные советы", которыми пестрит "Рухнама", и приемлемы – и не такое можно простить родному человеку, но в масштабах страны, да и всего мира ("Рухнама" уже переведена на одиннадцать языков мира) последнее прощать никак нельзя.
Идеи, напоминающие фантазии параноика (упертый – говорят о таких простые люди), воплощаются в сегодняшней Туркмении в жизнь. Видимо, это является попыткой изжить комплекс неполноценности. А что делать – жизнь не дала более простого варианта, чем одеть "сталинскую шинель", и повести свой народ по единственно правильному для его руководителя пути.
В такой ситуации сказав "А", политический деятель переходит к "Б". И далее. Под буквой "А" был помещен спорный с точки зрения здравого смысла тезис о богоизбранности туркмен... Смею добавить, что Ваш покорный слуга – автор этой статьи, будучи туркменом, как ни старался не смог, ни заметить, ни почувствовать признаков своей богоизбранности, скорее наоборот – так как вынужден жить не на родной земле, где похоронены предки, а вдали от дома.
Между тем, получается, что для Туркменбаши в тезисе о богоизбранности нет ничего сверхъестественного. Собственно, само слово "Бог", включаемое в состав сложных слов и предложений, всегда привлекает любого лидера авторитарного толка. Например, "Бог милостив" - "Туркменбаши милостив", "Бог строг – Туркменбаши строг" и так далее. На практике данный тезис помимо всего прочего облачается в плоть и кровь памятников, указов, назначений, переименований, газетных статей, телевизионных очерков, рекламных социальных роликов и так далее. Не всегда суть происходящего понятна стороннему наблюдателю, да и тем, кто живет (выживает) в Туркмении. Еще реже она может быть воспринята ими без оговорок.
Очевидно, этой непонятливостью страдали на беду свою представители национальных меньшинств Туркмении, которых, видимо трудно было убедить в том, что туркмены – главная ветвь истинных тюрков, Туркменбаши – если и не посланник Бога, то, как минимум, его заместитель по тюркоязычным народам, а "Рухнама" не менее, а может быть и более священное писание, нежели Коран, Библия или Евангелие. Поэтому непонятливую и не до конца восприимчивую к "высоким порывам" Туркменбаши часть населения не включили, за крайне редким исключением, в развивающиеся институты трайбализма: с грызней внизу и единодушием наверху; с закреплением функций "родителя" за государством – считай, глава клана, а функций "детей" - за народом – считай, всеми теми, кто остался вне административно-распределительной системы и в настоящее время являются "черной костью"...
Система эта, хотя и не предполагает стимулов для развития общества, обладает одним неоспоримым преимуществом, каковым бывает еще мазар (кладбище): тишь да гладь и божья благодать...
Однако в ближайшее время эксперты ожидают нарушение спокойствия, мира и стабильности в Туркмении. Истек установленный сроком на десять лет период перехода туркменской письменности на латинскую графику. Согласно соответствующего указа Сапармурата Ниязова, организация и ведение делопроизводства в государственных учреждениях обязательны только на туркменском языке и исключительно в латинском варианте написания. В частности этим указом предусмотрены организация экзаменов на знание туркменского языка и латинской графики в организациях, учреждениях и на предприятиях. Естественно, не все проходят через явно мелкое сито подобного рода испытаний - слаба учебная база, отсутствует литература по некоторым специальностям, а также система бесплатного эффективного обучения населения, в частности представителей среднего и старшего поколений...
В первую очередь, конечно, страдают представители национальных меньшинств. По результатам экзаменов они увольняются с работы или переводятся на низшие должности. Собственно, экзаменация взрослых людей, да и не только их - прекрасный повод разобраться по существу и поставить на место не в меру зарвавшихся представителей "черной кости".
Аналогичные испытания предусмотрены не только для предприятий, организаций, но и для сферы народного образования, системы среднего специального и высшего образования. Резонные замечания некоторых здравомыслящих туркмен о неготовности всей страны к подобного рода апокалипсическим встряскам глохнут в шуме славословий в адрес Великого Сердара.
Для Туркменбаши цель оправдывает средства. Не можете писать на туркменском – учитесь хотя бы читать. Представителям нацменшинств на родном языке читать уже не придется. Согласно распоряжению Сапармурата Ниязова от 14 февраля 2004 года, помимо азербайджанских (которые запретили еще раньше), к ввозу в Туркменистан запрещены печатные издания из России, Киргизии, Казахстана и Узбекистана.
Власти Туркменистана продолжают этническую чистку и среди священнослужителей. Как сообщила служба новостей "Форум-18" (Норвегия), силовые структуры Туркменистана принудительно заменяют имам-хатибов (лидеров мусульманских общин, настоятелей мечетей) из числа узбеков на "чистых" туркмен на северо-востоке страны – территориях, где испокон веков проживали этнические узбеки. При этом, не важно, насколько силен в богословии новый имам-хатиб, главное, что он туркмен. Представители узбекской диаспоры – жители городов Керки, Ходжамбас и других не могут посетить без визы, оформляемой аж в Ашхабаде, своих родственников в приграничных районах Узбекистана, находящихся от них в нескольких километрах.
Азербайджанцев просто вынуждают покинуть Туркменистан – так, по мнению Сапармурата Ниязова, этнические азербайджанцы должны расплачиваться за принципиальную позицию бывшего и настоящего лидеров Азербайджана в вопросе о дележе акватории Каспийского моря.
Что же касается русских, в свое время представленных самой большой национальной общиной, - Туркменбаши выкупил их интересы у России в обмен на договор сроком на 25 лет по поставкам углеводородного сырья. И если раньше с просторов России доносились голоса в защиту своих соотечественников, теперь в Туркменистан зачастили высокие гости, а в крупных городах России открываются центры по изучению духовного наследия Туркменбаши, в частности его "бессмертного" произведения - "Рухнама". Видимо про права русских в Туркмении Россия тоже забыла лет на 25.
Подумаешь, снесли бульдозером здание туркменского русского театра драмы имени А.С.Пушкина в центре Ашхабада! На весах политики – это сущая мелочь. Важнее другие интересы, зарождающиеся в многомудрых головах и воплощаемые в жизнь некоторыми лидерами постсоветского пространства.
И не удивительно, что требования о вывешивании над входом в мечети государственных флагов страны и портретов Сапармурата Ниязова, о начале молитв с прославления "отца всех туркмен - Туркменбаши", о приравнивании "Рухнамы" к Корану (верующие должны ее касаться при входе в мечеть), теперь обязательны для исполнения и в православных храмах. Осталось только депортировать всех русских, как это сделали с армянами. Только вот незадача – их (русских) пока что многовато. Но это ничего – в отличие от армян русские почему-то не дружные, нет у них и защитников в международных организациях. Впрочем, если сам Владимир Путин индифферентно относится к этому вопросу, то зачем нужно вмешиваться другим?
Однако и без этого вмешательства все будущее Туркмении под угрозой. Дело даже не в словах председателя республиканской партии Туркменистана (в изгнании) Нормухаммада Ханамова "Ниязов ненавидит туркмен, было бы странным ожидать от него иных чувств по отношению к азербайджанцам, узбекам и другим народам, населяющим Туркменистан...". Это и туркменской козе понятно. Дело в том, что "сталинская шинель" рано или поздно начинает пригибать к земле. Не избежал этой участи и сам Иосиф Сталин... А в нашем современном мире это вдвойне неизбежно. Хотя бы потому, что трагедию история повторяет в виде трагифарса.
Понятно, конечно, что всеобщая "туркменизация" в некоторой степени обеспечивает (однако далеко не гарантирует) Туркменбаши лояльность своих граждан – представителей титульной национальности. Зачем тогда развивать общество, ценить культуру, в том числе других народов, создавать конкурентную среду. В сегодняшней Туркмении свое понимание концепций развития общества и государства и свой путь. Пусть этот путь развития и упирается в тупик, но даже Туркменбаши не вечен – на его век хватит.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |