Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Рocciя,
3 июня 2004
Кирилл Фролов, эксперт Института стран СНГ, пресс-секретарь Союза православных граждан
Мы становимся свидетелями и участниками великого и святого дела воссоединения Патриаршей и Зарубежной частей единой Русской православной церкви. Напомним, что церковные иерархи русского рассеяния, нашей диаспоры, состоявшей из духовной и культурной политической элиты России, эвакуировавшиеся от большевистского террора, организовались в Русскую православную церковь за границей. Зарубежная часть Русской церкви воздерживалась от церковного общения с Московским патриархатом, пока Церковь на Родине была несвободна. Когда коммунизм пал и Церковь стала постепенно освобождаться от его цепких лап, в русском зарубежье возникли две линии поведении в отношении России. Первая: не признавать Московский патриархат и создать сеть параллельных “истинно православных приходов”. Вместо ревнителей православия в эту “сеть” за редким исключением пошли лица, ищущие заграничных контактов, поссорившиеся со своими епископами или “профессиональные диссиденты”, для которых борьба с Московским патриархатом превратилась в самоцель. Эта линия сначала возобладала в Зарубежной церкви – с 1990 года в России начали открываться “параллельные” приходы.
Это вылилось в итоге в проблемы для всего русского православия: воспользовавшись поддержкой русских эмигрантов, “перебежчики” ушли и от Зарубежной церкви, организовав совсем уж экзотические “сверхправославные” группы, состоящие из десятка человек, считающих себя последними православными на планете Земля. Однако большую часть Зарубежной церкви составляли трезвые православные люди. Само решение о создании “параллельных” приходов было принято по единственной причине: в зарубежье вообще ничего не знали о том, что происходит на Родине. “Зарубежники” как непримиримые антикоммунисты до последнего были “невъездными”. И по мере знакомства с российской реальностью в Зарубежной церкви росло понимание, что религиозная и политическая ситуация в России зависит от того, какие процессы будут происходить в Русской православной церкви, что сама идея “альтернативного православия” является маргинальной, что бороться надо за Русскую церковь, а не против нее. Россия нуждалась и нуждается в подлинном возвращении Зарубежной церкви – не в микроскопических “параллельных” приходах, а в полноценном возвращении в “большую” Церковь Московского патриархата огромных сокровищ богословия и традиций русского зарубежья. Именно это осознание привело к тому, что диалог двух частей Русской церкви начал стремительно развиваться. Принятие в 2000 году Социальной концепции РПЦ, в которой есть специальный пункт о том, что Церковь может отказать в доверии государственной власти, если ее действия будут носить откровенно богоборческий характер, было признано Зарубежной церковью как отказ от пресловутого “сергианства” – идеологии сервильности и компромиссов с тоталитарной властью. Осенью 2003 года Россию посетила группа иерархов РПЦЗ во главе с архиепископом Берлинским Марком (Арндтом), которая провела встречи и переговоры с Патриархом и членами Священного Синода, молилась в московских святынях. Это посещение России было подготовительным перед главным событием – визитом митрополита Лавра и большой группы епископов и священников Зарубежной церкви в Россию, который состоялся 14–28 мая. Визит можно считать триумфальным с точки зрения идеи восстановления единства Русской церкви. Никто и не планировал, что общение в таинствах будет восстановлено прямо сейчас: разговоры скептиков и недоброжелателей, что “прорыва не произошло”, не основательны. Произошло другое. Патриарх Алексий и митрополит Лавр встречались изо дня в день на службах, владыка Лавр проповедовал в московских храмах Московского патриархата. “Зарубежники” посетили святыни России – новые монастыри на месте уничтожения останков св. Царственных страстотерпцев и расстрела великой княгини Елизаветы на Урале, Дивеево, Питер и родину преп. Серафима Саровского – Курск. Везде – встречи с епископами, духовенством и народом. Везде – боль от продолжающегося разделения и желание единства. Стороны провели переговоры, после которых секретарь Германской епархии РПЦЗ пот. Николай Артемов заявил, что вопрос о восстановлении единства Русской церкви практически решен, что остались только технические детали. Речь идет о приходах РПЦЗ в России. И этот вопрос решаем – можно создать признанное МП подворье Зарубежной церкви, которое объединит эти приходы, кто-то из местных “зарубежников” найдет себя в “большой” Русской церкви. Во время визита митрополита Лавра произошло важнейшее символическое событие – совместная закладка Патриархом и митрополитом Лавром храма Новомучеников Российских в Бутове.
Но нашлись политические силы, которые откровенно выступают против усиления Русской церкви и, следовательно, России.
Три средства массовой информации – интернет-сайт “Кредо”, НТВ и “Московский комсомолец” устроили информационную войну против объединения Русской церкви. На НТВ был показан репортаж, где в качестве экспертов были приглашены лица, лично не заинтересованные в объединении РПЦ и РПЦЗ, – типа Михаила Ардова, представителя микроскопической группки из нескольких десятков человек, именующей себя “Российской православной автономной церковью”, характерной особенностью которых является то, что эта горстка людей считает себя последними православными христианами на планете Земля. Вторым экспертом НТВ стал скандальный журналист Бычков, известный тем, что основным его занятием является дискредитация членов Священного Синода РПЦ. Еще в ноябре 2003 года “Кредо” устроило провокацию, опубликовав в качестве редакционного комментария статью, в которой утверждается, что Московский патриархат потребовал от Зарубежной церкви передать свою собственность РФ. Союз православных граждан попросил представителей Зарубежной церкви прокомментировать этот бред и получил ясный ответ: вопросы собственности и имущества на переговорах не обсуждались! Дальше – больше. Это издание оклеветало архиепископа Марка, опубликовав “версию” некоего “отставного чекиста” Преображенского, в которой утверждается, что архиепископ Марк посещал СССР, был завербован КГБ в 1979 году и является агентом российской разведки, получившим задание “подчинить Зарубежную церковь Москве”. СПГ сделал еще один запрос в Германскую епархию Зарубежной церкви и получил ответ, что в 1979 году архимандрит Марк (Арндт) служил ежедневно в русском храме г. Висбадена (ФРГ) и никуда не отъезжал, соответственно, никогда не арестовывался. Казалось бы, неоднократное уличение в явной клевете должно расставить все точки над “i” в вопросе репутации подобных изданий. Однако антицерковная истерия продолжается, ибо на нее существует политический заказ. Слово “клеветник” переводится на греческий как “диаволос”. Дьявольское сопротивление делу объединения Патриаршей и Зарубежной частей Русской церкви свидетельствует о том, насколько важным является это дело и для Церкви, и для России. Для Церкви это излечение раны на ее теле, торжество исторической и канонической правды, для России – важнейший шаг в деле воссоединения разделенного русского народа и собирания мировой русской диаспоры.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |