Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
02 – 08.06.2004. Российские Вести №20
Девлет Озоди
Ислам Каримов решил ужесточить режим
Попытки, предпринятые президентом Узбекистана в прошлом году и направленные на косметические изменения политической системы страны, завершились окончательно. Власть переходит к опробованным способам воздействия на общество. Кризис режима становится все более очевидным. Кто его будет спасать?
Как это ни парадоксально на первый взгляд, но именно зарубежные западные дипломаты начинают уже возмущаться порядками страны своей аккредитации, то есть Узбекистана. Наиболее известным является посол Великобритании Крейг Мюррей, заявлявший еще в 2003 году: "Узбекистан не только не имеет действующей демократии, но даже не движется в ее направлении". Более того, он открыто выступил против режима Ислама Каримова в интервью, данном британскому агентству "Рейтер", где он назвал вещи своими именами: "Это клептократическое правительство, проводящее экономическую политику, которая является причиной растущей бедности".
В мае 2004 года дело приобрело скандальный оборот к недовольству узбекских властей. Буквально на днях во время конференции, посвященной Международному дню свободы прессы, Крейг Мюррей заявил о событиях конца марта текущего года в этой стране: "Вы можете говорить о связи этих терактов с Саудовской Аравией или с Пакистаном, или с Сирией, но, честно говоря, причина этих терактов находится здесь, в Узбекистане. Одна из больших проблем состоит в том, что у людей нет надежды. Они знают, что ситуация ухудшается, они знают, что у них нет свободы, они знают, что простые люди становятся все беднее и беднее, но то, что они видят в газетах, - это то, что они живут в раю. И поэтому у них нет надежды, что что-то изменится к лучшему. И поэтому молодые люди, которые доведены до отчаяния, прибегают к насильственным методам".
Жесткая критика режима Западом, который рассматривался Каримовым как инструмент борьбы с Россией, с одной стороны, а с другой - как финансово-экономический источник, вызывает все большую озабоченность у официального Ташкента. Критика Каримовым "Института Открытое общество" и Европейского банка реконструкции и развития привела к тому, что последний в дальнейшем отказался работать с Узбекистаном. В этой связи глава страны был вынужден приоткрыть завесу таинственности над причинами отказа ЕБРР, заявив: "Иногда нельзя понять, является ли Европейский банк банком с экономическими и финансовыми интересами или правозащитной организацией".
17 мая был опубликован доклад Государственного департамента США под названием "Поддержка прав человека и демократии: действия США". Судя по разделу, посвященному Узбекистану, Вашингтон больше не намерен терпеть поведение властей этой страны, демонстративно заигрывавших с США, как оказалось, в собственных целях. В докладе, в частности, отмечалось: "Пытки применяются повсеместно, условия в тюрьмах чрезвычайно тяжелые, преследованиям подвергаются независимые журналисты, оппозиционные политики и правозащитники. В конце года число людей, находящихся в тюрьме по политическим или религиозным мотивам - в основном лиц, по мнению правительства, связанных с экстремистскими исламскими политическими группами, - составляло по оценке от 5300 до 5800". "Президент Каримов был избран на второй срок в результате выборов, которые, по широко распространенному мнению, не были ни свободными, ни честными".
Буквально через несколько дней после появления этого документа власти Узбекистана предприняли ответные меры. Министр юстиции Узбекистана Абдусамат Палван-заде на срочно собранной пресс-конференции объявил о новых правилах перерегистрации неправительственных иностранных организаций. Фактически отныне они лишаются возможности поддерживать какие-либо контакты с незарегистрированными политическими организациями в Узбекистане.
Для посвященных в особенности политической ситуации это означает: любые связи с оппозиционными, а потому и незарегистрированными партиями "Народное движение Бирлик", Демократической партией "Эрк" и рядом других будут означать закрытие неправительственных организаций на территории Узбекистана. Прикрываясь наличием якобы независимых от властей партий Национально-демократической, Социал-демократической "Адолат", Демократической партии национального возрождения, Национально-демократической партии Фидокорлар и Либерально-демократической, правительственные чиновники объявляют остальные подрывными и террористическими организациями.
Лишение аккредитации Соросовского фонда, как свидетельствуют косвенные факты, было обусловлено страхом властей повторения "революции роз", произошедшей в Грузии. Ислам Каримов был одним из тех центральноазиатских президентов, которые крайне болезненно отнеслись к произошедшему в Тбилиси: слишком впечатляющими были события. Это отметили как местные, так и сторонние наблюдатели. Поэтому президенту Узбекистана остается в нынешней ситуации лишь усиливать установленный им и продолжающий отстраиваться режим. Ряд отечественных экспертов, анализируя поведение США в регионе, видят в нем некую "скрытую повестку дня". Так, в частности, российский специалист Виталий Хлюпин склонен считать, что "ресурсы военных баз дают им [американцам] возможность в любой момент дезинтегрировать местные режимы, тем самым погрузив регион в полный хаос. Выгоден ли США хаос в непосредственной близости от российских границ - это вопрос глобальной геополитики. Однако это очень хороший вариант одновременного воздействия на Россию, Китай и Индию".
Составители доклада "Стратегические парадигмы 2025: планирование безопасности США для новой эры" из американского Института анализа международной политики полагают: "Ситуация в Средней Азии во многом зависит от того, как будут развиваться Китай и Россия, а также от того и каким образом они будут определять отношения между собой и Индией. Любой конфликт между Китаем и Индией, между Китаем и Россией затронет регион Средней Азии и вызовет цепную реакцию нестабильности". Не исключено, что официальный Ташкент попытается вновь использовать как аргумент тезис защиты стабильности за счет подавления демократии. Но именно он может оказаться ключевым для понимания того, что хочет Ислам Каримов и те из его коллег в соседних странах Центральной Азии, кто хотел бы "законсервировать время".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |