Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
ErkinYurt,
19 мая 2004
Владимир Нурмухамедов
12 мая министра обороны России Сергей Иванов, посетив Ташкент, заявил, что он обсуждал "конкретные пути укрепления нашего взаимодействия в военной, военно-технической сфере, как на двусторонней основе, так и в рамках взаимодействия в региональных организациях, прежде всего, в Шанхайской организации сотрудничества".
Российский министр не лукавил, говоря о перспективах военного сотрудничества между обеими странами. С начала 2004 года взаимоотношения Ташкента и Москвы потеплели на несколько градусов. Но этому способствовало не глобальное потепление, а, как ни странно, несколько замороженные политические связи Узбекистана с США и некоторыми европейскими странами. С другой стороны, Путин – это не Ельцин, при котором позиция к "младшим братьям" проявлялось как "подбрюшью России". Стратегические интересы начали активно проявляться в настоящее время, хотя о них "балакали" главы государств с высоких трибун, чтобы замазать уши своим согражданам, избирателям, но за ними ничего не стояло – ни дел, ни планов, ни задач. Практически, эти "интересы" находились в эмбриональном состоянии, пока не изменилась геополитическая ситуация.
Иванов не скупиться на "крепкие" фразы, описывая угрозы: "И для того, чтобы эффективно противодействовать новым вызовам и угрозам, или, если говорить русским языком, "террористической заразе", "экстремистской заразе", которая имеет место и в Центральноазиатском регионе, и в России, для этого, конечно, необходимо взаимодействие".
После этого министр переходит на понятный воякам язык: "Если говорить о нашем военно-техническом сотрудничестве, то мы наметили конкретные мероприятия по их интенсификации и укреплению, прежде всего, на двусторонней основе".
Имеется в виду проработка вопроса о совместных российско-узбекистанских военных учениях на 2005 год. Сергей Иванов пригласил узбекских коллег в качестве наблюдателей на августовское учение "Рубеж-2004" антитеррористической направленности. В них будут участвовать вооруженные силы Российской Федерации, Кыргызстана, Казахстана. Москва предлагает Ташкенту и ближайшим сателлитам вступить в иную антитеррористическую коалицию, которая явно отличается от возглавляемой Вашингтоном. И Ташкент, играя на глобальных противоречиях, не отказывается.
- В ближайшее время я рассчитываю на то, что Государственная Дума России ратифицирует наше соглашение "О взаимном использовании ВВС и ПВО" в интересах укрепления общей безопасности, - подчеркнул С.Иванов. - У Узбекистана большой практический интерес к военно-техническому сотрудничеству с Россией, к поставкам вооружений, как из наличия, так и из промышленности.
Он также отметил, что его узбекский коллега "Кадыр Гулямов подробно информировал о тех реформах, которые проводятся в Вооруженных силах Республики Узбекистан, об очень серьезном отношении к сержантскому составу, как к становому хребту Вооруженных сил".
Удивительно, что в 50-тысячной узбекской армии "акценты расставлены, и выбрана совершенно правильно боевая подготовка". Между тем, эта армия не могла долгое время разобраться с небольшой группой экстремистов. Самолеты этой армии промахнулись, скинув бомбы на кыргызский кишлак, и своих десантников - на территорию Таджикистана, причем так "умело", что один из парашютистов подорвался на узбекской мине.
С.Иванов закончил свое выступление следующей фразой: "Мы обменялись планами строительства вооруженных относительно боевой подготовки. Могу вам сказать, что здесь руководство Вооруженных сил Республики Узбекистан и Российской Федерации практически одинаково подходят к этому вопросу. Нам нужно повышать уровень боевой подготовки и оснащенности частей, постоянной готовности сил быстрого реагирования, действия малыми отрядами, группами, управление ими, действие в сложной местности, прежде всего в горных условиях, здесь у нас много общего".
Очевидно, Ташкент отложил программу переориентации своей армии на стандарты НАТО. Лучше остаться с Россией, которая может поддержать в случае опасности. А там и возвращения в Договор о коллективной безопасности недалеко – все-таки его принимали в Ташкенте в 1992 году.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |