Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Assandi-Times,
18 июня 2004
Мухаметжан Адилов
Нурсултан Назарбаев опоздал с политическими инициативами на три года
Если прежде глава государства демонстрировал свою политическую нейтральность, как бы говоря всем: я всенародно избранный президент и стою на защите конституционных прав и свобод граждан страны, независимо от их политических убеждений, то в последнее время он открыто занялся продвижением в массы «Отана». И внеочередной съезд собственной политической партии он использовал не столько для мобилизации своих сторонников перед парламентскими выборами, сколько для убеждения избирателей, что только он и его партия способны защитить, накормить, обогреть и понять казахстанцев.
Надо признать, что президентские спичрайтеры и советники постарались и подготовили Нурсултану Абишевичу неплохой доклад. Если бы он озвучил его осенью 2001 года, сразу после того, как было создано общественное объединение «Демократический выбор Казахстана», то я думаю, что политическое развитие страны пошло бы по иному, более мягкому и конструктивному руслу.
Но случилось то, что случилось, и сегодня идеи президента по реформированию политической системы и развитию демократии смотрятся не просто слабо, они смешны, поскольку опоздали как минимум на три года, а теперь, к тому же, предлагают затянуть процесс реформирования как минимум еще на семь лет.
Каждый слышит то, что хочет
Свой доклад президент республики начал с признания, которое стоит сотен статей в провластных СМИ: «Казахстан стоит на пороге серьезных политических испытаний». Учитывая многочисленные заявления Ермухамета Ертысбаева и иже с ним о том, что итоги выборов 2004 года депутатов Мажилиса и 2006 года президента страны уже предрешены благодаря президентским же политическим инициативам, это говорит о многом.
Последующую часть доклада можно смело не читать. Там Нурсултан Назарбаев в очередной раз проинформировал, что Казахстан является лидером среди стран СНГ, а действующая политическая система проверена самой жизнью. Благодаря тому, что спичрайтеры правильно подобрали базовый период для сравнения - 1990 год, когда экономика СССР уже стремительно падала в пропасть, Нурсултан Абишевич смог привести хорошую статистику – в 2003 году ВВП у нас превысил уровень 1990 года на 6,3%, а с учетом двойного и тройного (?) учета валового внутреннего продукта в Советском Союзе – даже больше.
Затем глава государства «разбил» тезис оппозиции о том, что политические реформы в нашей стране отстают от экономических. Как выяснилось, все это ерунда на постном масле. В качестве аргументов Нурсултан Назарбаев опять повторил достижения: плюрализм, многопартийность, либерализация выборного законодательства, эффективный парламент, реформа межбюджетных отношений, независимая судебная система, появление уполномоченного по правам человека, мораторий на смертную казнь, 4,5 тысяч неправительственных организаций, независимые масс-медиа, самая многочисленная в регионе Интернет-аудитория.
Каждый гражданин РК, включая Нурсултана Назарбаева, имеет право на собственную точку зрения на успехи в деле демократизации, поэтому нет смысла спорить с главой государства. Лично я считаю, что все вышеперечисленное - не заслуга президента, а результат его вынужденного отступления под давлением демократической оппозиции и международной общественности. Глава государства просто делает хорошую мину при плохой игре. Интересно, была бы в Казахстане реальная многопартийность, если бы ДВК, Компартия и «Ак жол» не выстояли под постоянным давлением со стороны пропрезидентских сил?
Но больше всего меня поразил тот факт, что для доказательства реальности демократических достижений Казахстана Нурсултан Назарбаев использовал мнение тех людей и организаций, которые еще недавно критиковались им за вмешательство во внутренние дела страны. Ладно, оставим в покое президента «Moody?s Corporation» Джона РЕЗЕРФОРДА, с экономикой у нас на самом деле неплохо. Но ссылки на мнения государственного секретаря США Колина ПАУЭЛА, председателя ОБСЕ Соломона ПАССИ, посла США при ОБСЕ С. МИНИКЕСА, депутата Европарламента А. Ди ПЬЕТРО, сенатор Р. ЛУГАРА отдают явным иезуитством и демонстрируют политическую глухоту главы нашего государства.
Ведь не так давно видные представители Госдепартамента и ОБСЕ, в том числе двое из перечисленных политиков, весьма жестко критиковали как нашу внутриполитическую практику, так и действия государственных органов по подавлению демократической оппозиции и свободы слова в стране. Воистину, каждый слышит то, что хочет.
«Назарбаевские» деревни
Но если в перечислении успехов страны, которые Нурсултан Назарбаев навязчиво приписывает своему мудрому руководству, глава государства был не нов, то программа политических преобразований заслуживает внимания. Эту часть выступления он начал с того, что пообещал: «постоянно выверять наши будущие шаги по политической реформе с интересами страны, задачами сохранения политической стабильности в обществе и учитывая мнение всего народа».
После чего глава государства объявил о том, что он создаст при Себе постоянно действующую «представительную Национальную комиссию по вопросам демократии и гражданского общества». Это новообразование должно заменить почившее в бозе Постоянно действующее совещание по демократизации и развитию гражданского общества. Осмелюсь предположить, что поскольку новая нацкомиссия будет при Нурсултане Абишевиче, он вряд ли ее возглавит сам. Скорее всего, руководителем станет или руководитель администрации президента, или его заместитель.
Поскольку государственно-правовое управление со среды возглавляет Бауржан МУХАМЕДЖАНОВ, ему и карты в руки. В общем, нас ожидает ПДС №2, политическое действо без интриги и результата, своего рода «назарбаевская деревня», предназначенная исключительно для изображения казахстанской демократии в «действии».
По мнению президента страны и по совместительству штатного председателя политсовета партии «Отан», Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества должна заняться выработкой мер по совершенствованию политической системы страны.
Пределы дозволенного он определил весьма четко. Права Парламента будут расширены: теперь он сможет обсуждать кандидатуру не только премьер-министра, но и министров - на заседаниях профильных комитетов. Из слов президента можно сделать вывод, что права отклонить кандидатуры, выдвинутые главой государства, у депутатов не будет, только возможность обсудить, поговорить, высказать свое мнение в глаза чиновникам – не более того.
В области децентрализации государственного управления разрешено повысить роль маслихатов, ввести местное самоуправление и продолжить дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений. В области государственного строительства президент дозволяет дальнейшее улучшение системы государственной службы и совершенствование организации деятельности правительства.
В области права будет усилена борьба с коррупцией, усовершенствована правоохранительная система, поэтапно введен институт присяжных заседателей, усилены правозащитные механизмы, расширены права омбудсмена, повышена роль адвокатуры в рамках уголовного судопроизводства, усилены гарантии прав граждан, полностью отменена смертная казнь. В области социальной политики глава государства видит повышение роли профсоюзов в деле защиты прав работников наемного труда, в медиа-сфере – дальнейшую либерализацию в отношениях государства и средств массовой информации.
Поскольку последнее прямо касается нашей газеты, я начал гадать, чтобы бы это значило? Если президент подразумевает под полной либерализацией свободу действий чиновников по уничтожению независимой прессы, значит иск его администрации к нам о возмещении морального ущерба на 100 миллионов тенге - это первый шаг в данном направлении.
Завершив перечисление мероприятий, которые большинство наших читателей прочтут мельком или вообще пропустят, потому что давно не верят в назарбаевский «новояз», Нурсултан Абишевич перешел к вопросу выборности акимов.
Где кончается свобода?
Еще раз хочу подчеркнуть, что глава государства опоздал с политическими инициативами на три года. Если бы тогда, осенью 2001 года, президент страны поддержал идею ДВК о введении выборности акимов, предложив компромисс: акимы областей, Астаны и Алматы назначаются, остальные – выбираются, оппозиция наверняка согласилась бы с ним. Теперь же, когда речь идет о легитимности пребывания его самого в кресле президента, отмене закона о первом президенте, изменения Конституции в сторону сокращения президентских полномочий - это все вчерашний день.
Кстати, возможность внесения изменений в Конституцию страны Нурсултан Назарбаев отнес на период после 2006-2007 годов, когда завершится процесс децентрализации государственной власти и становления местного самоуправления. Но на какие уступки готов пойти глава государства?
Во-первых, увеличить численность депутатов обеих палат Парламента.
Во-вторых, расширить контрольные возможности Счетного комитета и права Мажилиса и Сената по его формированию.
В-третьих, изменить схему формирования Центральной избирательной комиссии, предусмотрев участие в этом процессе верхней палаты.
В-четвертых, на конституционном уровне повысить авторитет и усилить возможности Конституционного совета.
В-пятых, наделить Парламент более широкими контрольными функциями.
В-шестых, проработать вопрос о формировании правительства через механизм парламентского большинства.
Таким образом, на внеочередном съезде «Отана» президент Казахстан перечислил политические уступки, на которые он готов пойти. Но Нурсултан Назарбаев не был бы самим собой, если бы после озвучивания программы политических «преобразований» не пригрозил тем, кто в корне с ним не согласен.
Весьма образно и двусмысленно прозвучал в его устах комментарий к цитате из Шопенгауэра: «свобода человека кончается там, где он начинает посягать на свободу соседа». Только теперь я понял его логику: свобода казахстанцев кончается там, где они начинают посягать на свободу действий президента и его семьи.
Нет смысла пересказывать угрозы в адрес неназванных деструктивных политических партий, общественных объединений и средств массовой информации. Они не новы, время от времени реализуются в различные акции, часть из которых пришлась и на долю нашей редакции. Поэтому мне осталось только не согласиться с главным тезисом Нурсултана Назарбаева, что всё, что экономические и политические группы сегодня имеют в смысле финансовых и политических возможностей, состоялось только благодаря политике государства. Это справедливо по отношению к проназарбаевскому лагерю, членам его семьи, приближенным из числа Машкевичей и Кимов, но никак к большинству граждан страны.
Именно поэтому сегодня страна разделилась на два лагеря и число равнодушных казахстанцев уменьшается: все начинают понимать, что наступило время Выбора пути: или туда, куда вела Казахстан все эти годы клика Нурсултана Назарбаева или в сторону подлинной демократии, в которой мы никогда не жили и не будем жить, если будем слушать тех, кто не раз нас обманывал, и будет продолжать обманывать во имя личной выгоды.
Три рубежа защиты
После выступления главы государства на съезде стала понятной схема политической самозащиты Нурсултана Назарбаева. Первый ее эшелон составляет государственное устройство, дающее президенту множество прав, полномочий и преференций и снимающее с него даже минимальную ответственность за содеянное. Однако поскольку эта линия защиты трещит по швам, президент строит вторую и третью.
В качестве второй линии самозащиты будет выступать республиканская политическая партия «Отан», которая практически представляет слепок с существующего у нас государства: все решает единолично председатель партии, начиная от формирования высших органов управления и кончая принятием программных решений. Пока эта линия слаба, но она может стать сильнее, если партийная карьера прельстит множество молодых и энергичных казахстанцев, которым сегодня нет пути наверх на государственной службе.
Третья линия самозащиты уже выстроена. Она заключается в том, что вторую должность в стране, председателя Сената Парламента занимает самый преданный Нурсултану Назарбаеву человек. И если вдруг наступит время второго президента, то им должен стать «серый кардинал», который будет защищать первого как самого себя.
А чтобы напор оппозиции не прорвал оборону, президент готов пойти ей навстречу. Он согласен частично принять и реализовать требования своих оппонентов трехгодичной давности в надежде, что все обойдется. Пожалуй, Нурсултану Назарбаеву не позавидуешь. Это как раз тот самый случай, когда покинуть должность сложнее, чем ее занять.
В своем выступлении на съезде «Отана» Нурсултан НАЗАРБАЕВ сказал: ''Как гарант Конституции Республики Казахстан я буду жестко требовать от всех неукоснительного исполнения ее положений''.
Но если бы Гарант Конституции неукоснительно подчинялся бы второму ее пункту 43-й статьи, которая гласит: «На период осуществления своих полномочий Президент Республики приостанавливает свою деятельность в политической партии», он не являлся бы председателем одной из политических партий. Не проводил бы в ней ключевых назначений. Не изменял бы устав. Не определял бы основные направления деятельности на очередной "отчетный период".
Он не стал бы делать того, что запрещает ему основной закон страны.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |