Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Политком Ру,
22 июня 2004
Подготовила Любовь Шарий
Закончились многочисленные встречи и визиты Владимира Путина, проходившие в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества и ЕвразЭС в Ташкенте и в Астане. Было подписано немало соглашений, много сказано об экономическом сотрудничестве, еще больше - о проблеме организации безопасности в условиях соседства с Афганистаном. Можно ли расценивать проведенные встречи и достигнутые в ходе них договоренности как реальный шаг на пути укрепления российских позиций в Средней Азии? Насколько эффективны эти попытки в экономической и военной областях? Мнения Андрея Грозина, Сергея Казеннова, Владимира Кумачева.
Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ:
Мне представляется, что прошедшие встречи могут быть оценены как весьма эффективные: заключен ряд перспективных соглашений, и, наверное, можно даже говорить о том, что произошел прорыв, особенно в отношениях с Узбекистаном. До конца прошлого года Ташкент жестко придерживался проамериканских взглядов, эксперты говорили, что он окончательно потерян для российских интересов и российского бизнеса. Теперь заключен ряд двухсторонних соглашений между Россией и Узбекистаном, заключен крупный контракт с "Газпромом", кроме того, будет задействован и другой российский гигант - ЛУКОЙЛ. Напомню, что если в Казахстан за время его самостоятельного существования инвестировано около 25 млрд. долл., то за весь этот период Узбекистан получил в несколько раз меньше. Незадолго до визита Путина в Ташкент состоялось заключение еще нескольких промышленных сделок с Узбекистаном. Поэтому подписанные контракты - серьезная заявка на расширение российского бизнеса в Узбекистане.
Оборонное сотрудничество развивается на данный момент чуть ли не еще более интенсивно, чем экономическое: стороны заключили соглашение об активизации в области обеспечения безопасности двух стран. В соглашении имеется такой пункт: оба государства согласуют список военных объектов, которые будут использоваться каждой стороной. Конечно, пока еще рано говорить о том, что в Узбекистане может появиться российская военная база, как в Казахстане, но такой вариант в дальнейшем не исключен.
В рамках саммита ШОС тоже были достигнуты определенные подвижки: произошло документальное завершение формирования этой организации, стороны договорились о проблеме финансирования, был создан комитет РАТС - Региональная антитеррористическая структура, постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в столице Узбекистана. Договоренности об этом существовали и раньше, теперь они закреплены документально. Стороны сейчас, как мне представляется, близки к тому, чтобы расширить рамки этой организации. Говорились слова о том, что ШОС не является замкнутой структурой, что она нацелена я на сотрудничество. И хотя еще раньше ШОС была признана ООН, именно теперь эта структура приобрела законченный вид и начала работать.
На прошедшем саммите был установлен и присвоен Монголии статус наблюдателя при ШОС. Мне представляется, что это своеобразная "проба пера": понятно, что Монголия не является главным игроком на этом политическом пространстве. Но, в зависимости от того, как будут складываться отношения с наблюдателями, в дальнейшем речь может пойти о том, чтобы присваивать такой статус и более влиятельным государствам, таким, как Индия, Иран, возможно, даже США, которые проявляют интерес к новому клубу.
Тот факт, что Пекин обещал государствам ШОС инвестировать 900 млн. долл., показывает, насколько серьезно Китай относится к своему членству в этой организации.
Естественно, обсуждалась проблема обеспечения безопасности в новых государствах этого региона. Присутствие на саммите лидера Афганистана Карзая показывает, насколько серьезно участники ШОС озабочены строительством системы безопасности. Понятно, что Афганистан в этом контексте требует повышенного внимания. Россия и Китай как самые влиятельные государства ШОС готовят почву для того, чтобы, если возникнет непосредственная опасность, иметь возможность ей противостоять.
Подводя итоги саммита, можно сказать, что проблемы экономического развития и безопасности региона переходят из стадии обсуждения в стадию создания определенных структур. Визиты президента Путина в Ташкент и в Аслану показывают, что Россия пытается восстановить былой уровень влияния в этих государствах, укрепить свои позиции в регионе. И эти попытки представляются мне довольно успешными, не на "пять", но на твердую "четверку" - точно.
Сергей Казеннов, заведующий сектором геополитики ИМЭМО РАН:
Такие мероприятия широко рекламируются и широко освещаются в прессе, поэтому становятся элементами большой политики. Когда не хватает реальных возможностей или они ограничены, то ничего больше и не остается делать, как включать на полную мощность пиар-кампанию. Однако я не согласен с теми, кто ставит под сомнение эффективность таких методов. Потому что даже такие достижения, как институционализация в странах азиатского региона будут наших представительских структур, небесполезны. Другое дело, что в рамках СНГ выполняется только 5 процентов соглашений.
Инициативу Китая о выделении экспортного кредита, на мой взгляд, не все участники саммита восприняли "на ура", и я с этим согласен: Китай выступает за расширение функций ШОС с точки зрения своих интересов, с точки зрения расширения китайского рынка. Большинство членов ШОС считают, что у этой организации должны быть более четкие рамки обозначенных интересов.
Много было сказано об Афганистане, о борьбе с наркотрафиком. Я сразу могу сказать, что идея с "кольцами безопасности вокруг Афганистана" технически весьма трудно выполнима, кроме того, наших пограничников вытесняют сейчас даже из Таджикистана, и непонятно, с привлечением каких сил эти кольца хотят создавать. А кольцо безопасности нужно выдвигать в самом Афганистане. В этом году там рекордный урожай опия, но задерживается на границе меньше одного процента. Есть еще один немаловажный аспект: существуют стороны, не заинтересованные в нашей успешной борьбе с этой проблемой. И их можно понять: если значительная часть наркотрафика растворяется на территории СНГ, то меньше наркотиков попадает в Европу, еще меньше - в Америку. Если наркотрафик нельзя ликвидировать, то нужно его перенаправить.
То, что на саммит приглашали Карзая, а Монголию сделали наблюдателем при ШОС - не означает нацеливания на расширение. Пока ШОС не определилась со своими основными функциями и пока все это не начало работать, расширение совершенно ни к чему.
Давайте говорить откровенно: если роль Китая будет резко расти (а к этому идет), то кому нужна ШОС, если она будет использоваться только в интересах Китая? Эта организация должна быть вмонтирована в реальную геополитическую ситуацию и выполнять те функции, для которых она была создана. Пока они выполняются только на бумаге. Я бы сказал, что участники ШОС по сравнению с тем, что было в самом начале, недалеко ушли. Но нужно отметить, что и ситуация резко изменилась: когда создавалась Шанхайская организация, еще до 11 сентября, ее создатели боялись религиозного экстремизма с юга, а сегодня структуры безопасности выставляет Запад. Поэтому если ШОС будет замахиваться на большие вещи, а не заниматься тем, для чего была создана - борьбой с местным экстремизмом и терроризмом, укреплением границ, - толку не будет, а возможно, это будет даже контрэффективно. Ведь активность ШОС при настораживающем нарастании активности Китая может вызвать активность каких-то других сил.
Больше ни на что этой организации замахиваться не нужно. Я не думаю, что ШОС или ЕврАзЭС могут стать локомотивом экономических процессов на постсоветском пространстве. Новое партнерство стран-бывших советских республик развивается более эффективно для них. И эти новые партнеры будут сильно препятствовать тому, чтобы Россия восстановила свое влияние на этом пространстве. Нужно понять, что среднеазиатский регион как зона наших эксклюзивных интересов потерян, и в этом статусе его уже невозможно вернуть. Элиты этих новых государств уже ориентированы на Запад.
Владимир Кумачев, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, вице-президент Института национальной безопасности и стратегических исследований:
Сейчас на слуху тема взаимоотношений России, НАТО и Евросоюза на территории стран СНГ. И в этих визитах и саммитах я вижу попытку усилить роль России в этом регионе, где отношения с Западом ставят на первый план. Но тут с нашей стороны нужны сильные экономические ходы, одних политических мало. Мне кажется, что попытки Путина изменить ситуацию с помощью привлечения Китая к этой деятельности могут что-то дать России. Хотя это очень рискованный ход. Потому что Китай при своей растущей экономике тоже претендует на влияние в Средней Азии. Китаю нужны ресурсы. России же совершенно не выгодно становится кладовой для Китая, не только ресурсной, но и территориальной. Учитывая, что борьба с Западом на этом пространстве нам совершенно не нужна (наоборот, правильно выстроенные отношения даже интереснее), привлечение Китая к проблемам этого региона я расцениваю не как попытку "вытеснить Запад", а как демонстрацию тому же Западу, что Россия может обратиться и в другую сторону.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |