Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Полит.ру,
29 мая 2002
Заседание Совета глав правительств и Совета министров иностранных дел стран СНГ, которые пройдут в Москве 30 мая, не завершатся, как это традиционно бывает, саммитом глав государств Содружества - он перенесен на октябрь. Возможно, это связано с напряженным графиком Владимира Путина, но не исключено, что вопросы, которые намерены были рассмотреть президенты, просто не удалось окончательно "утрясти". В частности, это касается зоны свободной торговли СНГ, проблемы создания которой обсудят премьеры: Россия и Грузия пока не ратифицировали Соглашение 1994 года о создании такой зоны и протокол к нему 1999 года, кроме того, пока не видно окончания переговоров по согласованию "перечня изъятий" - товаров, не подпадающих под соглашение. Ситуация с ВТО (Грузия, Молдавия и Киргизия уже вступили в эту организацию, а Россия к этому еще готовится) только осложняет договорный процесс.
Руководитель отдела института стран СНГ Александр Фадеев считает, что какие бы правила игры в зоне свободной торговли не были заданы, России она всегда будет невыгодна. "Россия в ЗСТ не заинтересована - на двусторонней или трехсторонней основе она может получить гораздо большие выгоды", - утверждает эксперт. Пока же все страны СНГ хотят получать односторонние выгоды от зоны свободной торговли, и в этом смысле России она не принесет никаких дивидендов. В то же время в российских правительственных кругах возобладала прагматическая точка зрения, и если проекты в рамках СНГ Россию не устраивают, они просто не будут реализованы, поскольку Москва сейчас - инициативный центр в рамках Содружества. "Я думаю, что лидерство России главы правительств СНГ косвенно подтвердят на встрече", - сказал эксперт. Он также считает, что на саммите глав правительств и МИД каких-то масштабных решений принято не будет. Тем не менее можно предположить, что Россия будет участвовать в зоне свободной торговли, но при этом внесет в "перечень изъятий" стратегические для своей экономики топливно-энергетические ресурсы и некоторую другую продукцию.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |