Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Докучаева
Этот вопрос был вынесен 21 мая с.г. в Госдуме на парламентские слушания «О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их защите и поддержке», которые провел Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. На слушаниях выступили представители Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел, Московского Правительства, депутаты Госдумы, правозащитники, общественные деятели, среди которых был и директор Института стран СНГ К.Ф.Затулин. Свое слово сказали и сами зарубежные соотечественники, представившие все бывшие союзные республики.
Несмотря на серьезные проблемы, с которыми сталкиваются граждане России в новых постсоветских государствах, число желающих принять российское гражданство не уменьшается. Среди причин, по которым люди стремяться получить российское гражданство выделяются следующие:
- нежелание терять связь с исторической и этнической Родиной;
- обостренное чувство сопричастности к делам и судьбе России, твердое решение быть с нею вместе "и в горе, и в радости", готовностью разделить печаль поражений и ликования побед.
- нежелание принимать гражданство страны проживания, зачастую рассматриваемое ими как предательство по отношению к России;
- нежелание связывать свое будущее с государством проживания в связи с ограничением прав и свобод и отсутствием перспективы получения образования и обеспечения достойного уровня жизни детям и понимание того, что в обозримом будущем все равно будут вынуждены покинуть государство проживания и переехать на постоянное место жительства в Россию.
- намерение в обозримой перспективе покинуть страну проживания и переехать на постоянное место жительства в Россию или воссоединить семью с близкими родственниками, проживающими в Российской Федерации.
Очереди в российских консульствах с годами не уменьшаются. Например в Узбекистане очередь за российским гражданством превышает 17 тысяч человек. Для того, чтобы оформить в консульстве в Ташкенте документы для всех желающих понадобилось бы несколько лет. Но увы, тем, кто не успел оформить гражданство на сегодняшний день, новый закон о гражданстве, который уже утвержден Советом Федерации, отрезает возможность стать гражданином России без предварительного переезда. И на территории России людям еще предстоит помыкаться несколько лет, прежде чем они смогут просить о предоставлении российского гражданства. Новый закон, правда. предусматривает упрощенный порядок принятия гражданства без требований проживания в России для лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Россией. На слушаниях прозвучала резонная идея, что все, кто был направлен из России на поднятие ее окраин, промышленности, целины – должны быть признаны лицами с особыми заслугами перед страной. Хорошая идея, но, к сожалению, мало надежды, что именно так будут понимать норму закона чиновники, рассматривающие дела о гражданстве.
Слушания показали, что Российская Федерация не исполняет своих конституционных обязательств перед гражданами, проживающими за рубежом. Не чувствуют граждане России материнской заботы Родины. И последние преобразования государственных структур, отвечающих за защиту соотечественников за рубежом, не внушают оптимизма. МИДу не просто будет ставить вопросы защиты прав граждан РФ, а тем более соотечественников, по различным причинам гражданство РФ не оформившим. С огромными трудностями сталкиваются российские граждане, прибывающими на постоянное жительство в Россию. Бездействуют программы помощи вынужденным переселенцам. Как они будут работать в недрах МВД, который призван бороться с преступниками, и благотворительным никогда не был?
Граждане России, проживающие за рубежом (только на консульском учете их состоит около 350000 человек) дискриминированы в праве избирать и быть избранными в органы власти Российской Федерации. Многие из них лишены возможности голосовать на выборах Президента страны и депутатов Государственной Думы. Они не имеют возможности добраться до избирательных участков, которых явно не достаточно открывается в странах СНГ и Прибалтики. Они не имеют возможности избрать «своего» депутата. Хотя количество граждан, постоянно проживающих за рубежом, уже достаточно для создания нескольких зарубежных округов, они разбиты между несколькими округами внутри России, и их доля среди избирателей округа не превышает 10 процентов. Еще в 1994 году был выдвинут проект создания отдельного зарубежного округа, но вопрос так и не решается. На слушаниях он вновь прозвучал. И в рекомендациях отмечена необходимость рассмотрения этого вопроса законодателями.
Многие проблемы были озвучены на слушаниях, многие вопросы поставлены. Услышат ли их чиновники из МИДа и МВД, в чьи руки отдана теперь судьба российских граждан, без собственной воли оказавшихся за пределами России? Услышат ли их депутаты Федерального Собрания?
Продолжение темы и материалы прошедших слушаний публикуются в разделе «Проблемы диаспоры».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |