Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Известия,
2 июня 2004

Выгнать Туркмению из СНГ

Екатерина Григорьева, Евгений Шестаков

К странным действиям Ашхабада все не то чтобы привыкли, но реагируют на удивление спокойно. Со стороны официальных лиц не звучат слова о "защите наших граждан" и "нарушениях прав", как, скажем, они звучат в адрес прибалтов. Причин тому две: во-первых, энергоресурсы, во-вторых, принадлежность Туркмении к СНГ, то есть формально - к числу как бы союзников Москвы, которых громко и публично критиковать не принято. Объясняя, зачем нужно СНГ, его функционеры говорят: общее пространство и такие вроде привычные для обывателя вещи, как поездки с внутренними паспортами или возможность получать в соседнем государстве собственную пенсию. Но Туркмения даже эти скромные признаки общего пространства сузила до минимума (введя визы), если не до беспредела. Так может, ее из СНГ взять и исключить?

У российских чиновников слово "Туркмения" вызывает приступ раздвоения личности: при неофициальном разговоре - "режим и диктатура", при официальном - "стратегический союзник". Комментировать действия Сапармурата Ниязова решаются лишь те, кто не вовлечен в структуры исполнительной власти. Дело по большей части в газе: по подписанным контрактам Ашхабад обязуется к 2007 году продавать России 60-70 млрд кубометров. Это означает, во-первых, расширение экспортных возможностей самой России, а во-вторых, то, что никому другому Туркмения этот газ продавать не будет. С последним, впрочем, тоже гарантий нет: эксперты говорят, что Ашхабад вполне может продать один и тот же объем двум разным покупателям, но это тоже никого особо не удивляет.

За газ было отдано много, в том числе - отменено двойное гражданство, что экспертами было однозначно расценено как огромная и совершенно не просчитанная уступка Москвы, самым печальным образом сказавшаяся на судьбах русских в Туркмении. Это произошло год назад, как раз одновременно с подписанием долгосрочного газового контракта. Российский МИД до сих пор без какого-либо прогресса бодается с туркменскими коллегами: Ашхабад назвал недействительным двойное гражданство сразу же после подписания документов, Москва пытается доказать, что еще нужны дополнительные протоколы. Российский паспорт худо-бедно гарантировал людям, живущим в Туркмении, какие-то права. Но сейчас речь уже не об ущемлениях прав, а о выдавливании русскоязычного населения. Каковы могут быть ответные меры?

Самый традиционный метод- политическое международное давление. Он же в случае с Туркменией самый бездейственный. И даже не столько из-за безразличия Ашхабада, сколько из-за позиции Москвы: как только в международных организациях, подобных ПАСЕ или Комитету по правам человека при ООН, доходит дело до резолюций, осуждающих политику Ашхабада, Россия "воздерживается".

Самый утопический, но одновременно самый эффективный вариант - экономические санкции. Если все покупатели туркменского газа решат его не покупать, то Ниязов будет вынужден идти на любые условия, лишь бы вернуть главный источник благосостояния. Мера эта нереальна. Даже если не заходить далеко, то есть в Европу, то получается: еще одним крупным потребителем туркменского газа является Украина, убеждать ее отказаться от энергоресурсов ради защиты прав русских в Туркмении бессмысленно. Да и политической воли оказывать таким образом давление на Ашхабад у Москвы нет. Санкции, безусловно, часть инструментария мировой практики, но надо просчитывать действия, руководствуясь не эмоциями, а эффектом, который они могут дать", - говорят высокопоставленные российские дипломаты. Плюс деньги, которые российский "Газпром" уже вложил в модернизацию трубопроводной сети - иначе заявленные объемы прокачать не удастся. Газ - возможный инструмент давления в игре с теми, у кого его нет (смотри пример Белоруссии), но не с Туркменией.

Третий путь слаб, но из-за невозможности первых двух получается единственным - меры в рамках СНГ, вплоть до исключения. С одной стороны, скептически к этой организации относятся многие, в том числе и на государственном уровне. Но Туркмения плюет на СНГ совсем уж свысока. Ниязов игнорирует все саммиты глав государств, участие туркменских министров в попытках склеить какие-либо договоренности - редкость, и даже в статистический комитет СНГ, орган неполитический и во всех смыслах безобидный, Туркмения с 1999 года данные о своей экономике не предоставляет. Сюда же нужно прибавить визовый режим для граждан СНГ. Но, с другой стороны, Ниязов самим фактом членства в разнообразных международных союзах дорожит. Возможно ли исключение Туркмении из СНГ как четкий знак сформулированной позиции? Да и СНГ станет от этого лишь крепче, по крайней мере - не слабее.

- Участие Туркмении в СНГ сегодня настолько занижено, что этим, по сути дела, мы никого не испугаем, - говорит Константин МАРКЕЛОВ, первый зампред сенатского комитета по делам СНГ. - Но на уровень санкций еще рано выходить, мы еще не исчерпали переговорный процесс. Должна быть соответственная политика по защите наших интересов, по защите русскоязычного населения. Эти вопросы должны ставиться на саммитах СНГ, и, возможно, это будет одной из тем встречи глав прикаспийских государств, которая планируется в январе 2005 года.

"Россия может воздействовать на Туркмению только экономическим давлением. Других рычагов у нас нет, - возражает Андрей ГРОЗИН, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ. - Речь идет о готовности российских корпораций, в первую очередь "Газпрома", отказаться от выгодных контрактов с Ашхабадом. Влиять на Ниязова с помощью переговоров - задача неблагодарная: российские власти занимались этим все последнее десятилетие. Но в конечном итоге к мнению Москвы туркменская сторона не прислушалась. Воздействовать на Туркмению через механизмы СНГ также бесперспективно. Российские чиновники, которые курируют работу СНГ, никогда не поднимут вопрос об исключении Ашхабада из СНГ. Если до этого не дошло, когда в прошлом году Ниязов усилил давление на граждан, имевших двойное (российское и туркменское) гражданство, то ничего подобного не произойдет и сейчас. К тому же пренебрежительное отношение Ниязова к СНГ всем хорошо известно, и исключение из Содружества его абсолютно не испугает".

Не лучшего мнения о Ниязове и политолог Сергей МАРКОВ: "Ниязов - это диктатор, который обладает настолько большой властью в своей стране, что у него больше не существует сдерживающих факторов. Население Туркмении предано мировыми лидерами, которых сегодня не слишком волнует соблюдение прав человека в республике. Режим Ниязова проводит репрессии в отношении своего народа. Рано или поздно международному сообществу придется вмешаться в эту ситуацию. Может даже потребоваться ввод в Туркмению миротворцев.

Мы добиваемся, чтобы мир признал особое положение России в СНГ, а Москва выступала гарантом безопасности и стабильности на постсоветском пространстве. Туркмения - это тот пример, на который все смотрят. Возьмет ли Россия ответственность за ситуацию с правами человека в СНГ? И если мы "обменяем" вопрос с правами человека в Туркмении на газ, то мир с полным правом откажется от признания особых прав России в СНГ. Так что те, кто доказывает, что не надо ссориться с Ниязовым, - это люди, которые из-за собственных интересов в газовой сфере продают не только интересы русских в Туркмении, но и влияние России в государствах СНГ".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ