Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
ЦентрАзия,
17 мая 2004
Вадим Ляганов
Официальный Ташкент готовит проект Соглашения о стратегическом партнерстве с Россией, в котором определены основные цели и задачи сотрудничества между странами в ключевых сферах, в частности, во внешней политике, экономике и борьбе с терроризмом. Об этом в приватной беседе сообщил сотрудник Министерства иностранных дел Узбекистана.
Подобный подход основан из существующих реалий – опасения однополярного мира, который все больше скатывается к США, и неудачах американской политики на Ближнем Востоке, которая бумерангом отзывается на нейтральных государствах, подчеркнул сотрудник. В сущности, стратегическое партнерство – это стремление Москвы и его сателлитов выпрямить геополитическую ось, сместить военные акценты на дипломатические в решение таких сложных и противоречивых задач как региональная и международная безопасность и противодействие терроризму. Мировое сообщество уже признает, что никакое государство не должно брать на себя функции жандарма и принимать задачи, которые являются прерогативой ООН.
С нового года узбекско-российские отношения явно потеплели, чего не отмечалось последние десять лет. Прагматизм является составляющей такого явления. Ташкент и Москва бояться терроризма – это их объединяет. Экономика двух стран в целом ориентирована на рынок СНГ, и тут есть точки соприкосновения. Общий товарооборот в 2003 году превысил 1,5 млрд. долларов, что также является неплохим показателем. Да и Кремль не так часто напоминает о внешнем долге Узбекистана в 640 млн. долларов.
И все же… Как говорил Ислам Каримов: "В первую очередь, Россия, с точки зрения политики, экономики, военной мощи, это одно из крупнейших, имеющих большие возможности, государство". Очевидно, Ташкент устал ждать инвестиций, финансовой помощи и политической поддержки от США и Европы. Более того, последняя поставка американцев военного снаряжения для Министерства обороны Узбекистана, пограничных войск и таможни в размере 517 тыс. долларов была основана в основном на продукции… российского производства. Ориентация на стандарты НАТО – заоблачная мечта Ташкента, но реалии требуют техники и запасных частей советских стандартов – именно они составляют основную долю вооружения Узбекистана.
Еще перед встречей с Владимиром Путиным в Москве Ислам Каримов заявил о том, чего никогда не говорил с положительной точки зрения, более того, выражал возмущение и гнев:
- Узбекистан всегда признавал и признает интерес России в Центральной Азии, в том числе и в Узбекистане. У России есть свой интерес в нашем регионе, своя политика, и в будущем она будет защищать его. Мы не можем отрицать это, мы признаем это и будем поддерживать нужные нам стороны этого политического интереса. Я не знаю, есть ли в мире государства, у которых также совпадают интересы, как у Узбекистана и России.
Ислам Каримов также подчеркивал, что "в последнее время резко изменилась политика России на мировой арене, увеличилась ее военная помощь, возрос авторитет России в Европе, мире. Она стремиться укрепить отношения с мусульманскими странами. Недавно, например, сам Владимир Путин принимал участие в прошедшей в Малайзии исламской конференции. Таким образом, мы видим конкретные планы и действия России. Значит второе обобщение: сегодняшняя Россия не та, что вчера".
Этим самым узбекский лидер заявляет, что интересы Москвы и Ташкента как никогда не были близкими по сути и значению. Очевидно, И.Каримова уже не устраивает менторский тон Вашингтона в свой адрес, он стремится найти новые основы для сотрудничества среди старых друзей, которые будут закрывать глаза на то, что твориться в Узбекистане. В.Путин уже продемонстрировал политическое безразличие к правам человека в Туркменистане и российским гражданам, проживающей в этой авторитарной стране. Потому что у Путина, как и у Каримова, нет постоянных друзей, есть только постоянные интересы. И права человека тут ни причем.
- Теперь политика Ташкента будет строиться на взаимных интересах двух государств, - заявил сотрудник узбекского МИДа. – Здесь не следует искать заговора против США и Западной Европы. Нам необходима стабильность – и она возможна в сотрудничестве с Россией. Но и от дружеской руки других стран не отказываемся.
Поэтому Ташкент проводит инвентаризацию прежних заключенных документов, чтобы выяснить, какие из них не оказались функциональными, какие – не имеют практического смысла, а какие необходимо развивать и укреплять. Вспомним – их около 150!
Узбекский президент не скрывает, что "отношения Узбекистана и России никогда не прерывались. Они развивались в сфере экономики, культуры. Например, недавно в Узбекистане побывали высококвалифицированные детские врачи, которые сделали операцию на сердце детям с врожденными сердечными заболеваниями. Можно подумать, что это не значительный факт, но если смотреть сущность, то это очень знаменательное событие в отношении между двумя странами. Мое третье обобщение заключается в том, что наши отношения никогда не прерывались, наши транспортные связи всегда нормально функционировали и функционируют. Недавно в Москве открылся Форум культуры Узбекистана. Это мероприятие вызвало большой интерес в Москве".
Однако тут же Ислам Каримов добавляет о степени такого сотрудничества: "Если говорить конкретно, меня совсем не удовлетворяет нынешние положения отношения между Узбекистаном и России. Мы должны построить наши отношения с целью взаимовыгодного сотрудничества, помогать друг другу, поддерживать друг друга учетом интересов других стран. Это моя цель, цель Узбекистана".
По мнению главы государства, "противоречия никогда не шли на пользу отношений между разными странами. Прошло время противоречий, пришло время практического сотрудничества. Люди, которые задумываются о перспективе, ныне начинают обращать большое внимание диалогам, чем противостоянию". Ислам Каримов призвал уважать и признавать интересы друг друга, прийти к компромиссу. Аналитики признают, что подобного подхода в отношении Москвы у узбекского лидера давно не было.
- Поэтому я еще раз повторяю уровень экономических отношений между Узбекистаном и Россией меня не удовлетворяет, - таково его мнение. - Мы должны убрать такие преграды, которые мешают развитию наших отношений, как таможенные барьеры, надбавки за транспортировку грузов.
Оказывается, российские железные дороги установили дополнительную надбавку на грузы, которые достигают 30-40% от их стоимости. Узбекистан заинтересован поставкой в Россию хлопка, овощей и бахчевых культур, урожай которых по прогнозам в 2004 году будет богатым. Из России республика традиционно покупает лесоматериалы, металл.
- Конечно, мы хотим покупать такие товары подешевле, - подчеркивает И.Каримов, - но всякие таможенные, транспортные препоны мешают этому. Мы всегда будем покупать такие товары в России. Я, как президент, хочу, чтобы цена их была подешевле. В этих вопросах есть много тем, которые ждут своего решения.
Новый импульс приобрело военно-техническое сотрудничество Москвы и Ташкента. Основой этого явились заключенные еще в июле 1995 года межправительственные соглашения. Так, в городе Чирчике при помощи и содействии России за четыре года был построен завод по ремонту и сборке вертолетов. В его цехах уже отремонтированы около 60 вертолетов типа МИ-8, МИ-24.
- Значит, в нашей экономике появилась новая отрасль, и мы должны гордиться этим, - восхищается президент. - Эти вертолеты не только военного значения, но и будут служить в гражданской авиации, будут служить в горной местности. Мы и дальше будет развивать сотрудничество в этой сфере.
И Соглашение о стратегическом партнерстве только укрепят явные тенденции сближения бывших "старшего" и "младшего" братьев. Заокеанскому родственнику останется только скрежетать зубами: ох, уж этот не постоянный Восток!..
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |