Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Соотечественники,
28 июня 2004

Дружба, скрепленная газом

Андрей Смирнов

Россия и Узбекистан договорились о стратегическом партнерстве на ближайшие 35 лет

Прошедшие недавно в Центральной Азии подряд три встречи на высшем уровне глав государств, входящих в ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭс, несколько затмили состоявшиеся в их рамках двусторонние встречи, которые порой имели не меньшее (а иногда даже и большее) значение для региона, чем упомянутые саммиты. Одной из таких встреч можно смело назвать прошедшие в Ташкенте переговоры между президентами России и Узбекистана Владимиром Путиным и Исламом Каримовым.

Заметный поворот к лучшему в довольно прохладных до этого отношениях Москвы и Ташкента наметился еще в ходе апрельского визита Ислама Каримова в Россию. До этого Узбекистан имел стойкую репутацию самого проамериканского режима в Центральной Азии (если не считать, конечно, Афганистана) и всячески избегал расширения своего участия в инициированных Россией интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Но проблемы с Вашингтоном по поводу нарушений прав человека в Узбекистане, разочарование в масштабах ожидавшейся американской помощи и нарастание угрозы терроризма ("СГ" уже писала об этом в одном из предыдущих номеров) подтолкнули узбекское руководство к активизации московского вектора своей внешней политики.

Переговоры российского и узбекского лидеров в Ташкенте значительно развили итоги предыдущей московской встречи и завершились подписанием важных двусторонних документов. Во-первых, президенты Путин и Каримов подписали Договор о стратегическом партнерстве двух стран, направленном на создание в Центральной Азии прочной и эффективной системы региональной безопасности. Как отмечено в тексте договора, "Стратегическое партнерство, нацеленное на обеспечение взаимной безопасности, противодействие глобальным угрозам и вызовам, укрепление региональной стабильности, расширение сотрудничества в политической, экономической и гуманитарных сферах, формирует прочную основу долгосрочного и всестороннего развития отношений между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан".

В соответствии с положениями договора, стороны будут координировать "усилия, направленные на создание прочной и эффективной системы региональной безопасности в Центральной Азии". Наблюдатели отметили, что данный договор имеет бессрочный характер и будет оставаться в силе до тех пор, пока одна из сторон письменно не уведомит другую сторону о намерении прекратить его действие. В этом случае договор прекращает свое действие по истечении года с даты получения такого уведомления другой стороной.

Вторым документом, привлекшим, пожалуй, гораздо большее внимание международных наблюдателей, стал подписанный в ходе российско-узбекских переговоров беспрецедентный по своим масштабам и срокам контракт о совместной разработке узбекских газовых месторождений. Данный контракт в присутствии Владимира Путина и Ислама Каримова подписали глава российской компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов и вице-премьер Узбекистана Уткир Султанов. Условия контракта между "ЛУКОЙЛом" и национальной холдинговой компании "Узбекнефтегазом" предусматривают в рамках проекта "Кандым-Хаузак-Шады" разведку и добычу углеводородных запасов на юго-западе Узбекистана на основе раздела продукции. Срок контракта – 35 лет. Для его реализации создается консорциум инвесторов (90 процентов – "ЛУКОЙЛ", оставшиеся 10 процентов – "Узбекнефтегаз").

Объем капитальных затрат, которые почти целиком лягут на "ЛУКОЙЛ", – около 1 миллиарда долларов. Начало промышленной добычи газа намечено на 2007 год. Максимальный объем добычи по проекту предусматривается в 8,8 миллиардов кубометров газа в год, а на первом этапе его реализации – 2,8 миллиарда кубометров в год. Вагит Алекперов сообщил журналистам, что большую часть этого объема будут закупать структуры "Газпрома". По мнению руководителя "ЛУКОЙЛа", сейчас Узбекистан является весьма привлекательной страной с точки зрения направления инвестиций в его газовую отрасль. Как отметил Алекперов, "Проект стал возможен потому, что создана вся необходимая законодательная база, и сейчас нормативная база Узбекистана позволяет нам быть уверенными, что в ближайшие 35 лет мы будем получать свою долю рентабельности".

Комментируя подписание контракта, президент Путин отметил, что "это не может не вызывать одобрения". Очевидно, что российский лидер имел в виду взаимную выгодность газового контракта как для России, так и для Узбекистана. Ведь по проекту "Кандым-Хаузак-Шады" Россия получает эксклюзивное право на разработку и импорт узбекского газа, а Узбекистан получает гарантированные российские инвестиции в свою экономику на сумму 1 миллиард долларов. Кроме того, президент Владимир Путин на пресс-конференции в Ташкенте по итогам переговоров с Исламом Каримовым заявил о том, что "Газпром" планирует инвестировать в экономику Узбекистана еще более 1 миллиарда долларов.

По мнению многих экспертов, масштабный газовый проект может создать весьма прочный фундамент для долгосрочных союзнических отношений между Россией и Узбекистаном не только в экономической, но и в политической, военной и других сферах, по крайней мере, на ближайшие 35 лет. Для Узбекистана этот контракт также имеет особое значение, поскольку знаменует собой определенный прорыв. Ведь сам президент Каримов на пресс-конференции признал, что зарубежные инвесторы в Узбекистан не идут, а если и идут, то со вполне определенными целями. Как отметил президент Узбекистана, "мы не видим, что они заинтересованы в развитии тех отраслей, которые обеспечат самодостаточность нашего государства".

Возможно, Каримов таким образом намекнул на не слишком оправдавшиеся надежды узбекской политической элиты, связанные с развитием партнерства с США и другими странами Запада. Претендуя на определяющее влияние в центрально-азиатском регионе, западные партнеры Узбекистана заинтересованы не столько в его экономической самодостаточности, сколько в получении долгосрочных рычагов воздействия на его политику и позицию по ключевым региональным и мировым проблемам. Говоря о сложившейся системе отношений стран Центральной Азии с Западом, узбекский лидер отметил: "Были надежды, что мировой капитал придет в эти страны, и мы быстро войдем в число уже не развивающихся, а, как говорят некоторые из моих соседей, вполне развитых стран". Однако эти надежды явно не оправдались.

В то же время узбекское руководство пришло к осознанию того, что отношения с Россией имеют для республики гораздо большую значимость, чем это считалось ранее, а роль Москвы как объединяющего центра всего постсоветского пространства в решении экономических проблем и противодействии угрозе терроризма трудно оспаривать. Не случайно, Каримов, имеющий репутацию одного из самых проамериканских политиков на постсоветском пространстве, в ходе бесед с В.Путиным и дискуссий на саммите ШОС говорил о том, что центрально-азиатские республики уже устали от парада суверенитетов.

В этом смысле подписание российско-узбекского Договора о стратегическом партнерстве и газового контракта можно считать серьезной победой Москвы. Если все пойдет удачно, то не исключено, что Ташкент в обозримом будущем примет решение о своем вступлении в ОДКБ и, возможно, и ЕврАзЭс. До сих пор Узбекистан соглашался участвовать только в одном интеграционном объединении на территории СНГ – Шанхайской организации сотрудничества. Позитивным можно считать и то, что Россия все активней начинает подкреплять свои внешнеполитические инициативы серьезными экономическими проектами.

В то же время не стоит, видимо, впадать в слишком большую эйфорию по поводу безоблачности российско-узбекского партнерства в ближайшие 35 лет. Это все-таки немалый срок, и никто не может дать гарантий, что за это время ничего не измениться. Тем более, что и в самом Узбекистане и за его пределами есть явные противники более тесного сближения Москвы и Ташкента. Очевидно, что в немалой степени успешность стратегического партнерства между Россией и Узбекистаном будет зависеть и от того, насколько реализация газового контракта отразится на улучшении социально-экономического положения узбекского населения и стабилизации общественно-политической ситуации в республике.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ