Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Федор Прокопович (Минск)
Стремительное падение режима Абашидзе в Аджарии вызвало у белорусской оппозиции не только бурный восторг сам по себе, но и неожиданный прилив пророссийских чувств. Причем даже у тех оппозиционных политиков и публицистов, которые еще вчера кляли, на чем свет стоит Россию, обвиняя ее в неистребимом стремлении «вновь загнать народы бывшей империи в новую «тюрьму народов». Теперь же Российская Федерация вдруг стала «страной побеждающих демократических принципов», а Игорь Иванов – вестником демократии. Впрочем, заблуждаться не стоит. Никаких положительных изменений в сознании оппозиционных лидеров не произошло. Просто они всерьез полагают, что если в 2006 году, а может быть и раньше, под воздействием Москвы (а реально повлиять на белорусского президента может только Кремль), А.Г. Лукашенко уйдет, то именно оппозиция встанет у кормила белорусского государства.
В любом случае, уже сейчас необходимо рассматривать возможные варианты развития событий, чтобы не оказаться впоследствии неожиданно (впрочем, как всегда) поставленными перед свершившимися неприятными фактами. Итак, по каким направлениям в принципе могут развиваться события в Белоруссии в преддверии завершения вторых президентских полномочий Александра Лукашенко?
Вариант 1.
В республике проводится референдум с предложением изменить ст. 81 Конституции РБ в соответствии с которой «одно и тоже лицо может быть президентом не более двух сроков». Если бы, к примеру, подобный референдум состоялся в 2002 году (спустя полгода-год после вторых президентских выборов), то можно было быть уверенным в его успехе. В то время большинство граждан Белоруссии еще не сомневалось в том, что Александр Лукашенко выполнит свою вторую предвыборную программу (экономический рывок и решительные шаги по воссоединению с Россией), так как первую предвыборную платформу он выполнил практически полностью, и поэтому степень доверия к президенту была еще очень высока.
В настоящее время картина в значительной степени иная. Экономического прорыва не состоялось, строительство Союзного государства застопорилось в первую очередь по вине белорусского руководства, а в обществе все отчетливей стали проявляться признаки разочарования действующим руководством республики.
Сейчас Александра Лукашенко готовы безусловно поддержать чуть больше четверти белорусских избирателей. Поэтому необходимый нынешнему президенту результат общенародного голосования далеко не предопределен. Конечно, есть еще пресловутый административный ресурс, но он, с одной стороны, совсем не безграничен, а с другой, его эффективность во многом зависит от того, насколько прочны позиции верховной власти (в том числе и в правовом отношении) и в какой степени интересы конкретного чиновника совпадают с направленностью указаний свыше. И здесь положение не такое радужное, как хотелось бы видеть администрации президента РБ.
Во-первых, в белорусском обществе вызывает немалое смущение желание А.Г. Лукашенко изменить упомянутую ранее статью конституции РБ, что не может не отражаться и на настроениях государственных служащих, А во-вторых, Александр Лукашенко уже не является для большой части чиновничества тем кумиром, ради продления власти которого, стоит рисковать своим будущим благополучием.
Причем стоит заметить, что особенно повредили авторитету президента в среде госслужащих неоднократные публичные «порки» высших должностных лиц, а также принародные нападки на Владимира Путина (в ходе газовых скандалов), который пользуется в Белоруссии высокой популярностью и большим уважением.
Но даже если в ходе конституционного референдума будет получен необходимый властям результат говорить о стратегическом успехе Лукашенко будет преждевременно, так как для политической устойчивости ему необходимо будет получить (чтобы там не утверждалось властью) одобрение и поддержку со стороны Кремля. А здесь-то и могут возникнуть очень серьезные сложности для А.Г. Лукашенко, так как он сам за последние два года слишком много сделал для омрачения отношений с руководством Российской Федерации.
Конечно, российское руководство теоретически может (что все же маловероятно) благосклонно отнестись к лукашенковским конституционным изменениям, но только в том случае если в самое ближайшее время белорусский президент сделает самые решительные политические, экономические и военные шаги в сторону воссоединения с Россией, причем отказавшись от мертворожденных идей абсолютного равноправия субъектов интеграции.
Но, чтобы пойти на такие шаги Александр Лукашенко уже в ближайшее время должен произвести самые серьезные изменения в своем идеологическом окружении, которое и завело его в нынешнее практически тупиковое положение. При этом ему необходимо радикальным образом отказаться и от идейного окормления со стороны российских левых идеологов, которые частенько наведываются в Минск и откровенно поливают грязью нынешнюю Россию и ее руководство.
Так, в апреле в Минске гостил один из таких псевдопатриотических деятелей небезызвестный профессор Сергей Кара-Мурза, который в своем пространном интервью Белорусскому телеграфному агентству (БЕЛТА) по поводу белорусско-российского воссоединения заявил буквально следующее: «Я боюсь, чтобы российская шизофрения не поглотила белорусский росток, еще, к сожалению, не очень сильный, если мы очень тесно сойдемся. Российский бизнес, как мы говорим, бессмысленный и беспощадный, может затоптать все перспективное и здравое. Такая же угроза – наше телевидение, если оно хлынет к вам в полном объеме. Поэтому надо не допускать разрыва – это было бы фатально, но и не допускать поглощения, Чтобы не получилось, как в Германии, когда ФРГ поглотила ГДР».
Данный опус в обязательном порядке был опубликован ведущими государственными газетами, а также (с большим удовольствием и добровольно) крупнейшими оппозиционными изданиями.
В целом же общий тираж «кара-мурзовских» «жемчужин» политической мысли перевалил за полмиллиона экземпляров. А если к этому добавить выступление г-на Кара-Мурзы по белорусскому телевидению и передачу его речений по радио, то налицо явное стремление властей довести антиинтеграционные посылы профессора из Москвы до каждого жителя Белоруссии.
В связи с этим хотелось бы задаться вопросом. Осознают ли Кара-Мурза и прочие подобные ему российские деятели ту степень вреда, которую они наносят интересам России, Белоруссии и в целом делу общерусского воссоединения? Неужели им невдомек, что своими деяниями они толкают Белоруссию на губительный путь изоляционизма и способствуют отрыву Белой Руси от России? И что их действия по большому счету согласуются с устремлениями тех сил на Западе, которые добиваются максимального ослабления России и хотят увековечить раскол Русского мира?
К сожалению, приходится отмечать, что руководство Белоруссии, похоже, все более склоняется к самому, как ему кажется простому, а на деле тупиково-неустойчивому пути «осажденной крепости». А как показывает опыт последних лет любые авторитарные «политические крепости» обречены на падение, если они лишаются (причины могут быть совершенно разные) поддержки «сильных мира сего» и оказываются на перекрестке интересов мировых геополитических игроков.
В любом случае нельзя исключать, что в какой-то период времени станет очевидным, что у Александра Лукашенко ресурс дальнейшего пребывания у власти будет близок к исчерпанию. Да, будут (как ему кажется надежные) вертикаль власти, спецслужбы и государственные средства массовой информации, но будет отсутствовать признание права А.Г. Лукашенко на дальнейшее пребывание у власти со стороны Кремля, а как раз это и может стать решающим фактором.
В этом случае резко возрастет политический вес Национального собрания Республики Беларусь, которое может оказаться единственным признаваемым в качестве легитимного органом власти Белоруссии. Поэтому чрезвычайно важным представляется будущий состав белорусского депутатского корпуса, который будет избран в ходе предстоящих в октябре парламентских выборов. Конечно, нынешний президент будет стараться сформировать его «под себя» из представителей, в первую очередь, региональной номенклатуры, рассчитывая, что выходцы с мест будут безоговорочно поддерживать любые его действия. Однако именно такой состав парламента представляется довольно перспективным для дальнейшего развития процесса белорусско-российского воссоединения, так как «люди с мест», обладая развитыми здравым смыслом и чувством самосохранения, прекрасно понимают актуальность для Белоруссии объединения с Россией. Единственно, чего им, возможно, не будет хватать, так это организованности и выраженной политической воли.
Поэтому буквально сразу после выборов между Федеральным собранием Российской Федерации и Национальным собранием Республики Беларусь должны быть установлены самые тесные, в том числе и не формальные отношения. Российские парламентарии, осознавая всю ответственность за будущее Союзного государства, а, следовательно, России и Белоруссии, призваны не только содействовать повышению профессионального уровня белорусских коллег, но и помочь им принять (если возникнет такая потребность) возможно не простые, но необходимые решения в интересах белорусского народа и общерусского единства.
Вариант 2.
В то же время нельзя исключать, что в случае возникновения политического кризиса парламент окажется не достаточно сильным центром власти и возникнет ситуация так называемого «круглого стола», когда различные общественные силы республики начнут диалог или консультации по поводу дальнейшего пути развития Белоруссии.
Необходимо сразу оговорится, что непременным условием этого процесса должно стать участие в нем Российской Федерации как союзника и партнера Белоруссии по Союзному государству, политического арбитра и гаранта общественно-политической стабильности в республике. При этом надо ясно понимать, что развитие политического процесса в Белоруссии не является сугубо внутрибелорусским делом, так как затрагивает коренные интересы Российской Федерации и способно серьезно повлиять на обстановку во всем восточноевропейском регионе.
Так как от возможного в будущем «круглого стола» будет зависеть состав некоего переходного органа призванного определить порядок проведения легитимных выборов нового главы белорусского государства, то несомненный интерес (пока в гипотетическом смысле) представляет круг вероятных участников этого процесса.
Естественно, что в их число будет стремиться войти антироссийская оппозиция, основные формирования которой образуют в настоящее время два политических блока – «Народную коалицию «5+» и «Европейскую коалицию «Свободная Беларусь».
Первую создали известные своей антироссийской направленностью пять политических партий – Белорусский народный фронт (БНФ), Белорусская социал-демократическая громада (БСДГ), Объединенная гражданская партия (ОГП), Партия коммунистов Белорусская (ПКБ) и Белорусская партия труда (БПТ). Деятельность коалиции «5+» непосредственность курируется литовскими Институтом международных отношений, Институтом Белоруссии, а также поддерживается сеймом Литвы.
С 2002 года осуществляется так называемый «Вильнюсский процесс», в рамках которого литовской стороной на постоянной основе проводятся различные встречи, консультации, семинары, «круглые столы», конференции направленные на обучение и консолидацию белорусских оппозиционных и антироссийских сил.
Помимо этого «5+» получает поддержку и со стороны Польши, от которой политический патронаж этого блока осуществляет государственный Варшавский центр восточных исследований, являющийся, в том числе и связующим звеном между лидерами белорусской оппозиции и польскими сеймом, правительством и администрацией президента.
По словам лидера БСДГ Ст. Шушкевича главной целью коалиции «5+» является «суверенитет и независимость Беларуси и отстранение от власти тех, кто препятствует выполнению этих задач».
Согласно официальным данным общая численность партий входящих в «5+» составляет 14346 чел., из них БНФ – 1358 чел., БСДГ – 1460 чел., ОГП – 3163 чел., ПКБ – 7154 чел., БПТ – 1211 чел..
Коалиция «5+» уже заявила о намерении участвовать в предстоящих парламентских выборах и при поддержке западных институтов рассчитывает получить не менее 25 процентов депутатских мест в Палате представителей Национального собрания РБ.
Что касается «Европейской коалиции «Свободная Беларусь» (ЕК). То она образована белорусской социал-демократической партией «Народная громада», (2197 чел.), Белорусской женской партией «Надзея» (1396 чел.), проамериканским незарегистрированным объединением «Хартия-97» (курируется посольством США в Белоруссии) и некоторыми антирусскими общественными объединениями.
Стратегической целью ЕК, как заявил лидер «Народной громады» Николай Статкевич, является вывод Белоруссии из зоны российского влияния и присоединение к Евросоюзу.
«Европейская коалиция» получает разностороннюю поддержку со стороны Чехии. Германии, Швеции и Социалистического интернационала по линии политических партий, фондов и общественных объединений.
К обоим антироссийским блокам примыкает несколько незарегистрированных молодежных и военизированных организаций экстремистской направленности («Молодой фронт», «Зубр» и др.), которые в случае возникновения кризисной ситуации должны будут провоцировать уличные беспорядки, совершать насильственные и другие противоправные действия.
Теперь рассмотрим возможную расстановку сил на другом фланге общественно-политического процесса, который обозначим как условно пророссийский.
В первую очередь стоит назвать такую серьезную организацию как Федерация профсоюзов Белоруссии (4 млн. чел.). В свое время Александр Лукашенко сделал удачный выбор, отправив на профсоюзную работу бывшего заместителя главы администрации президента РБ Леонида Козика. Последний не только выдавил из ФПБ «гнезда» оппозиции, но и значительно организационно укрепил Федерацию профсоюзов, повысил ее авторитет и влияние в обществе. В то же пока еще трудно определить степень устойчивости ФПБ в кризисных обстоятельствах. Но в любом случае многое будет зависеть от политической воли ее руководителей. В любом случае уже сейчас российским профсоюзам необходимо поддерживать самые тесные отношения с ФПБ. При этом было бы целесообразным создание единого профцентра Союзного государства.
К разряду возможных участников «круглого стола» следует отнести и Белорусскую конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) представляющую интересы более тысячи крупнейших предприятий Белоруссии, а также частных предпринимателей. Эта организация уже в силу своей специфики заинтересована в формировании единого экономического пространства с Российской Федерацией, введении в Белоруссии российского рубля и унификации белорусского и российского законодательств Она активно сотрудничает с Российским союзом промышленников и предпринимателей, с деловыми кругами Москвы и России в целом.
Что касается неоппозиционных партий, то среди них можно выделить три наиболее перспективные (с точки зрения их возможной политической дееспособности), хотя в настоящее время активность этих организаций нельзя назвать сколько-либо заметной.
Это Аграрная партия (7692 чел.), Коммунистическая партия Белоруссии (5062 чел.) и Республиканская партия (9779 чел.). Все эти партии в целом положительно относятся к созданию Союзного государства, но их текущее отношение к вопросам белорусско-российского воссоединения определяется в основном позицией Александра Лукашенко. Главным недостатком этих объединений является отсутствие (в отличие от оппозиции) опыта самостоятельной политической деятельности, в том числе и мобилизационного характера, а также иждивенческие настроения в отношении власти с ожиданием поддержки с ее стороны.
Помимо названных партий и объединений интерес представляют также белорусские организации, входящие в Международный союз общественных объединений «Союзная общественная палата» (СОП). В первую очередь это Белорусско-российский общественный комитет «Союз», Белорусский союз женщин, Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусско-российский союз молодежи, Всебелорусское объединенное казачество, Белорусское общественное объединение «Русь», Белорусский фонд мира и другие. В СОП входят также некоторые депутаты белорусского парламента. Областные отделения Союзной палаты возглавляют председатели соответствующих областных советов.
Возможности у Союзной общественной палаты в Белоруссии немалые, но они до сих пор практически не используются. СОП, не смотря на имеющийся потенциал, так и не стала заметной общественной силой в республике. Ее деятельность все это время ограничивалась лишь участием в официальных мероприятиях и заявлениями о поддержке действий белорусских властей на союзном поприще.
Однако в складывающейся обстановке такой деятельности явно недостаточно и поэтому по инициативе ряда белорусских общественных объединений входящих в Союзную палату 21 мая в Минске состоялся «круглый стол» «Об активизации общественной поддержки в Республике Беларусь процессов союзного строительства», в ходе которого были намечены меры по консолидации в республике просоюзных общественных сил.
Трудно сказать, удастся ли (с учетом нынешней позиции властей) намеченное осуществить , но при активной работе и при соответствующей поддержке со стороны Российской Федерации Союзная общественная палата могла бы стать в республике серьезным фактором общественно-политической устойчивости.
Таким образом, существующая в республике расстановка общественных сил показывает, что в случае возникновения (пока еще гипотетического) кризиса исход «круглого стола» во многом будет определяться настойчивостью и организованностью оппонирующих друг другу участников, а также позицией Российской Федерации. Участие в этом процессе США и Евросоюза должно быть исключено, так как все это относится к внутренним делам Союзного государства.
Вариант 3.
В последнее время от некоторых депутатов Национального собрания Белоруссии, в том числе и пропрезидентской ориентации, стали поступать сведения, что в администрации президента РБ якобы началась подготовка к референдуму по изменению действующей конституции РБ в части расширения полномочий парламента с наделением его правом избрания главы белорусского государства.
Оппозиция уже подняла по этому поводу политическую шумиху. Однако вся эта кампания больше смахивает на пропагандистский предвыборный трюк некоторых оппозиционно настроенных парламентариев. Но все же при всей авантюрности этого варианта, его таки не стоит совершенно сбрасывать со счетов, так как в случае осуществления он способен сломать всю существующую в республике систему власти и ввергнуть государство в серьезные потрясения. И, следовательно, «Вариант 3» неизбежно перетечет в «Вариант 2».
Вариант 4.
Александр Лукашенко определяет преемника и в итоге повторяется российский сюжет «Ельцин-Путин» 2000 года. Это был бы, пожалуй, самый безболезненный вариант, но пока говорить о нем преждевременно.
Вариант 5.
Конституция Белоруссии претерпевает изменения в соответствии с Конституционным Актом или Конституцией Союзного государства, создается новая политическая реальность, и избрание президента Белоруссии происходит «с чистого листа».
В свое время данный вариант рассматривался белорусскими властями как основной, но в настоящее время из-за существующих противоречий с российской стороной в качестве такового уже не предусматривается.
Описанные вероятные пути развития событий в Белоруссии, конечно, не претендуют на всеобъемлемость, но они определенно свидетельствуют, что республика вступает в самую ответственную (по крайней мере, за последние десять лет) полосу своей истории, которая не только определит дальнейшую судьбу Белой Руси, но и в значительной степени повлияет на перспективы Российского государства в XXI веке.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |