Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Союзная газета, №5 (15), май 2002 г.
Недавнее появление в Грузии группы американских военных советников вызвало немало мрачных прогнозов. Сохранит ли Россия свои позиции в Грузии, а фактически - во всем Закавказском регионе? Как известно, пессимист - это хорошо информированный оптимист. Это определение вполне можно отнести к послу РФ в Грузии в 1996-2000 гг., заведующему отделом Кавказа Института стран СНГ Феликсу СТАНЕВСКОМУ, рассказавшему «Союзной газете» о своем видении ситуации:
- Курс, которым следует Грузия, в обязательном порядке предполагает не просто политическое и военное дистанцирование от России, но дистанцирование вызывающее, задиристое, явно наносящее ущерб российским интересам в регионе. С точки зрения грузинского национализма, олицетворением которого является сейчас высшее руководство Грузии, независимость страны может быть независимостью только от России - но не от Турции, США, Европейского Союза. Оплатой сближения с НАТО и другими западными структурами служит нанесение урона России -другой возможности платить по счетам националисты просто не видят. Говоря об этом, необходимо, конечно, разделять грузинскую политическую элиту и население Грузии, 90% которого относится к России с симпатией и любовью.
США, несомненно, заинтересованы в удержании у власти нынешнего руководства Грузии. В этом смысле появление в Грузии американских военных советников можно рассматривать как попытку помочь Эдуарду Шеварднадзе сохранить президентский пост. Поэтому руководство Грузии фактически получило индульгенцию и за Кодорские события октября прошлого года, и за теплые слова Шеварднадзе в адрес предводителя чеченских боевиков Руслана Гелаева, нашедшего приют на грузинской территории. Возможность подобных высказываний в разгар «антитеррористической операции» говорит о многом. Никому другому США не позволили бы столь откровенно поддержать террористов.
Все это свидетельствует о неизменности внешнеполитического курса, избранного нынешним грузинским руководством. На мой взгляд, большинство возможностей воздействия на него Россия уже упустила, давно перейдя черту, перед которой еще можно было предпринимать какие-либо меры, заставляя Грузию считаться с российскими интересами. Наиболее явно это проявляется в исповедуемой Тбилиси политике благожелательного нейтралитета по отношению к чеченским боевикам, находящимся на грузинской территории.
Необходимо осознать простую вещь:
к сожалению, бывают ситуации, когда выбирать приходится не между хорошим и плохим, а между плохим и очень плохим. Первый вариант Россия упустила, так как долгие годы в ее действиях в регионе отсутствовала единая политическая линия. Теперь, если мы хотим избежать крайне неблагоприятного развития событий, нужно хотя бы перестать помогать Грузии наносить ущерб России. Прежде всего, необходимо перестать поставлять Грузии электроэнергию по бросовым ценам, как это практикуется сейчас.
Российское руководство вполне способно на такие решения. Обычно непринятие жестких мер объясняется страхом подтолкнуть Грузию к дальнейшему отдалению от России. Нужно, однако, понять:
так или иначе, но официальный Тбилиси все равно намерен сделать это, и его не удержать улыбками на саммитах и бесплатной электроэнергией. Эта Грузия не намерена поддерживать дружеские отношения с Россией! Уже только в силу этого торговля с Грузией должна вестись по нормальным, мировым ценам. Именно Россия - первый покупатель грузинской продукции, и у нас должна быть четкая внешнеэкономическая политика, связанная с этим обстоятельством.
Необходимо проведение большой дипломатической работы для обеспечения российских интересов в области государственной безопасности при разработке тех или иных двухсторонних документов. В них в обязательном порядке должны вноситься положения, обеспечивающие интересы России в регионе. Если же они по-прежнему не будут учитываться, подписывать и исполнять такие соглашения нет никакого смысла. Так, вывод российских баз из Грузии осуществляется на откровенно невыгодных для России условиях. Фактически Москва сделала большой и незаслуженный подарок в области безопасности стране, которая наносит ей явный ущерб.
Россия должна противостоять работе различных грузинских структур на своей территории. Активная работа лоббистов интересов нынешнего руководства Грузии, которую выполняют и некоторые российские госчиновники, и ряд российских же СМИ, и представители грузинской диаспоры в Москве, совершенно очевидна. Было бы естественно, если бы грузинская диаспора исполняла функции моста между Грузией и Россией, способствовала укреплению взаимопонимания между ними. Но лишь один раз, во время Кодорских событий, группа грузинской интеллигенции, проживающей в России, высказалась против политики Шеварднадзе. Декларируемая интеллигенцией взаимная любовь - пустые слова, если на деле она не помогает русскому и грузинскому народу сохранить дружественные отношения, издавна присущие России и Грузии. Государственная Дума, представители российской общественности, деятели культуры и искусства также могут немало сделать для того, чтобы курсы России и Грузии не разошлись окончательно.
Что касается вариантов возможного решения «абхазской проблемы», то (убежден, что спецпредставители Грузии и России по урегулированию грузине абхазского конфликта Аслан Абашидзе и Валерий Лощинин не смогут ничего сделать до тех пор, пока главным вопросом переговоров будет оставаться статус Абхазии. Акцент грузинского руководства и стран-друзей Генсека ООН по Грузии на проблему статуса принципиально неверен, поскольку урегулировать конфликт таким образом невозможно. Абхазии фактически предлагают присоединиться к полуразрушенной стране, руководство которой не в состоянии наладить нормальные отношения даже с теми регионами, которые еще находятся в ее составе. Какие перспективы у отношений Сухуми и Тбилиси, если центр не может наладить их с Батуми? Рассчитывать на то, что абхазы признают грузинский протекторат, бессмысленно, даже если мировое сообщество окажет на Сухуми значительное давление. При этом ни Россия, ни США не пойдут в обозримом будущем на силовое решение абхазской проблемы. Такое развитие событий чревато очень серьезными последствиями для российского Северного Кавказа.
К сожалению, внешняя политика России по целому ряду направлений строится на удивление несогласованно. Наверное, только у нас возможна ситуация, когда представители российских властных структур, прибывая в Тбилиси, отправляются на переговоры с руководством Грузии без сопровождения посла, хотя право на это имеют. исключительно президент и министр иностранных дел. С такой неорганизованностью, наносящей большой ущерб интересам дела, пора покончить. Необходимо выработать единую политику России на Кавказе, которая до сих пор отсутствует. Если российские власти сумеют сорганизоваться для выработки единой линии действий, мы еще сможем вернуть многие из утраченных позиций в Закавказье. Однако масштаб потерь столь велик, что сделать этого при нынешнем руководстве РФ уже не удастся. Полагаю, даже через несколько лет мы не сможем выйти на позиции, которые имела Россия на Кавказе сразу после распада Советского Союза.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |